Jump to content

Переходы от античности к феодализму

«Переходы от античности к феодализму» — книга Перри Андерсона .

Содержание

[ редактировать ]

В предисловии представлено эссе, служащее прелюдией к более широкому исследованию « Происхождение абсолютистского государства» . Эти две работы взаимосвязаны, образуя единый аргумент, несмотря на то, что они затрагивают разные исторические периоды. Он устраняет разрыв между древней историей и феодализмом, утверждая, что их следует рассматривать вместе. Он исследует классическую древность, переход к средневековью и развитие феодализма в Европе, уделяя особое внимание региональным разделениям. В продолжении будет обсуждаться связь абсолютизма с феодализмом и античностью. В предисловии признаются ограничения книги, поскольку в ней отсутствуют прямые исследования первичных исторических источников. Вместо этого они полагаются на прочтение работ современных историков. Цель книги — спровоцировать дискуссию, а не представить закрытые тезисы. Они действуют в рамках исторического материализма, излагая принципы использования марксистского анализа, не давая ему особых привилегий. В предисловии подчеркивается необходимость критической оценки работ Маркса и Энгельса и включения немарксистских научных исследований в марксистские исторические исследования. [ 1 ]

Классическая античность

[ редактировать ]

В первой главе книга углубляется в рабовладельческий способ производства в классической античности, противопоставляя его феодализму и капитализму. Он подчеркивает значение рабства в экономической и социальной структуре древних цивилизаций, особенно в Греции и Риме. Рабство способствовало развитию городов и сельскохозяйственному производству, но также ограничивало технологический прогресс и экономические инновации. В книге обсуждается роль рабства в формировании динамики города и деревни, стагнация технологических достижений и колониальный характер классических цивилизаций. В целом, он подчеркивает ключевую роль рабства в классической античности и его влияние на траекторию исторического развития. [ 1 ]

После этого Андерсон дает всесторонний обзор развития древнегреческой цивилизации, уделяя особое внимание возникновению городов-государств, особенно Афин и Спарты, а также факторам, которые сформировали их политические, социальные и экономические структуры. Повествование начинается с краха микенской цивилизации и последовавшего за ним Темного века, за которым следует постепенный подъем городов-государств в эпоху архаики. В этот период произошел переход от племенной аристократии к тирании, что заложило основу классического полиса. Появление тиранов в VII и VI веках до нашей эры совпало с экономическим ростом, вызванным зарубежной колонизацией, развитием сельского хозяйства и ростом торговли. Тираны, часто поддерживаемые низшими классами, проводили экономические реформы и политические изменения, которые бросали вызов аристократическому правлению. Андерсон противопоставляет уникальную социальную структуру Спарты, характеризующуюся обществом, ориентированным на военные действия, и порабощением илотов, с развитием демократии в Афинах, чему способствуют реформы и разнообразная экономика, поддерживаемая рабским трудом и морской торговлей. Имперская экспансия Афин, финансируемая их серебряными рудниками и военно-морской мощью, привела к созданию империи, которая опиралась на дань от подчиненных государств. Однако демократические принципы Афин вступили в противоречие с их имперскими амбициями, что в конечном итоге способствовало их падению в Пелопоннесской войне. Пелопоннесская война и вмешательство персов ознаменовали упадок греческих городов-государств в 4 веке до нашей эры, сигнализируя о конце их имперских устремлений и наступлении финансовых и военных проблем, которые предвещали их окончательный упадок. [ 1 ]

В главе «Эллинистический мир» Андерсон исследует возникновение и характеристики эллинистического мира, уделяя особое внимание возникновению Македонской империи при Филиппе II и Александре Великом и последующем разделении империи Александра между его генералами, известными как диадохи. ". Он подчеркивает гибридную природу эллинистических государств, сочетавших греческие и восточные элементы в своем управлении, экономике и обществе. Македонская монархия с ее племенным происхождением и иерархической социальной структурой расширилась за счет военных завоеваний и интеграции греческой цивилизации. Военные инновации Филиппа II, такие как македонская фаланга, способствовали расширению империи в Азию. После смерти Александра его империя была разделена между его генералами, что привело к возникновению эллинистических государств, таких как королевства Селевкидов, Птолемеев и Атталидов. Эти королевства унаследовали автократические традиции и ввели поклонение правителю. Эллинистический период стал свидетелем резкого роста городов, урбанизации и международной торговли, что привело к экономическому процветанию. Греческие города были основаны по всему Ближнему Востоку, создавая плотную городскую сеть и облегчая торговые пути. Несмотря на городскую направленность, сельское общество в эллинистическом мире сохранило традиционные аграрные структуры с ограниченным распространением рабства и различиями в землевладении и эксплуатации в разных эллинистических государствах. Эллинистические государства переняли смесь греческих и восточных административных практик, характеризующихся централизованной королевской властью, бюрократическим аппаратом и системами патронажа. Однако отсутствие единых правовых кодексов и территориальных обозначений способствовало аморфному характеру государственных систем. В эллинистический период наблюдался значительный прогресс в области технологий, науки и культуры, особенно в Александрии, которая стала центром интеллектуальных инноваций. Однако эти события часто были обусловлены королевскими интересами и военными приоритетами. [ 1 ]

