Фрида Хансен
Фрида Хансен | |
---|---|
![]() Хансен в 1896 году | |
Рожденный | Фредерикке Болетта Петерсен 8 марта 1855 г. |
Умер | Осло , Норвегия | 12 марта 1931 г.
Национальность | норвежский |
Известный | Текстильное искусство, гобелены |
Движение | Модерн |
Фрида Хансен (8 марта 1855 — 12 марта 1931) — норвежская художница по текстилю в стиле модерн . Ее называют мостом между норвежскими и европейскими гобеленами, а некоторые из ее ткацких работ считаются одними из лучших в современном европейском текстильном искусстве. Ее работы принадлежат ряду музеев, в том числе Национальному музею-музею прикладного искусства в Осло, Музею Драммена , Художественному музею Ставангера и Музею северных стран в Стокгольме . [ 1 ] [ 2 ]


Ранний период жизни
[ редактировать ]Фредерикке Болетта Петерсен родилась в Хиллевоге , Ставангер , Норвегия. Ее родителями были Матильда Ф. Хеллисен (1824–1915) и Питер Сикериус Петерсен (1811–1875). Она выросла в очень богатой семье. Ее отец был купцом и главой JA Köhler & Co. [ 1 ] До замужества она твердо решила стать художницей и брала уроки рисования и живописи у Бернхарда Ханссена, Китти Килланд и Йохана Якоба Беннеттера . В 1873 году она вышла замуж за купца Ганса Вильгельма Северина Хансена (1842–1920), брата художника Карла Сундт-Хансена . Когда в 1875 году умер отец Фриды, пара переехала в Кёлерхусет в Хиллевоге . Фрида с энтузиазмом занялась строительством сада на своем участке. [ 3 ]
В 1888 году город пережил экономический спад. Plow & Sundt, семейный бизнес, которым руководил ее муж, обанкротился. Он сбежал за границу на несколько лет, и на Фриде осталась единоличная ответственность за семью. Двое из троих ее детей умерли. Чтобы получить доход, она начала вышивальный бизнес у себя дома. В вышивальной мастерской ремонтировали старые гобелены, и в ходе этих ремонтных работ она заинтересовалась древними техниками, которые использовались для создания изображений. [ 4 ]
В 1889 году она была участницей первого в стране курса ткачества, организованного Рэнди Блером в Лэрдале в Согне. Когда был проведён вводный курс , Хансен приобрела ткацкий станок с варп-утяжелителем и быстро начала создавать свои собственные изображения. Через некоторое время она начала продавать гобелены, а также провела выставки в нескольких норвежских городах. В мае 1892 года Хансен переехал в Осло и основал Ателье национального Tæppevæving с красильной мастерской. Ее знания о крашении пряжи легли в основу пряжи, которую Norges Husflidslag выставила на продажу. [ 5 ] [ 6 ]
Обучение за рубежом
[ редактировать ]Весной 1895 года Хансен смог учиться за границей: сначала в Кельне, чтобы изучать средневековое искусство, а затем в Париже , чтобы изучать рисование с натуры. Импульс, который она принесла из-за границы, имел решающее значение для ее развития. В Европе преобладающее художественное движение находилось в процессе перехода от национального и традиционного к символизму и модерну ( югендстилю ). [ 7 ]
Норвежское плетение картинок
[ редактировать ]
С 1897 по 1906 год Хансен руководила Det norske Billedvæveri , мастерской, которая в основном работала по ее выкройкам. Там она занималась рисованием, ткачеством и преподаванием. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Хансен была награждена золотой медалью за свой гобелен Melkeveien («Млечный Путь»). Ковер уже был куплен для Музея искусства и искусства в Гамбурге . Экспериментальные методы привели к созданию специального прозрачного плетения, которое Хансен запатентовал. Эта техника использовалась для создания портьер или перегородок. [ 8 ]
На рубеже веков модерн постепенно вышел из моды, и к 1920 году искусство Хансена уже не пользовалось таким спросом. В 1915 году Хансен получила золотую Королевскую медаль за заслуги перед работой художницы по текстилю. С 1926 года и до своей смерти в 1931 году Хансен работала над настенным гобеленом Святого Олафа в соборе Ставангера . Хансен умер в Осло и был похоронен на кладбище Уллернской церкви .
Работа
[ редактировать ]
Работы Хансена образуют мост между норвежскими и европейскими гобеленами. Природа была важным источником вдохновения, а цветы были для нее особенными. На нее сильно повлияла теория английского дизайнера по текстилю Уильяма Морриса . Природа была ключом, который Моррис добросовестно показал с помощью абстракции и упрощения. Когда Хансен хотела нарисовать цветок, она рисовала его прямо сверху или сбоку, как это делал до нее Моррис. Хансен был особенно обеспокоен тем, чтобы текстиль не был сотканными картинами, а имел свое собственное выражение. Что общего между ней и Моррисом, так это уважение и смирение по отношению к природе. Хансен очень любила цветы - общую тему ее гобеленов. [ 9 ]
Ее гобелены часто обвиняли в том, что они не отражают норвежское искусство и культуру. В 1890-х и начале 1900-х годов норвежская национальность была важна, поскольку искусство (среди прочего) отражало типичную норвежскую сущность. Хансен ответил на критику, сделав искусство более интернациональным, во многом похожее на декоративное искусство Морриса. Одна из работ Хансена висит в Королевском дворце в Осло . Есть два национальных гобелена, созданных Герхардом Мунте , но сотканных Хансеном. Мунте считала, что она лучше всех в стране справилась с этой задачей. В замке висят гобелены из «Саги о Сигурде Крестоносце» . Дизайн сначала был нарисован на картоне, а затем перенесен на ткацкий станок. Часто мастерская состояла из людей с разными задачами: один человек, который красил пряжу и оформлял карту, и ткач, который перешел на ткацкий станок. Однако Хансен была технически подкована и все делала сама. Обычно она создавала полноразмерные открытки, красила пряжу и занималась переводом. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б http://erlingjensen.net/Historie/fridahansen.htm. Архивировано 4 августа 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Фрида Хансен» . Художественный музей Ставангера. Архивировано из оригинала 16 декабря 2017 года . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ «Фрида (Петерсен) Хансен» . Домик Фриды Хансен №37 . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ «Фрида Хансен» . Фрида Хансен Гус. Архивировано из оригинала 14 мая 2019 года . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ «Norges Husflidslag — Норвежская ассоциация народного искусства и ремесел» . Норвежская ассоциация домоводов . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ «Опстадский ткацкий станок» . visitsunnhordland.no . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ «Фрида Хансен» . Большой норвежский лексикон . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ Трэвис Бойер. «Фабрикадабра: Фрида Хансен, 1855–1931» . maharam.com . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ «Жизнь и творчество Уильяма Морриса» . Общество Уильяма Морриса . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ «Сага о Сигурде Крестоносце и его братьях Эйстейне и Олафе» . Хеймскрингла . Проверено 1 декабря 2017 г.
Литература
[ редактировать ]
- Кнут Берг изд. (1981). История норвежского искусства, том 5 - Национальный рост. Норвежское издательство Gyldendal, Осло. ISBN 8205122687 .
- Туэ, Анника (1986): Фрида Хансен. Европеец в норвежском текстильном искусстве около 1900 года. University Press. ISBN 978-82-00-07203-4
- Туэ, Анника (1973): Фрида Хансен (1855-1931) гобелен от Европы до норвежского искусства. Осло.