Переходы от античности к феодализму
«Переходы от античности к феодализму» — книга Перри Андерсона .
Содержание
[ редактировать ]В предисловии представлено эссе, служащее прелюдией к более широкому исследованию « Происхождение абсолютистского государства» . Эти две работы взаимосвязаны, образуя единый аргумент, несмотря на то, что они затрагивают разные исторические периоды. Он устраняет разрыв между древней историей и феодализмом, утверждая, что их следует рассматривать вместе. Он исследует классическую древность, переход к средневековью и развитие феодализма в Европе, уделяя особое внимание региональным разделениям. В продолжении будет обсуждаться связь абсолютизма с феодализмом и античностью. В предисловии признаются ограничения книги, поскольку в ней отсутствуют прямые исследования первичных исторических источников. Вместо этого они полагаются на прочтение работ современных историков. Цель книги — спровоцировать дискуссию, а не представить закрытые тезисы. Они действуют в рамках исторического материализма, излагая принципы использования марксистского анализа, не давая ему особых привилегий. В предисловии подчеркивается необходимость критической оценки работ Маркса и Энгельса и включения немарксистских научных исследований в марксистские исторические исследования. [ 1 ]
Классическая античность
[ редактировать ]В первой главе книга углубляется в рабовладельческий способ производства в классической античности, противопоставляя его феодализму и капитализму. Он подчеркивает значение рабства в экономической и социальной структуре древних цивилизаций, особенно в Греции и Риме. Рабство способствовало развитию городов и сельскохозяйственному производству, но также ограничивало технологический прогресс и экономические инновации. В книге обсуждается роль рабства в формировании динамики города и деревни, стагнация технологических достижений и колониальный характер классических цивилизаций. В целом, он подчеркивает ключевую роль рабства в классической античности и его влияние на траекторию исторического развития. [ 1 ]
После этого Андерсон дает всесторонний обзор развития древнегреческой цивилизации, уделяя особое внимание возникновению городов-государств, особенно Афин и Спарты, а также факторам, которые сформировали их политические, социальные и экономические структуры. Повествование начинается с краха микенской цивилизации и последовавшего за ним Темного века, за которым следует постепенный подъем городов-государств в эпоху архаики. В этот период произошел переход от племенной аристократии к тирании, что заложило основу классического полиса. Появление тиранов в VII и VI веках до нашей эры совпало с экономическим ростом, вызванным зарубежной колонизацией, развитием сельского хозяйства и ростом торговли. Тираны, часто поддерживаемые низшими классами, проводили экономические реформы и политические изменения, которые бросали вызов аристократическому правлению. Андерсон противопоставляет уникальную социальную структуру Спарты, характеризующуюся обществом, ориентированным на военные действия, и порабощением илотов, с развитием демократии в Афинах, чему способствуют реформы и разнообразная экономика, поддерживаемая рабским трудом и морской торговлей. Имперская экспансия Афин, финансируемая их серебряными рудниками и военно-морской мощью, привела к созданию империи, которая опиралась на дань от подчиненных государств. Однако демократические принципы Афин вступили в противоречие с их имперскими амбициями, что в конечном итоге способствовало их падению в Пелопоннесской войне. Пелопоннесская война и вмешательство персов ознаменовали упадок греческих городов-государств в 4 веке до нашей эры, сигнализируя о конце их имперских устремлений и наступлении финансовых и военных проблем, которые предвещали их окончательный упадок. [ 1 ]
В главе «Эллинистический мир» Андерсон исследует возникновение и характеристики эллинистического мира, уделяя особое внимание возникновению Македонской империи при Филиппе II и Александре Великом и последующем разделении империи Александра между его генералами, известными как диадохи. ". Он подчеркивает гибридную природу эллинистических государств, сочетавших греческие и восточные элементы в своем управлении, экономике и обществе. Македонская монархия с ее племенным происхождением и иерархической социальной структурой расширилась за счет военных завоеваний и интеграции греческой цивилизации. Военные инновации Филиппа II, такие как македонская фаланга, способствовали расширению империи в Азию. После смерти Александра его империя была разделена между его генералами, что привело к возникновению эллинистических государств, таких как королевства Селевкидов, Птолемеев и Атталидов. Эти королевства унаследовали автократические традиции и ввели поклонение правителю. Эллинистический период стал свидетелем резкого роста городов, урбанизации и международной торговли, что привело к экономическому процветанию. Греческие города были основаны по всему Ближнему Востоку, создавая плотную городскую сеть и облегчая торговые пути. Несмотря на городскую направленность, сельское общество в эллинистическом мире сохранило традиционные аграрные структуры с ограниченным распространением рабства и различиями в землевладении и эксплуатации в разных эллинистических государствах. Эллинистические государства переняли смесь греческих и восточных административных практик, характеризующихся централизованной королевской властью, бюрократическим аппаратом и системами патронажа. Однако отсутствие единых правовых кодексов и территориальных обозначений способствовало аморфному характеру государственных систем. В эллинистический период наблюдался значительный прогресс в области технологий, науки и культуры, особенно в Александрии, которая стала центром интеллектуальных инноваций. Однако эти события часто были обусловлены королевскими интересами и военными приоритетами. [ 1 ]