В главе «Рим» Андерсон представляет подробный анализ упадка и падения Западной Римской империи, уделяя особое внимание различным социальным, экономическим и политическим факторам, которые способствовали ее краху. Запад был настоящим испытательным полигоном римской имперской экспансии, где римская система прочно утвердилась. Напротив, на Востоке уже существовала эллинистическая цивилизация, которая частично совпадала с римскими завоеваниями. Запад сильнее пострадал от сокращения населения по сравнению с Востоком из-за менее густонаселенных регионов. Упадок рабства привел к возникновению зависимой принадлежности к земле, известной как колонат, прежде всего на Западе. Появление этой системы, наряду с тяжелым налогообложением и финансовым бременем, усугубило экономические трудности. На Западе наблюдалась концентрация богатства и власти среди сенаторской аристократии, которая восстановила политическое влияние после периода Тетрархии. Эта аристократия контролировала огромные поместья и становилась все более доминирующей. Западный военный аппарат пришел в упадок, поскольку власть вернулась к сенаторскому классу, что привело к уязвимости в защите от внешних угроз. Запад стал свидетелем широкомасштабных крестьянских восстаний против жесткого налогообложения, землевладения и колонатной системы. Эти восстания еще больше дестабилизировали регион. Сочетание внутренних раздоров, экономических трудностей и внешнего давления в конечном итоге привело к краху Западной Римской империи. [ 1 ]

Андерсон обсуждает социальную и экономическую динамику германских племен в римскую эпоху в главе «Германское происхождение». Первоначально характеризовавшиеся общинным способом производства и примитивной социальной структурой, германские племена претерпели значительные изменения под римским влиянием. Торговля с римлянами привела к внутреннему расслоению, лидерами которого стали богатые воины. Присутствие Римской империи ускорило социальную дифференциацию, что привело к появлению наследственной аристократии и династических родословных внутри племен. Кроме того, интеграция германских воинов в римскую армию способствовала социальным изменениям, вводя концепции политической автократии, социального ранга и военной дисциплины. К V веку германское общество значительно развилось по сравнению с его первоначальной формой, проложив путь к возможному возникновению феодализма через столкновение и слияние римских и германских социальных формаций. [ 1 ]

В главе «Вторжения» Андерсон описывает две фазы германских вторжений в Западную Римскую империю. На первом этапе, характеризующемся свевами, вандалами и аланами, было разграбление Рима и создание варварских государств. У этих захватчиков не было возможности заменить римскую систему, что привело к дуалистическому управлению, сочетающему римские и германские структуры. Вторая фаза, отмеченная франкским, англосаксонским и лангобардским движениями, привела к более глубоким и продолжительным изменениям, включая лингвистические сдвиги и возникновение феодализма. В этот период произошло снижение римского влияния и смешение германских и римских элементов в управлении и культуре. Несмотря на эти изменения, целостный новый социальный порядок оставался недостижимым. Андерсон предполагает, что только настоящий синтез может привести к такому результату, причем ранние признаки появляются в форме лингвистического слияния германских и римских элементов. [ 1 ]

В главе «На пути к синтезу» Андерсон углубляется в сложный процесс перехода от Римской империи к феодализму в средневековой Европе, проливая свет на ключевые факторы и события. Это подчеркивает ключевую роль, которую играет христианская церковь не только как культурный проводник, но и как катализатор изменения отношения к труду и обществу посредством распространения монашества. Затем повествование обращается к Каролингской монархии, особенно при Карле Великом, исследуя ее значительные административные реформы и обширные военные кампании, направленные на объединение западных территорий. Подробное внимание уделено возникновению в этот период таких феодальных институтов, как вассальная власть и поместная система. В нем подробно рассматривается постепенное слияние личной верности и земельных пожалований, ведущее к формированию феодальной связи, при которой крестьянство все больше привязывается к земле и подчиняется барской власти. Кроме того, Андерсон исследует экономические и социальные последствия правления Каролингов, включая консолидацию крупных поместий и растущее подчинение сельского населения. По мере того как Каролингская империя приходила в упадок, внешние угрозы и внутренние раздоры ускорили ее упадок, проложив путь к фрагментации власти и возникновению локальных феодальных структур. Этот переходный период отмечен распространением частных укреплений, усилением региональных лордов и усилением крепостного права. В целом Андерсон представляет всесторонний анализ многогранных процессов, которые сформировали эволюцию от римского управления к феодализму в средневековой Европе. [ 1 ]

