Georgy Shchedrovitsky
Georgy Shchedrovitsky | |
---|---|
Георгий Щедровицкий | |
Рожденный | 23 февраля 1929 г. Москва , СССР |
Умер | 3 февраля 1994 г. | (64 года)
Петрович Щедровицкий 23 . Георгий ( февраля 1929 — 3 февраля 1994) — российский философ и методолог, общественный и культурный деятель Создатель методологии системного мышления, основатель и руководитель Московского методологического кружка, идейный вдохновитель «методологического движения».
Ранние годы
[ редактировать ]Георгий Щедровицкий родился в Москве в семье инженера и организатора советской авиационной промышленности Петра Георгиевича Щедровицкого (1899–1972) и микробиолога Капитолины Николаевны Щедровицкой (урожденной Баюковой, 1904–1994). Он был внучатым племянником Аарона Сольца .
В 1937 году поступил во второй класс московской средней школы № 2, в которой учился до эвакуации семьи в город Куйбышев. Там параллельно с учебой в местной школе он работал санитаром и шлифовщиком на военном заводе. В 1943 году семья вернулась в Москву, и Г.П. Щедровицкий продолжил обучение в средней школе № 150, которую окончил в 1946 году с серебряной медалью.
С 1946 года он изучал физику, а с 1949 года - на философском факультете Московского государственного университета (МГУ), который окончил с отличием в 1953 году. Во время учебы он подружился с А. А. Зиновьевым, в лице которого нашел себе единомышленника. мыслящий человек.
В 1951-1958 годах работал школьным учителем. В 1957 году он опубликовал свою первую научную статью.
Междисциплинарные методологии
[ редактировать ]С 1950-х годов Щедровицкий разработал серию семинаров, которые привлекли математиков, психологов, историков, архитекторов, социологов и врачей, которые сосредоточили свои обсуждения на логических и эпистемологических проблемах. [1] Он стал участником Московского методического кружка (ММК), созданного Александром Зиновьевым . В 1954 году Щедровицкий взял на себя руководство кружком и сыграл заметную роль в разработке теории деятельности . Здесь мир не рассматривался как состоящий из человеческих субъектов и объектов, как в натуралистической теории . Скорее объекты — это вторичные конструкции, природа которых зависит от применяемой к ним деятельности. Щедровицкий утверждал, что активность — это не столько атрибут любого индивида, сколько система, в которой индивид «захвачен» и которая определяет его поведение. Далее он размышлял о задаче ученого, имея в виду, что конкретный сложный «объект» можно рассматривать с различных научных точек зрения: таким образом, работа ученого включает в себя не просто исследование объекта в конкретных научных рамках, а должен также включать выбор методологии, с помощью которой предмет выделяется как отдельный предмет научного исследования. [2]
В 1958 году он вместе с Василием Давыдовым основал Комиссию по изучению психологии мышления и логики. [3]
В 1962 году вместе с Вадимом Садовским и Эриком Юдиным создал Междисциплинарный семинар по структурным и системным методам анализа в науке и технике при Комиссии по кибернетике АН СССР, который возглавил Аксель Берг . Щедровицкий возглавлял семинар до 1976 года. [3]
Был членом КПСС с 1956 по 1968 год, был исключен из партии после того, как подписал так называемое «Письмо 170» в поддержку Александра Гинзбурга и Юрия Галанскова . [3]
Наследство
[ редактировать ]Все без исключения произведения Г. П. Щедровицкого (как опубликованные, так и оставшиеся в архивах) тематически и методически соответствуют трудам ММК. При жизни он опубликовал лишь две свои брошюры, две коллективные монографии с его участием и около полутора сотен отдельных статей, написанных индивидуально или в соавторстве.
В регламент методических семинаров ГМК (по крайней мере, с 1957 г.) входило: правило отсутствия «собственности идей» и ориентация на фиксацию результатов в виде коллективных монографий.
Коллективные монографии готовились, но зачастую не допускались к изданию или издавались небольшими тиражами: например, было заблокировано тираж сборника « Проблемы изучения систем и структур» (1965), а также комплект монографии «Педагогика и логика» ( 1968) было разбросано одиннадцать]; монография «Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании» (1975 г.) вышла в отраслевом издательстве небольшим тиражом и привела к репрессиям издателей. Г. П. Щедровицкий также не смог опубликовать свою раннюю книгу, содержащую расширенный вариант его диссертации (ее частичная реконструкция была опубликована лишь посмертно под названием « О методе исследования мышления »).
После смерти Г. П. Щедровицкого его архив был разбросан как минимум по двум местам: у вдовы и сына. Также не решен вопрос о том, что такое личный рабочий архив Г.П. Щедровицкого и что такое архив («библиотека») ММК.
Несмотря на то, что многие работы Г. П. Щедровицкого посвящены вопросам психологии, в современной отечественной психологии его идеи остаются маргинальными, его имя упоминается редко. (БГПУ) существует школа психологов-последователей Щедровицкого В Белорусском государственном педагогическом университете . С другой стороны, идеи Г. П. Щедровицкого имеют немало сторонников в отечественной педагогике.
Тем не менее, в течение 1995–2007 гг. было подготовлено и издано около двадцати книг, частично содержащих прижизненные публикации, но преимущественно (особенно это касается серии «Из архива Г. П. Щедровицкого») ранее неизвестные широкому кругу читателей тексты. , а также стенограммы докладов, лекций и выступлений Г. П. Щедровицкого. Большую часть этих книг подготовил коллектив, в состав которого входили брат покойного философа Л. П. Щедровицкий и его вдова Г. А. Давыдова, основавшие в 2004 году издательство «Наследие ММС».
Организационно-деятельностные игры
[ редактировать ]Щедровицкий представил применение теории деятельности Выготского , разработав организационно-деятельностные игры . [4] Эти игры были основаны на применении содержательно-генетической логики Выготского для разработки метода коллективного решения проблем. [5]
Наследие
[ редактировать ]Он умер в селе Болшево в 1994 году. Институт развития Щедровицкого был основан в 2005 году. Его сын, Петр Щедровицкий , продолжает использовать методики Георгия для обучения руководителей . [6]
Работает
[ редактировать ]- Методологические проблемы системного исследования (1964).
- Проблемы развития плановой деятельности
- «Рефлексия и соответствующие проблемы» (1975) в «Рефлексивном процессе и управлении» № 1, январь-июнь 2002 г., том 1.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Либоракина, Марина (1994). «Мост между прошлым и будущим». Ежегодник моделирования и игр . 4 : 41–48.
- ^ Григоренко, Елена (2004). «Изучение разведки: советский/российский пример». В Штернберге, Роберт Дж. (ред.). Международный справочник разведки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 200 .
- ^ Jump up to: а б с «Георгий Щедровицкий» . Институт развития Щедровицкого. Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года . Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ Керр, Стивен. «Почему Выготский?» . Университет Вашингтона . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ Шуман, Эндрю (2008). «Предисловие: Логика в белорусском мышлении» (PDF) . Исследования по логике, грамматике и риторике . 26 (13). Польское общество логики и философии науки: 7–25 . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Риндзевичюте, Эгле (2015). «Будущее как интеллектуальная технология в Советском Союзе: от централизованного планирования к рефлексивному управлению» . Cahiers du monde Russe . 56 (1): 111–134. дои : 10.4000/monderusse.8169 .