Зайнаддин ибн аль-Аджами
Зайнаддин ибн аль-Аджами | |
---|---|
Рожденный | Октябрь 1195 г. н. э. |
Умер | 11 мая 1276 г. (80 лет) |
Другие имена | Абдулмалик б. Шарафаддин Абдаллах б. Абдаррахман ибн аль-Карабиси |
Род занятий | Литературовед и религиовед |
Известный | Составление первого сохранившегося сборника арабских загадок одного автора. |
Зайнаддин ибн аль-Аджами , также известный как Абдалмалик б. Шарафаддин Абдаллах б. Абдаррахман ибн аль-Карабиси (Зу ль-Када 591–25 Зуль-Када 674 хиджры / октябрь 1195–11 мая 1276 г. н. э.), был литературным и религиоведом из Алеппо , связанным с двором султана аль Айюбидов -Малика. ан-Насир Юсуф (годы правления 634–658/1236–1260). Он известен тем, что составил первый сохранившийся сборник арабских загадок одного автора, который также является «вторым старейшим сохранившимся арабским произведением, посвященным исключительно загадкам». [ 1 ] : 80
Жизнь
[ редактировать ]Ибн аль-Аджами родился в семье Бану ль-Аджами, выдающихся представителей шафиитской школы юриспруденции в Алеппо (XI-XII века). [ 1 ] : 68 Их эпитет аль-Аджами («Перс») отражал корни семьи в Нишапуре , а их политическая позиция была подкреплена приверженностью династии Айюбидов идеям Шафии. [ 1 ] : 68 Ибн аль-Аджами учился у Бахааддина ибн Шаддада (539–632/1145–1235), Ифтихарадина аль-Хашими (539–616/1144–1219), Абдаррахмана Ибтана аль-Устана . 623/1226) и Муваффакаддин ибн Яиш (553–643/1158–1245). [ 1 ] : 68–69 В 616/1219–20 гг. Ибн аль-Аджами был назначен кади ; он стал муидом в медресе Сайфия в 617/1220 году и к 1230-м годам принимал участие в придворной жизни Алепина. Он получил должность преподавателя в медресе Нурия в 656/1258–1259 годах, а также стал главой суфийских орденов. В течение месяцев Мухаррам-Оумада 1659 г./январь-май 1261 г. он достиг должности судьи, но монгольские вторжения вынудили его бежать в Дамаск, где он стал заместителем кади Ибн Халликана (608–681/1211–1282). Давление монгольских вторжений вынудило его в 661/1262–63 гг. Отступить дальше, в Каир, где он получил должность в мечети Ибн Руззика через офис кади Таджаддина Абдалваххаба б. Халаф (ум. 665/1266–67). Он продолжал юридическую работу под руководством преемника Таджаддина Такияддина ибн Разина до своей смерти. Он был похоронен на кладбище Мукаттам, недалеко от могилы самого аш-Шафии . [ 1 ] : 69
Работа
[ редактировать ]Сообщается, что Ибн аль-Аджами составил один сборник любовных стихов, другой — светских восхваляющих стихов, а третий — стихов, восхваляющих Пророка, проповедей, книгу о суфизме и макамата . Из этих произведений сохранилось лишь около двадцати эпиграмм, цитируемых в Ибн аш-Шахара Джуман » «Калаид аль- и Мухаммеда Рагиба в «Илам ан-нубалах би-тарих Халаб аль-шахбах» аль-Таббаха . [ 1 ] : 69
Однако в 2020 году Нефели Папуцакис сообщила о своем открытии уникальной, вероятно, с автографом и ранее неправильно каталогизированной рукописи почти двухсот загадок Ибн аль-Аджами (вместе с комментариями Ибн аль-Аджами о значениях его собственных загадок): середина -тринадцатый век, Китаб иджаз аль-мунаджи фи ль-алгаз ва-л-ахаджи (переведено Нефели Папуцакисом как «Смущение доверенного лица: о загадках и шарадах»). Сохранилось 203 листа, один или два из которых после листа 180 утеряны. Работа посвящена аль-Малику ан-Наширу Юсуфу, и действительно, рукопись, вероятно, сама была подарена ему. [ 1 ] : 70 Работа открывается извинением за загадку, основанную на « Китаб аль-иджаз фи аль-ахаджи ва аль-алгаз» Абу аль-Маали аль-Хазири (ум. 568/1172). [ 1 ] : 71 Затем в нем представлены 192 стихотворные загадки, состоящие из 991 строки в рукописи в ее нынешнем виде, расположенные в алфавитном порядке их рифмованного звука. Каждая загадка озаглавлена с ее решением и сопровождается филологическим комментарием. [ 1 ] : 71–72 Большинство загадок являются настоящими загадками , хотя есть также около двадцати муаммаятов . [ 1 ] : 72 Далее идут двадцать загадок и тому подобных ребусов в рифмованной прозе. Сборник завершается двадцатью шарадами ( ахаджи ). [ 1 ] : 72 По оценке Папуцакиса, «работы Зайнаддина свидетельствуют о расцвете литературной загадки в Айюбидской Сирии и о той популярности, которой она пользовалась при дворах Айюбидов и в элитных кругах в целом». [ 1 ] : 79