Западная Европа

[ редактировать ]

Андерсон описывает феодальный способ производства в Западной Европе, характеризующийся сложным единством, вращающимся вокруг земли и натурального хозяйства, где ни труд, ни его продукты не были товаром. Он проясняет отношения между феодалами и крестьянами-производителями, где последние были привязаны к земле и подвергались различным формам внеэкономического принуждения, таким как отработочные услуги и рента, причитающаяся лордам. Выделяются три структурные особенности западного феодализма: сосуществование общинных деревенских земель и крестьянских аллодов наряду с поместьями, возникновение автономных средневековых городов в рамках естественно-аграрной экономики и присущая вершине феодальной иерархии двусмысленность, где монархическая власть власть была ограничена взаимными узами верности вассалам. Андерсон далее объясняет, как феодальная система исключала обширную бюрократию, что привело к созданию отдельных идеологических орденов, в частности, автономной церкви, и сужению светского правительства до осуществления правосудия, которое охватывало более широкий спектр деятельности, чем современное правосудие, из-за его Ключевое положение в феодальной политической системе. [ 1 ]

В «Типологии социальных формаций» Андерсон дает всесторонний обзор развития феодализма в различных регионах Европы, уделяя особое внимание Германии, Италии, Испании и Португалии. В Германии феодализм развивался медленно, с региональными различиями и борьбой за власть. Династия Оттонов пыталась объединить страну посредством королевской власти и союзов с церковью, но столкнулась с проблемами со стороны конкурирующих герцогств. Спор об инвестициях еще больше ослабил королевскую власть, что привело к возникновению основных герцогств и неполной феодальной иерархии. Феодализм в Италии находился под влиянием классических традиций и городских коммун. Возникновение городов-государств привело к конфликтам между купцами, дворянами и гильдиями, что привело к фрагментации политического ландшафта. Феодализм был менее распространен в Италии по сравнению с Северной Европой. Феодализм в Испании сформировался в результате Реконкисты против мусульманского правления. На севере происходило медленное завоевание, которое привело к созданию свободных крестьянских общин, а на юге произошла быстрая феодализация с крахом мусульманской власти. Военные приказы сыграли значительную роль в Реконкисте и последующей феодализации региона. Португалия превратилась в феодальную монархию с сильной королевской властью благодаря быстрому завоеванию мусульманских территорий. Феодализм характеризовался централизованной королевской властью, ограниченным дворянским сепаратизмом и растущей морской торговой экономикой. [ 1 ]

Андерсон представляет анализ уникального социального и исторического развития Скандинавии, уделяя особое внимание Швеции, начиная с Темных веков, в главе «Крайний Север». Он подчеркивает самобытность скандинавского общества благодаря социальным структурам викингов и их влиянию на траекторию развития региона. Первоначально изолированные от римского мира, скандинавские общества сохраняли примитивные германские племенные сообщества вплоть до Средневековья, характеризующиеся воинской аристократией и использованием рабского труда. Экспансия викингов, отмеченная морскими экспедициями и коммерческими предприятиями, оказала значительное влияние на Европу, включая колонизацию, торговлю и введение рабства. Однако эта экспансия также сохранила примитивную структуру общества викингов дома, поддерживая относительно эгалитарный социальный порядок по сравнению с феодальными системами в других частях Европы. Со временем, когда экспансия викингов пошла на убыль и скандинавские общества вступили в контакт с европейским феодализмом, произошли внутренние изменения. Прекращение рабского труда из-за границы привело к возникновению феодальных структур внутри Скандинавии, хотя и с уникальными характеристиками. Хотя феодализм в некоторой степени укрепился, особенно в Дании, Швеция оставалась менее феодальной из-за таких факторов, как географическое положение и устойчивость ее крестьянства. Несмотря на попытки феодализации, Швеция сохранила важные аспекты своего традиционного общественного строя, при этом крестьянство сохранило значительную земельную собственность и представительство в сословной системе. Отсутствие полностью выраженной феодальной иерархии способствовало слабой монархии, характеризующейся соборным правлением, а не сильной централизованной властью. [ 1 ]

