Сабина фон Штайнбах
Сабина фон Штайнбах Согласно легенде, была женщиной -каменщиком, жившей в Эльзасе (ныне восточная Франция ) в 13 веке. Говорят, что она была дочерью Эрвина фон Штайнбаха , архитектора и мастера-строителя Нотр-Дам де Страсбург , собора в Страсбурге . Когда после смерти ее отца ее брат Иоганн продолжал строить башню собора с 1318 по 1339 год, Сабина, как полагают, работала опытным каменщиком и скульптором при ее завершении. Однако существуют серьезные сомнения в ее существовании.
Работа
[ редактировать ]Сабина традиционно считается автором статуй, олицетворяющих и церковь синагогу ( обе 13 века), которые расположены возле южных порталов собора.
Постоянно цитируемая традиция о Сабине как каменщике в Страсбурге , по-видимому, была впервые опубликована в 1617 году Summum Argentoratensivm Templum Осеасом Шадеусом в его описании Страсбургского собора. Такое понимание, возможно, возникло в результате интерпретации ныне утерянной латинской надписи на свитке, который держит фигура святого Иоанна: GRATIA DIVINÆ PIETATIS ADESTO SAVINÆ DE PETRADVRA PERQVAM SVM FACTA Figura . Оно переводится: «Благодаря благочестию этой женщины, Сабины, которая придала мне форму из этого твердого камня».
Женщины-каменщики
[ редактировать ]Женщины были допущены к членству в большинстве средневековых ремесленных гильдий, но членство в гильдии не давало права быть учеником, хотя и подразумевало, что женщина-член могла участвовать во всех ее благах, как благочестивых, так и денежных, а также в в случае смерти ее мужа (он был мастером) он мог бы продолжить свое ремесло. Это легко делалось с помощью управляющего подмастерья, и известно, что было предусмотрено, что подмастерье, женившись на такой вдове, сразу же приобрело хозяйские права. Каменщики часто отправлялись в отдаленные места для работы, строительство которой могло длиться десятилетия, и, естественно, брали с собой своих жен и детей.
Наем фон Штайнбахом своей дочери Сабины среди страсбургских каменщиков не был просто нарушением, допущенным провинциальной ложей, пренебрегавшей надлежащими цеховыми обрядами. До захвата города Францией в 1681 году штаб-квартира немецких каменщиков находилась в Страсбурге (даже в 1760 году Страсбургская ложа все еще требовала дани от лож Германии). Действительно, американский историк Альберт Макки в своей «Энциклопедии масонства » приводит теорию, «которая относит организацию Ордена масонства к зданию Страсбургского собора в 1275 году».
Некоторые утверждают, что Сабина взяла на себя контракт на работу своего отца в Страсбурге после смерти главного строителя и довела его до завершения. Другие утверждают, что она просто помогала отцу. Третьи утверждают, что Сабина завершила строительство собора сама, с помощью «магии», когда другие каменщики отказались с ней работать.
Сомнения в существовании Сабины фон Штайнбах
[ редактировать ]
Историки искусства за последние несколько десятилетий поставили под сомнение историю Сабины фон Штайнбах. Они основывают свои сомнения на ряде неточностей, включая повторное исследование ныне утерянной надписи на свитке, который держит фигура Святого Иоанна, скульптуре, приписываемой Сабине. Историк искусства Лесли Росс в своей книге «Художники средневековья» (Greenwood Publishing Group, 2003) утверждает, что история Сабины, вероятно, была создана для дальнейшей романтизации истории ее предполагаемого отца. Хотя нет никаких сомнений в том, что Эрвин фон Штайнбах действительно существовал, о нем известно так мало, что его фактически пришлось «открыть». Росс пишет:
Дочь Эрвина, Сабина фон Штайнбах, также была «открыта» в девятнадцатом веке. Основываясь на (ныне утерянной) надписи на одной из скульптур снаружи Страсбургского собора (названной «Савина»), ученый девятнадцатого века приписал несколько известных скульптур как снаружи, так и внутри собора ранее непризнанным но чрезвычайно искусная женщина-скульптор Сабина фон Штайнбах, дочь Эрвина. То, что рассматриваемые скульптуры относятся к периоду примерно за четыре десятилетия до работы Эрвина в соборе, очевидно, тогда не признавалось или не считалось вовсе проблематичным. Имя Сабины фон Штайнбах продолжает встречаться в исследованиях средневековых художниц.
Другой историк искусства, Натали Харрис Блюстоун, в своей книге «Двойное видение: перспективы гендера и визуальных искусств» (Associated University Press, 1995) далее объясняет это недоразумение:
Легенда о Сабине возникла из-за неправильного прочтения и неправильного перевода надписи на портале, в которой некая «Сабина» идентифицируется как даритель, который позволил вырезать скульптуры из «петра-дура» или твердого (читай «дорогого») камня. . «Штайнбах» не является буквальным переводом слова «петра дура» и, вероятно, проистекает из некоторого желания развить романтическую легенду, выросшую вокруг имени (задокументированного) Эрвина. Фактически, стиль псевдосабианских фигур Экклесии и Синагоги указывает на то, что они были изготовлены ок. 1225 г., примерно за пятьдесят лет до зарегистрированной деятельности Эрвина и задолго до его смерти, которая, по легенде, послужила поводом для вмешательства Сабины.
Но она добавляет:
Однако истина, заключенная в этой легенде, заключается в ее примере западной средневековой традиции: женщина-художница, которая учится своему ремеслу у художника-отца (или другого родственника мужского пола, например, мужа, брата или дяди). В этих обстоятельствах женщина из ремесленного класса имела бы доступ к такому обучению. В случае смерти художника-мужчины дочь/жена/сестра/племянница унаследовала его мастерскую и руководила ею. В записях гильдий позднего средневековья жены неоднократно описываются как деловые партнеры и, в частности, разрешается им наследовать и перенимать ремесло или торговлю своего умершего мужа.
Ссылки
[ редактировать ]- Гулд, РФ (1882 г.). История масонства . Лондон: Томас С. Джек.
- Кидд, Карен (2009). Палаты с привидениями: жизнь первых женщин-масонов . США: Издательство Cornerstone Book.
- Макки, AG (1917). Энциклопедия масонства . Филадельфия: МакКлюр.
- Росс, Л. (2003). Художники Средневековья . Гринвуд Пресс. ISBN 9780313319037 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Церковь и синагога, ок. XIII век, Сабина фон Штайнбах. Архивировано 18 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- Легенда о Страсбургском соборе Общества масонских поэтов.