Фритьоф Тидеманд-Йоханнессен
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2012 г. ) |









Карл Фритьоф Тидеманд-Йоханнессен (11 сентября 1916 — 9 октября 1958) — норвежский дизайнер, иллюстратор, писатель, писатель и мастер . Сегодня он наиболее известен своими гравюрами на дереве и декоративными работами в церкви Торшов в Осло . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Тидеманд-Йоханнессен получил художественное образование в Норвежской национальной академии ремесел и художественной промышленности (1935–37) под руководством Пера Крога и дебютировал в Høstutstillingen в Осло в 1936 году. Затем Тидеманд-Йоханнессен начал обучение в Берлинском университете искусств , но был исключен нацистским руководством академии через три недели за то, что якобы был « художником-дегенератом ». После этого он около года участвовал в нелегальной подпольной академии в Берлине и совершал учебные поездки в Австрию и Венгрию . [ 2 ]
Во время Второй мировой войны Тидеманд-Йоханнессен участвовал в обороне Норвегии в 1940 году , а затем в норвежском сопротивлении немецкой оккупации. [ 3 ] Он был арестован в феврале 1941 года нацистскими властями. В течение полутора лет, с февраля 1941 г. по июль 1942 г., его переводили между тюрьмами Окебергвейен и Мёллергатен 19 . Затем, с 9 июля 1943 года, он был заключен в концлагерь Грини . [ 4 ]
Тидеманд-Йоханнессен был главным редактором журнала « Авангард» , который издавался Коммунистическим союзом молодежи Норвегии до освобождения от немецкой оккупации в 1945 году. Он продолжал занимать эту должность, когда журнал стал легальным после войны. В конце 1940-х он также работал культурным журналистом/писателем в Friheten , ежедневной партийной газете. [ 5 ] После войны Тидеманд-Йоханнессен некоторое время преподавал в Национальной академии ремесел и художественной промышленности и играл центральную роль в идеалистически-коммунистических кругах академии вплоть до чистки Фуруботна в Коммунистической партии Норвегии в 1949 году. [ 6 ]
В свое время Тидеманд-Йоханнессен стал широко известен и в некоторой степени противоречив из-за своих радикальных идей об искусстве. В интервью газете Осло Verdens Gang в 1953 году он выступал за стирание линии, отделяющей искусство от ремесел. Сам Тидеманд-Йоханнессен печатал большие ненумерованные издания гравюр на дереве на ручном книжном печатном станке, что стало возможным благодаря инновационным методам, включающим воздействие тепла и давления на специально подготовленные деревянные панели. В результате он мог создавать графические произведения высокого технического качества по ценам, которые могли себе позволить большинство людей. [ 7 ]
Тидеманд-Йоханнессен был женат на Бланш Анесен и имел двоих детей, из которых сын Кьельд Тидеманд-Йоханнессен также стал художником. [ 8 ]
Графика
[ редактировать ]Тидеманд-Йоханнессен создал большую часть своей графики в 1946–1958 годах. Большая часть этих работ выполнена в виде гравюр на дереве. Он считается представителем норвежской школы цветной гравюры на дереве, наряду с другими, такими как Поль Рене Гоген . [ 9 ] Тидеманд-Йоханнессен был известен своим экспериментальным подходом как к процессу, так и к выражению, а его собственный визуальный словарь значительно развился за сравнительно несколько лет работы практикующим гравером. [ нужна ссылка ]
Хотя его ранние работы описывались как лирические, его более поздние работы гораздо более стилизованы и формальны. [ 10 ] Гравюра на дереве «Квиннер» 1954 года является примером его более поздних работ. Это часть коллекции произведений искусства Storebrand . [ нужна ссылка ]
Серия «Норвегия в 12 оригинальных цветных гравюрах на дереве» в норвежской версии была опубликована большим тиражом издательством Yngvil Forlag осенью 1953 года и представляла собой серийные книжные иллюстрации с печатными подписями. [ нужна ссылка ] Серия посвящена темам, заимствованным из национального романтического движения страны девятнадцатого века, посредством изображений из разных и контрастирующих регионов Норвегии, в обновленной дизайнерской идиоме и с конкретными темами, связанными с каждым месяцем года. Серия также была опубликована в английской версии, распространяемой Йоханом Грундтом Танумом Бокханделем. [ 11 ]