В главе «Рим» Андерсон представляет подробный анализ упадка и падения Западной Римской империи, уделяя особое внимание различным социальным, экономическим и политическим факторам, которые способствовали ее краху. Запад был настоящим испытательным полигоном римской имперской экспансии, где римская система прочно утвердилась. Напротив, на Востоке уже существовала эллинистическая цивилизация, которая частично совпадала с римскими завоеваниями. Запад сильнее пострадал от сокращения населения по сравнению с Востоком из-за менее густонаселенных регионов. Упадок рабства привел к возникновению зависимой принадлежности к земле, известной как колонат, прежде всего на Западе. Появление этой системы, наряду с тяжелым налогообложением и финансовым бременем, усугубило экономические трудности. На Западе наблюдалась концентрация богатства и власти среди сенаторской аристократии, которая восстановила политическое влияние после периода Тетрархии. Эта аристократия контролировала огромные поместья и становилась все более доминирующей. Западный военный аппарат пришел в упадок, поскольку власть вернулась к сенаторскому классу, что привело к уязвимости в защите от внешних угроз. Запад стал свидетелем широкомасштабных крестьянских восстаний против жесткого налогообложения, землевладения и колонатной системы. Эти восстания еще больше дестабилизировали регион. Сочетание внутренних раздоров, экономических трудностей и внешнего давления в конечном итоге привело к краху Западной Римской империи. [ 1 ]
Переход
[ редактировать ]Андерсон обсуждает социальную и экономическую динамику германских племен в римскую эпоху в главе «Германское происхождение». Первоначально характеризовавшиеся общинным способом производства и примитивной социальной структурой, германские племена претерпели значительные изменения под римским влиянием. Торговля с римлянами привела к внутреннему расслоению, лидерами которого стали богатые воины. Присутствие Римской империи ускорило социальную дифференциацию, что привело к появлению наследственной аристократии и династических родословных внутри племен. Кроме того, интеграция германских воинов в римскую армию способствовала социальным изменениям, вводя концепции политической автократии, социального ранга и военной дисциплины. К V веку германское общество значительно развилось по сравнению с его первоначальной формой, проложив путь к возможному возникновению феодализма через столкновение и слияние римских и германских социальных формаций. [ 1 ]
В главе «Вторжения» Андерсон описывает две фазы германских вторжений в Западную Римскую империю. На первом этапе, характеризующемся свевами, вандалами и аланами, было разграбление Рима и создание варварских государств. У этих захватчиков не было возможности заменить римскую систему, что привело к дуалистическому управлению, сочетающему римские и германские структуры. Вторая фаза, отмеченная франкским, англосаксонским и лангобардским движениями, привела к более глубоким и продолжительным изменениям, включая лингвистические сдвиги и возникновение феодализма. В этот период произошло снижение римского влияния и смешение германских и римских элементов в управлении и культуре. Несмотря на эти изменения, целостный новый социальный порядок оставался недостижимым. Андерсон предполагает, что только настоящий синтез может привести к такому результату, причем ранние признаки появляются в форме лингвистического слияния германских и римских элементов. [ 1 ]
В главе «На пути к синтезу» Андерсон углубляется в сложный процесс перехода от Римской империи к феодализму в средневековой Европе, проливая свет на ключевые факторы и события. Это подчеркивает ключевую роль, которую играет христианская церковь не только как культурный проводник, но и как катализатор изменения отношения к труду и обществу посредством распространения монашества. Затем повествование обращается к Каролингской монархии, особенно при Карле Великом, исследуя ее значительные административные реформы и обширные военные кампании, направленные на объединение западных территорий. Подробное внимание уделено возникновению в этот период таких феодальных институтов, как вассальная власть и поместная система. В нем подробно рассматривается постепенное слияние личной верности и земельных пожалований, ведущее к формированию феодальной связи, при которой крестьянство все больше привязывается к земле и подчиняется барской власти. Кроме того, Андерсон исследует экономические и социальные последствия правления Каролингов, включая консолидацию крупных поместий и растущее подчинение сельского населения. По мере того как Каролингская империя приходила в упадок, внешние угрозы и внутренние раздоры ускорили ее упадок, проложив путь к фрагментации власти и возникновению локальных феодальных структур. Этот переходный период отмечен распространением частных укреплений, усилением региональных лордов и усилением крепостного права. В целом Андерсон представляет всесторонний анализ многогранных процессов, которые сформировали эволюцию от римского управления к феодализму в средневековой Европе. [ 1 ]
