Эна Роттенберг
Эна Роттенберг | |
---|---|
Рожденный | Оравица , Венгрия | 9 ноября 1893 г.
Умер | Вена , Австрия | 4 июня 1952 г.
Альма-матер | Венская школа прикладного искусства |


Эна Роттенберг (родившаяся Эмма Хелена Роттенберг ; 9 ноября 1893 года в Оравице , Банат, Королевство Венгрия — 4 июня 1952 года в Вене, Австрия) — венгерско-австрийская мастерица, рисовальщик, керамист и член сообщества художников Wiener Werkstätte . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]Эна Роттенберг начала обучение в Венской школе прикладного искусства ( KK Kunstgewerbeschule ). [ 6 ] в 1916 году. Среди ее учителей были скульпторы Йозеф Брайтнер и Антон Ханак, а также художник Антон фон Кеннер . [ 3 ] [ 4 ] После окончания университета она работала художником-фрилансером и создавала дизайны для керамики, украшения для хрусталь, ювелирные изделия и картины из слоновой кости, продавая свои работы через Wiener Werkstätte . [ 7 ] В середине 1920-х годов она спроектировала четыре витража для венского монастыря францисканских монахинь. [ нужна ссылка ]
В 1920-е годы Эна Роттенберг работала не только с Wiener Werkstätte, но и с Венской фарфоровой мануфактурой Augarten , Фридрихом Гольдшайдером , [ 8 ] мануфактура Гобеленов и стекольная мануфактура Дж. и Л. Лобмейра . [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Вместе с Carl Drobnik & Sons она разработала для Лобмейра яркие, прозрачные цвета эмали. [ 4 ] Несколько раз при оформлении стеклянных сосудов с полупрозрачной эмалью для Лобмейра она работала вместе с рисовальщиком Лотте Финк . [ 13 ] Помимо эмалевых украшений, она создавала также крупные стеклянные сосуды с гравировкой и рельефной резьбой. [ 14 ] В 1925 году ее пригласили представить вазы с декором из черной эмали. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] и экспонат «Die Welle Woge» («Вздымающаяся волна»), который должен был стать центром стеклянной секции выставки 1925 года на Международной выставке декоративного искусства и современной промышленности в Париже. За свои разработки Ротенберг получила золотую медаль. [ 15 ] [ 18 ]
С 1923 по 1925 год Эна Роттенберг была ученицей Михаэля Поволного , оказавшего неизгладимое влияние на ее творчество. [ 3 ] В середине 1920-х годов она начала работать на Аугартенской фарфоровой мануфактуре . Рядом с Гертой Бухер [ 19 ] [ 20 ] Матильда Якш , [ 21 ] Ида Швец-Леманн и Дина Кун , [ 5 ] [ 10 ] Эна Роттенберг зарекомендовала себя как один из самых влиятельных дизайнеров мануфактуры. Она разработала для Аугартена восемь фигур и около 125 украшений для ваз, чаш и кружек.
Свой самый успешный фарфоровый дизайн она представила в 1930 году: простой чайно-кофейный сервиз № 20 в стиле ар-деко Ena, который до сих пор выпускается в различных декорах и вариантах. Особенно удался экзотический дизайн сервиза «Ориент» с различными ручками крышки в виде «экзотических голов» — фигурок из стран, где выращивают чай и кофе. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] В 1931 году она приняла участие со своими работами на выставке Австрийской ассоциации женщин-художниц. [ 7 ] [ 20 ]
В 1937 году чехословацкий павильон получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже 1937 года . Генри Шлевогт из стекольного завода Curt Schlevogt представил новую технику изготовления стекла, похожую на мрамор, малахит и лазурит, - линию «Ингрид». Шлевогт заказал работы скульпторам, в том числе Эне Роттенберг и Йозефу Бернхарду, что считается одной из причин, по которым павильон получил награду. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
В 1930-е годы она рисовала эскизы различных гобеленов для венской мануфактуры гобеленов . После Второй мировой войны она снова работала в Аугартене и создавала декоративные узоры для кофейных сервизов, ваз и коробок с крышками. Эна Роттенберг умерла в Вене 4 июня 1952 года. [ 30 ]
Ее проекты и предметы теперь выставлены в музеях стекла, фарфора и дизайна в стране и за рубежом, в том числе в Художественном музее Индианаполиса . [ 31 ] Корнингский музей стекла , [ 32 ] музей РИСД , [ 33 ] Музей фарфора Венской фарфоровой мануфактуры Аугартен , [ 34 ] Музей стекла Пассау , [ 35 ] Музей прикладного искусства, Вена , [ 36 ] и Метрополитен -музей . [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эйвери, К. Луиза (1929). «Международная выставка современного стекла и ковров» . Бюллетень Метрополитен-музея . 24 (10): 250–253. дои : 10.2307/3255608 . ISSN 0026-1521 . JSTOR 3255608 .
