14-Х
14-Х | |
---|---|
![]() | |
Художественная концепция демонстратора 14-XW | |
Роль | ГПВРД |
Национальное происхождение | Бразилия |
Производитель | Департамент аэрокосмической науки и технологий (DCTA) |
Дизайнер | Институт перспективных исследований DCTA |
Первый полет | 14 декабря 2021 г. |
Статус | Летные испытания |
Основные пользователи | Бразильские ВВС Бразильское космическое агентство |
14 -X — это бразильский прямоточный воздушно-реактивный двигатель, разрабатываемый Лабораторией аэротермодинамики и гиперзвука Генри Т. Нагамацу из Института перспективных исследований (IEAv) Департамента аэрокосмической науки и технологий в рамках PropHiper (португальский: Projeto de Propulsão Hipersônica). 14-Х ). [ 1 ] [ 2 ] Название является отсылкой к номеру 14-bis бразильского изобретателя и пионера авиации Альберто Сантос-Дюмона . [ 3 ]
ВВС Бразилии провели первый квалификационный испытательный полет двигателя 14-X 14 декабря 2021 года с космодрома Алькантара . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Разработка
[ редактировать ]Бразилия проводит исследования в области атмосферной гиперзвуковой техники с 1990-х годов. [ 1 ] но план развития был задуман только в 2007 году в рамках проекта PropHiper , официально утвержденного ВВС в 2008 году, [ 8 ] когда инженер-капитан ВВС Бразилии Тьяго Кавальканти Ролим поступил в магистратуру Технологического института аэронаутики (ITA) и получил одобрение на диссертацию по конфигурации волнового аппарата . [ 3 ] Разработка проекта началась с экспериментальной модели Института перспективных исследований в том же году. [ 3 ] Испытания гиперзвукового двигателя начались в октябре 2009 года. [ 2 ]
Детали проекта
[ редактировать ]
14-XS
(DCTA) ВВС 2 декабря 2021 года Департамент аэрокосмической науки и технологий объявил о начале операции Крузейро, стремясь провести первый полет 14-X. [ 9 ] Дата полета держалась в секрете. [ 9 ]
Первый испытательный полет ГПВРД 14-X состоялся в Космическом центре Алькантара с использованием автомобиля-демонстратора гиперзвуковых технологий под названием 14-XS. Корабль был поднят на высоту около 30 км с помощью ракеты-носителя VSB-30 перед активацией 14-X, в результате которой аппарат достиг апогея 160 км и контролировался станцией слежения стартового центра Баррейра-ду-Инферно в Риу-Гранде. do Norte , преодолев расстояние примерно 200 км, прежде чем оказаться в безопасном месте в Атлантическом океане . [ 4 ] [ 10 ]
Разработка проекта 14-Х предполагает строительство четырех машин-демонстраторов гиперзвуковых технологий, каждый из которых преследует свои демонстрационные задачи: [ 1 ]
- 14-XS : баллистический восходящий полет со сверхзвуковым горением;
- 14-XSP : баллистический восходящий полет с атмосферным гиперзвуковым двигателем;
- 14-XW : Демонстрация планирующего полета без двигательной установки управляемого и маневренного гиперзвукового аппарата с системами наведения, навигации и управления при гиперзвуковом стратосферном полете;
- 14-XWP : автономный полет управляемого и маневренного аппарата с активным атмосферным гиперзвуковым движителем.
Цель
[ редактировать ]Эта технология рассматривается Бразилией как один из наиболее эффективных способов доступа в космос в ближайшем будущем и может быть использована для вывода спутников на орбиту и выполнения суборбитальных полетов. [ 3 ] [ 2 ] Его также можно использовать в других областях, таких как разработка межконтинентальных баллистических ракет с более мощной ракетой или в гражданской авиации . [ 2 ]
История операций
[ редактировать ]Список проведенных операций 14-Х:
Дата | Транспортное средство | Миссия | Результаты | Ссылка |
---|---|---|---|---|
14 декабря 2021 г. | 14-Х (XS ВСБ-30 В32 ) | Квалификация ( Круизная эксплуатация ) | Успех | [ 4 ] |
См. также
[ редактировать ]- Баллистическая ракета
- Бразильская космическая программа
- Крылатая ракета
- ГПВРД
- Программы ГПВРД
- Вейврайдер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Гиперзвуковая двигательная установка: Проект 14-Х» . ВВС Бразилии (на португальском языке). 11 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «14-X ГИПЕРСОНИК — БУДУЩЕЕ ДЛЯ FAB» . ДЕФЕСАБР (на португальском языке). 5 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «От 14-бис до 14-Х» . ИСТОЭ (на португальском языке). 28 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 г. . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «ФАБ проводит первые летные испытания гиперзвукового авиационного двигателя 14-Х» . Бразильские ВВС . 16 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2021 года . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ «CLA и график его выпуска до 2022 года» . Бразильский космос . 21 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Завершен очередной этап проекта создания гиперзвукового корабля» . ВВС Бразилии (на португальском языке). 21 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2020 года . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Бразилия испытает 14-X в операции Cruise» . Infodefensa.com (на испанском языке). 3 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2020 года . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Проект 14-X — Бразилия в эпоху гиперзвуковых двигателей» . Воздушная и военно-морская оборона (на португальском языке). 11 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «DCTA отправляет CLA подготовку к операции Крузейро» . ВВС Бразилии (на португальском языке). 2 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2021 года . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ «ФАБ проводит первые летные испытания гиперзвукового авиационного двигателя 14-Х» . Журнал технологий и обороны (на португальском языке). 16 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2021 года . Проверено 21 декабря 2021 г.