Западная Европа
[ редактировать ]Андерсон описывает феодальный способ производства в Западной Европе, характеризующийся сложным единством, вращающимся вокруг земли и натурального хозяйства, где ни труд, ни его продукты не были товаром. Он проясняет отношения между феодалами и крестьянами-производителями, где последние были привязаны к земле и подвергались различным формам внеэкономического принуждения, таким как отработочные услуги и рента, причитающаяся лордам. Выделяются три структурные особенности западного феодализма: сосуществование общинных деревенских земель и крестьянских аллодов наряду с поместьями, возникновение автономных средневековых городов в рамках естественно-аграрной экономики и присущая вершине феодальной иерархии двусмысленность, где монархическая власть власть была ограничена взаимными узами верности вассалам. Андерсон далее объясняет, как феодальная система исключала обширную бюрократию, что привело к созданию отдельных идеологических орденов, в частности, автономной церкви, и сужению светского правительства до осуществления правосудия, которое охватывало более широкий спектр деятельности, чем современное правосудие, из-за его Ключевое положение в феодальной политической системе. [ 1 ]
В «Типологии социальных формаций» Андерсон дает всесторонний обзор развития феодализма в различных регионах Европы, уделяя особое внимание Германии, Италии, Испании и Португалии. В Германии феодализм развивался медленно, с региональными различиями и борьбой за власть. Династия Оттонов пыталась объединить страну посредством королевской власти и союзов с церковью, но столкнулась с проблемами со стороны конкурирующих герцогств. Спор об инвестициях еще больше ослабил королевскую власть, что привело к возникновению основных герцогств и неполной феодальной иерархии. Феодализм в Италии находился под влиянием классических традиций и городских коммун. Возникновение городов-государств привело к конфликтам между купцами, дворянами и гильдиями, что привело к фрагментации политического ландшафта. Феодализм был менее распространен в Италии по сравнению с Северной Европой. Феодализм в Испании сформировался в результате Реконкисты против мусульманского правления. На севере происходило медленное завоевание, которое привело к созданию свободных крестьянских общин, а на юге произошла быстрая феодализация с крахом мусульманской власти. Военные приказы сыграли значительную роль в Реконкисте и последующей феодализации региона. Португалия превратилась в феодальную монархию с сильной королевской властью благодаря быстрому завоеванию мусульманских территорий. Феодализм характеризовался централизованной королевской властью, ограниченным дворянским сепаратизмом и растущей морской торговой экономикой. [ 1 ]
Андерсон представляет анализ уникального социального и исторического развития Скандинавии, уделяя особое внимание Швеции, начиная с Темных веков, в главе «Крайний Север». Он подчеркивает самобытность скандинавского общества благодаря социальным структурам викингов и их влиянию на траекторию развития региона. Первоначально изолированные от римского мира, скандинавские общества сохраняли примитивные германские племенные сообщества вплоть до Средневековья, характеризующиеся воинской аристократией и использованием рабского труда. Экспансия викингов, отмеченная морскими экспедициями и коммерческими предприятиями, оказала значительное влияние на Европу, включая колонизацию, торговлю и введение рабства. Однако эта экспансия также сохранила примитивную структуру общества викингов дома, поддерживая относительно эгалитарный социальный порядок по сравнению с феодальными системами в других частях Европы. Со временем, когда экспансия викингов пошла на убыль и скандинавские общества вступили в контакт с европейским феодализмом, произошли внутренние изменения. Прекращение рабского труда из-за границы привело к возникновению феодальных структур внутри Скандинавии, хотя и с уникальными характеристиками. Хотя феодализм в некоторой степени укрепился, особенно в Дании, Швеция оставалась менее феодальной из-за таких факторов, как географическое положение и устойчивость ее крестьянства. Несмотря на попытки феодализации, Швеция сохранила важные аспекты своего традиционного общественного строя, при этом крестьянство сохранило значительную земельную собственность и представительство в сословной системе. Отсутствие полностью выраженной феодальной иерархии способствовало слабой монархии, характеризующейся соборным правлением, а не сильной централизованной властью. [ 1 ]