Выставки
[ редактировать ]До войны Тидеманд-Йоханнессен участвовал в Høstutstillingen в Осло в 1936, 1937 и 1939 годах. С 1946 года он провел несколько персональных выставок и был представлен на многих групповых выставках – в Норвегии, Европе и Бразилии. После его смерти в 1958 году в Galleri Per в Осло прошла мемориальная выставка его работ, где он несколько раз выставлялся с 1947 года. [ 12 ]
В последние годы Тидеманд-Йоханнессен был представлен на двух групповых ретроспективах: Den norske tresnittskolen ( Норвежская школа гравюры по дереву ) в Национальной галерее Норвегии в Осло с 23 августа по 26 октября 1997 года и европейская цветная графика из коллекций Атенеума ( европейская ). Цветные гравюры из коллекции Атенеума ), Атенеум , Хельсинки, с 1 октября 2005 г. по 26 марта 2006 г. [ нужна ссылка ]
Коллекции
[ редактировать ]Тидеманд-Йоханнессен представлен в коллекциях Национальной галереи Норвегии восемью гравюрами, а также в нескольких других норвежских галереях, как государственных, так и частных. За пределами Норвегии он представлен в Государственном музее искусств в Копенгагене; Национальный музей , Стокгольм; Атенеум , Хельсинки; Рейксмузеум , Амстердам; Музей Виктории и Альберта , Лондон; Художественная галерея и музей Келвингроув , Глазго; Метрополитен-музей , Нью-Йорк. [ нужна ссылка ]
Торшовская церковь
[ редактировать ]Тидеманд-Йоханнессен сотрудничал с архитектором Ульфом Нюквистом и спроектировал декоративные элементы для церкви Торшов ( Torshov kirke ) в Осло. Церковь была открыта в Троицу в 1958 году и считается первым современным церковным зданием такого типа в Норвегии. Эти декоративные элементы в основном состоят из витражей, стеклянной мозаики и декоративных изделий из железа. К моменту своей смерти Тидеманд-Йоханнессен завершил три из двенадцати витражей. Остальные завершил Жардар Лунде (1909–1990). Декоративные изделия из железа были выполнены мастером-кузнецом Фредом Беккером по эскизам Тидеманда-Йоханнессена. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Дизайн
[ редактировать ]Тидеманд-Йоханнессен построил, подготовил и вырезал оригинальные деревянные панели для печати дизайнов переплетов ряда книг для нескольких издательств в Осло. [ нужна ссылка ]
Он также исследовал другие методы, например, заливку расплавленного металла в деревянные предметы. Осенью 1956 года Тидеманд-Йоханнессен выставил группу работ в интарсии на выставке «Norwegian Design» в Осло. Они были произведены в сотрудничестве с Астой Муседалслиен на предприятии Norsk Intarsia AS в Тиристранде по проекту Тидеманда-Йоханнессена. Эта выставка получила положительный отзыв от Bonytt , авторитетного норвежского журнала об искусстве и дизайне интерьера. [ 16 ]
В 1950-х годах Тидеманд-Йоханнессен разработал столовый сервиз для Stavangerflint , выпущенный ограниченным памятным тиражом для Norges Kooperative Landsforening . [ 17 ]
Сочинения
[ редактировать ]В первые послевоенные годы Тидеманд-Йоханнессен написал сборник рассказов и два романа, опубликованные издательством Gyldendal Norsk Forlag : Vi syntes nik det hastet (1945); Пролог об умершей любви. Рассказы (1946) и «Мимо Утенфора гуляют люди» (1948). Он написал статью «Brakkebyen bygges» для второго тома «Гринибокена» ( «Книга Грини» – сборник статей бывших узников лагеря), изданного Гильдендалем в 1947 году. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Трина Нордквелле. «Фритьоф Тидеманд-Йоханнессен» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ Тидеманд-Йоханнессен с. 42, Остби с. 265, Энциклопедия норвежских художников с. 261
- ^ Тидеманд-Йоханнессен с. 42, Энциклопедия норвежских художников, стр. 261
- ^ Оттосен, Кристиан , изд. (2004). Норвежцы в плену 1940–1945 (на норвежском языке) (2-е изд.). Осло: Университетское издательство. п. 684. ИСБН 82-15-00288-9 .