- ^ ЛЕВЕТ, А.С. (1930). «РЕНЕССАНС ДИЗАЙНА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ: Особое внимание стеклу и коврам» . Американский журнал искусства . 21 (2): 65–71. ISSN 2151-254X . JSTOR 23931373 . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Вервурт, Кейтлин Энн (2021). Прикладное искусство, обзор: дизайн с 1760 по 1930 годы (PDF) . Нью-Йорк: ГАЛЕРЕИ Shepherd W&K. стр. 55А, 55Б.
- ^ Jump up to: а б с «Роттенберг, Эна». Общий словарь художника. Художники всех времен и народов . Том 99. Берлин: де Грюйтер. 2018. с. 509. ИСБН 978-3-11-023265-3 .
- ^ Jump up to: а б Тун-Хоэнштейн, Кристоф; Россберг, Энн Катрин; Шмуттермайер, Элизабет (2020). Женщины Wiener Werkstätte = Женщины-художницы Wiener Werkstätte . Вена. ISBN 978-3035622119 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Эмалированная медная ваза» . www.christies.com . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Коротин, Ильза (июнь 2016 г.). биографияА. Энциклопедия австрийских женщин . Том 3. Вена: Бёлау. п. 2774. ИСБН 978-3-205-79590-2 .
- ^ «Шедевры ар-деко братьев Вальтера и Марселя Гольдшайдер | Гольдшайдерская керамика» . Керамика Гольдшайдера - историзм, модерн, ар-деко (на немецком языке). 10 октября 2018 г. Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Швайгер, Вернер Дж. (1990). Шедевры Wiener Werkstätte: искусство и ремесло (1-е изд.). Вена: К. Брандштеттер. п. 17. ISBN 9783854473435 .
- ^ Jump up to: а б Даунс, Джозеф (1930). «Выставка стекла и ковров» . Бюллетень Пенсильванского музея . 25 (131): 11–17. дои : 10.2307/3794450 . ISSN 0891-3609 . JSTOR 3794450 . Проверено 21 августа 2022 г.
Многие искусные художники, работающие на чехословацких фабриках, обязаны своим обучением мастерской Лобмейра. Эна Роттенберг разработала для этой фирмы несколько подносов и подвесок из богемского хрусталя, рисунки масок и цветов вырезаны методом глубокой печати с необыкновенным блеском.
- ^ Гарсия, Анна Мария Фернандес; Франкини, Кэтрин; Гарда, Эмили (2016). MoMoWo - 100 работ за 100 лет: европейские женщины в архитектуре и дизайне, 1918–2018 (PDF) (Первое изд.). Любляна. ISBN 9789612549220 .
В области дизайна стекла престижной венской Лобмейра Эна Роттенберг (1893-1962), Валери (Валли) Визельтье (1895-1945) и Марианна Рат (1904-85) отличились на Domus за дизайн новых функциональных и элегантных изделий. артефакты.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Блауэнштайнер, Курт; Беренберг, Дэвид П. (1932). «Промышленное искусство в Австрии» . Парнас . 4 (5): 24–26. дои : 10.2307/770985 . ISSN 1543-6314 . JSTOR 770985 . S2CID 115434289 .