В главе «Феодальная динамика» Андерсон представляет углубленное исследование феодализма в Западной Европе в эпоху Высокого Средневековья, уделяя особое внимание его экономической и социальной динамике. В нем подчеркиваются аграрные достижения феодализма, включая инновации в сельском хозяйстве и повышение производительности сельского хозяйства. Обсуждаются феодальный раздел земли и классовое противостояние между помещиками и крестьянами, а также роль феодалов в управлении производством и эксплуатации крестьянского труда. Кроме того, Андерсон углубляется в рост городских центров, рост торгового капитализма и появление автономных городов, управляемых патрицианскими олигархиями. Он также затрагивает отношения между феодализмом и морской торговлей, развитие гильдий и культурные достижения того периода, такие как готическая архитектура и основание университетов. Наконец, в нем упоминается международная экспансия феодализма посредством крестовых походов в Прибалтику, на Пиренейский полуостров и в Левант. [ 1 ]
В главе «Общий кризис» Андерсон обсуждает возникновение серьезного кризиса в Европе в средневековый период, который часто рассматривается как переломный момент в европейской истории. В нем подчеркиваются различные факторы, способствующие этому кризису, в том числе экологические проблемы в сельском хозяйстве, демографическое давление, ведущее к перенаселению, экономические трудности в городских центрах и разрушительные последствия Черной смерти. Кризис привел к широкомасштабным социальным потрясениям, включая крестьянские восстания и конфликты между дворянством, что усугубило существующую экономическую и политическую напряженность. Однако это также вызвало значительные изменения в феодальной системе, такие как постепенная ликвидация крепостного права и переход к более рыночной экономике, особенно в урбанизированных регионах. В целом Андерсон подчеркивает, как этот кризис изменил социально-экономический ландшафт средневековой Европы. [ 1 ]
Восточная Европа
[ редактировать ]Андерсон обсуждает историческое развитие обширных регионов к востоку от реки Эльбы в Европе, уделяя особое внимание отсутствию синтеза племенно-общинных способов производства и городской цивилизации, в отличие от западных частей континента. В нем подчеркивается, что Восточная Европа оставалась в значительной степени за пределами классической античности, с ограниченным римским влиянием и интеграцией в имперскую систему. Андерсон также затрагивает миграцию германских племен на запад и последующую экспансию славянских племен на освободившиеся территории, ведущую к эволюции славянских земледельческих сообществ с рудиментарными социальными структурами, напоминающими структуры предшествующих германских народов. В целом, это подчеркивает различные исторические траектории Восточной и Западной Европы, подчеркивая важность Античности в формировании западного феодализма. [ 1 ]
Приемы
[ редактировать ]Эллен Кей Тримбергер утверждает, что теория Андерсона об абсолютистском государстве, которое в первую очередь служит доминирующему классу, упускает из виду сложности и различия внутри европейских государств и их отношения с классовыми структурами. Теория Андерсона считается недостаточной для объяснения различий в развитии государств и не учитывает динамичные, ориентированные на изменения перспективы. Кроме того, Тимбергер подчеркивает отсутствие у Андерсона последовательной теории, связывающей государство с социальными изменениями, особенно в его анализе феодализма и возникновения капитализма в Европе. Экономический детерминизм и идеалистические объяснения Андерсона подвергаются критике за игнорирование классового конфликта и политической борьбы. И Тимбергер бросает вызов характеристике Андерсона незападных обществ, особенно Японии и Османской империи, как феодальных. Тимбергер утверждает, что евроцентристские предубеждения и чрезмерные упрощения Андерсона приводят к ошибочному анализу и не могут уловить уникальную динамику политических и экономических структур этих обществ. [ 2 ]
Дэвид Джеймс проанализировал и похвалил теоретическую основу Андерсона, которая объединяет политические структуры в концепцию способа производства. Однако отмечается некоторая критика, в том числе необходимость более детального экономического анализа и упущение некоторых исторических деталей. Несмотря на эту критику, работа Андерсона признана за ее значительный вклад в понимание перехода от феодализма к капитализму в Европе. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Андерсон, Перри. Переходы от античности к феодализму . Версо. ISBN 1781680086 .
- ^ Тримбергер, Эллен Кей (1976). «Обзорное эссе: о переходах Перри Андерсона от античности к феодализму и наследию абсолютистского государства». Восставший социолог . 6 (3). дои : 10.1177/08969205760060030 .
- ^ Джеймс, Дэвид (июль 1978 г.). «Рецензии на книги: Переходы от античности к феодализму Перри Андерсона (Лондонские новые левые книги, 1974). Обзор радикальной политической экономики . 10 (2): 64–70. doi : 10.1177/048661347801000208 .