- ^ Остби с. 265, Энциклопедия норвежских художников с. 261, Флор с. 18, Тайдеманд Йоханнессен, с. 42
- ^ Эгеланд стр. 19.
- ↑ Барлауп, 12 декабря 1953 г.
- ^ https://www.mutualart.com/Artist/Kjeld-Tideman/C19887FB5EDA8556
- ^ Грубый с. 28, Флор с. 16, Энциклопедия норвежских художников, стр. 261, Хеллизен с. 170
- ^ Энциклопедия норвежских художников, стр. 261, Стенштадвольд, 10 октября 1958 г.
- ^ «Йохан Грундт Танум» . localhistoriewiki.no . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ Энциклопедия норвежских художников, стр. 261
- ^ Йенс Кристиан Эльдал. «Ульф Нюквист» . Энциклопедия норвежских художников . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ «Торшовская церковь» . Торшовско-Лиллеборгская волость . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ «Жардар Лунде» . localhistoriewiki.no . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ Рефсум стр. 62–63
- ^ «Мотивация кооперативной серии NKL» . ФИНН.но АС. 11 сентября 2017 года . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ Ланге (ред.), стр. 304–307
Литература
[ редактировать ]- Барлауп, Асбьёрн: «Печатная машина чувствительна, как фортепиано», интервью с Тидемандом-Йоханнессеном в газете Осло Verdens Gang , 12 декабря 1953 года.
- «Фритьоф Тидеманд-Йоханнессен дод», некролог в газете Осло Dagbladet , 10 октября 1958 года.
- Эгеланд, Эрик: Ойстейн Турман – Перелетная птица в норвежском модернизме , Labyrinth Press 1989, стр. 18–21.
- Флор, Харальд: «Линии в новой норвежской графике», в Day For (ред.): Норвежские художники-графики сегодня , издательство Tanum-Norli, 1979, стр. 7–32.
- Хеллисен, Сидсель: «Fargetresnittskolen», норвежская графика за 100 лет , издательство Aschehoug, 2000, стр. 169–182.
- Ланге, Август и Йохан Шрайнер (ред.): Гринибокен, том II , Gyldendal Norsk Forlag 1947, стр. 304–307.
- Национальная галерея: Энциклопедия норвежских художников , Universitetsforlaget, 1986, стр. 261–262.
- Refsum, Tor: «Работник интарсии Фритьофа Тидеманда-Йоханнессена», в Bonytt 1958, vol. 18, нет. 3, с. 62–63.
- Руд, Рольф: «Fargetresnitt i Galleri Per», статья в базирующейся в Осло газете Verdens Gang , 6 мая 1947 года.
- Руд, Рольф: «Fargetresnitt», в Kunsten idag 1947–48, вып. 1, нет. 3, с. 20–29.
- , базирующейся в Осло Стенстадвольд, Хокон: «Фритьоф Тидеманд-Йоханнессен», некролог в газете Aftenposten , 10 октября 1958 года.
- Тидеманд-Йоханнессен, Эйстейн: Ascendents familien Тидеманд-Йоханнессен , книжный магазин Каммермейера, 1945, с. 42.
- Банда Верденса: «Фритьоф Тидеманд-Йоханнессен мертв», некролог в газете Verdens Gang из Осло , 10 октября 1958 года.
- Остби, Лейф: Молодая норвежская живопись , издательство Mittet & Co, 1949, с. 265.
- 1916 рождений
- 1958 смертей
- Художники из Осло
- Норвежские граверы
- Современные граверы
- Норвежские дизайнеры
- Норвежские иллюстраторы
- Норвежские писатели
- Норвежские эмигранты в Германии
- Выпускники Национальной академии искусств Осло
- Академический состав Национальной академии искусств Осло
- Редакторы норвежских журналов
- Норвежские коммунисты
- Норвежские члены сопротивления
- Выжившие в концлагере Грини
- Норвежские писатели XX века
- Выпускники Берлинского университета искусств