- ^ Каймаекс, Мартина (1989). Арт-деко в Европе: декоративные тенденции в прикладном искусстве около 1925 года (на французском языке). Дворец изящных искусств.
- ^ Брохан, Карл Х.; Хегерманн, Дитер; Ниггл, Рето (1993). Фарфоровое искусство и дизайн 1889–1939 годов: от модерна к функционализму . Берлин: Музей Броана. п. 405.
- ^ Jump up to: а б Рат, Харальд К.; Рат, Питер; Шмидт, Роберт (1998). Лобмейр 1823: яркое стекло и ясный свет . Вена: Бёлау. стр. 77–80. ISBN 3-205-98812-4 .
- ^ Ноулз, Эрик (10 октября 2014 г.). Арт Деко . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-7478-1520-4 .
- ^ Ноулз, Эрик (10 октября 2014 г.). Арт Деко . Издательство Блумсбери. стр. 98–99. ISBN 978-0-7478-1521-1 .
- ^ Джексон, Лесли (2000). Заводское стекло 20 века . Нью-Йорк: Риццоли. ISBN 9780847822539 .
- ^ Байерле, Тульга; Хиршбергер, Карин (4 марта 2013 г.). Век австрийского дизайна: 1900-2005 гг . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-0346-0889-3 .
- ^ Jump up to: а б «Новости» . Wiener Porzellanmanufaktur Augarten GmbH (на японском языке) . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «ФАРФОРОВАЯ ИКОНА – КРУПНЕЙШИЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ФАРФОРА» (PDF) . Фарфоровая икона . 2017 . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «Augarten Wien 1718 | Имеет коллекцию восточного фарфора для чая и кофе» . Бонадея . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Зюльсдорф, Дитер (1988). Фирменный лексикон, отчет о фарфоре и керамике 1885-1935 гг . Штутгарт: Арнольдше. п. 647.
- ^ « Кофейник «Восточный Индийский» от Эны Роттенберг» . Галерея дизайна Адени . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Труитт, Дебора (2008). «Множество интриг Ингрид» . Неделя антиквариата . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Брук, Боб. «Мерцание Ингрид Гласс» . Альманах антиквариата . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Лангхамер, Антонин (2003). Легенда о богемском стекле: тысяча лет стекольного производства в самом сердце Европы . Тигрис. ISBN 978-80-86062-11-2 .
- ^ «Стеклянная скульптура Эны Роттенберг — модель Эны Роттенберг» . Stevens Fine Artaccess-date=20 августа 2022 г.
- ^ «ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДНЕЙ ВАЛЕНТИНА ОТМЕЧАЕТ НОВУЮ СТЕКЛЯННУЮ ВЫСТАВКУ» . Музей чешского наследия и Генеалогический центр . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Откройте для себя художника по стеклу, мастера Роттенберга Эна» . RKD – Нидерландский институт истории искусств (на голландском языке) . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «ваза» . Интернет-коллекция Художественного музея Индианаполиса . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Недавние важные приобретения: СДЕЛАННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ЧАСТНЫМИ КОЛЛЕКЦИЯМИ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ И ЗА РУБЕЖОМ» . Журнал исследований стекла . 16 : 125–135. 1974. ISSN 0075-4250 . JSTOR 24188020 . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «Тамблер» . Музей РИСД . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «Музей в Аугартене» . Wiener Porzellanmanufaktur Augarten GmbH (на японском языке) . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «Детали ар-деко» . Глазмузей Пассау . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «ЖЕНЩИНЫ-ХУДОЖНИКИ ВЕНСКОГО ВЕРКСТЕТТЕ» . Музей МАК Вена . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «Ваза» . Метрополитен-музей . Проверено 20 августа 2022 г.