В главе «Феодальная динамика» Андерсон представляет углубленное исследование феодализма в Западной Европе в эпоху Высокого Средневековья, уделяя особое внимание его экономической и социальной динамике. В нем подчеркиваются аграрные достижения феодализма, включая инновации в сельском хозяйстве и повышение производительности сельского хозяйства. Обсуждаются феодальный раздел земли и классовое противостояние между помещиками и крестьянами, а также роль феодалов в управлении производством и эксплуатации крестьянского труда. Кроме того, Андерсон углубляется в рост городских центров, рост торгового капитализма и появление автономных городов, управляемых патрицианскими олигархиями. Он также затрагивает отношения между феодализмом и морской торговлей, развитие гильдий и культурные достижения того периода, такие как готическая архитектура и основание университетов. Наконец, в нем упоминается международная экспансия феодализма посредством крестовых походов в Прибалтику, на Пиренейский полуостров и в Левант. [ 1 ]

В главе «Общий кризис» Андерсон обсуждает возникновение серьезного кризиса в Европе в средневековый период, который часто рассматривается как переломный момент в европейской истории. В нем подчеркиваются различные факторы, способствующие этому кризису, в том числе экологические проблемы в сельском хозяйстве, демографическое давление, ведущее к перенаселению, экономические трудности в городских центрах и разрушительные последствия Черной смерти. Кризис привел к широкомасштабным социальным потрясениям, включая крестьянские восстания и конфликты между дворянством, что усугубило существующую экономическую и политическую напряженность. Однако это также вызвало значительные изменения в феодальной системе, такие как постепенная ликвидация крепостного права и переход к более рыночной экономике, особенно в урбанизированных регионах. В целом Андерсон подчеркивает, как этот кризис изменил социально-экономический ландшафт средневековой Европы. [ 1 ]

Восточная Европа

[ редактировать ]

Андерсон обсуждает историческое развитие обширных регионов к востоку от реки Эльбы в Европе, уделяя особое внимание отсутствию синтеза племенно-общинных способов производства и городской цивилизации, в отличие от западных частей континента. В нем подчеркивается, что Восточная Европа оставалась в значительной степени за пределами классической античности, с ограниченным римским влиянием и интеграцией в имперскую систему. Андерсон также затрагивает миграцию германских племен на запад и последующую экспансию славянских племен на освободившиеся территории, ведущую к эволюции славянских земледельческих сообществ с рудиментарными социальными структурами, напоминающими структуры предшествующих германских народов. В целом, это подчеркивает различные исторические траектории Восточной и Западной Европы, подчеркивая важность Античности в формировании западного феодализма. [ 1 ]

Эллен Кей Тримбергер утверждает, что теория Андерсона об абсолютистском государстве, которое в первую очередь служит доминирующему классу, упускает из виду сложности и различия внутри европейских государств и их отношения с классовыми структурами. Теория Андерсона считается недостаточной для объяснения различий в развитии государств и не учитывает динамичные, ориентированные на изменения перспективы. Кроме того, Тимбергер подчеркивает отсутствие у Андерсона последовательной теории, связывающей государство с социальными изменениями, особенно в его анализе феодализма и возникновения капитализма в Европе. Экономический детерминизм и идеалистические объяснения Андерсона подвергаются критике за игнорирование классового конфликта и политической борьбы. И Тимбергер бросает вызов характеристике Андерсона незападных обществ, особенно Японии и Османской империи, как феодальных. Тимбергер утверждает, что евроцентристские предубеждения и чрезмерные упрощения Андерсона приводят к ошибочному анализу и не могут уловить уникальную динамику политических и экономических структур этих обществ. [ 2 ]

Дэвид Джеймс проанализировал и похвалил теоретическую основу Андерсона, которая объединяет политические структуры в концепцию способа производства. Однако отмечается некоторая критика, в том числе необходимость более детального экономического анализа и упущение некоторых исторических деталей. Несмотря на эту критику, работа Андерсона признана за ее значительный вклад в понимание перехода от феодализма к капитализму в Европе. [ 3 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Андерсон, Перри. Переходы от античности к феодализму . Версо. ISBN  1781680086 .
  2. ^ Тримбергер, Эллен Кей (1976). «Обзорное эссе: о переходах Перри Андерсона от античности к феодализму и наследию абсолютистского государства». Восставший социолог . 6 (3). дои : 10.1177/08969205760060030 .
  3. ^ Джеймс, Дэвид (июль 1978 г.). «Рецензии на книги: Переходы от античности к феодализму Перри Андерсона (Лондонские новые левые книги, 1974). Обзор радикальной политической экономики . 10 (2): 64–70. doi : 10.1177/048661347801000208 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4b2d47ccc702a3976d5eb3af3322103__1723545840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/03/b4b2d47ccc702a3976d5eb3af3322103.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Passages from Antiquity to Feudalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)