Карл Ято

Карл Ято ( [kaʁl ˈjatʰo] ; 3 февраля 1873 — 8 декабря 1933) — немецкий изобретатель и пионер авиации , исполнитель и государственный служащий города Ганновера .
Достижения и претензии на первенство над братьями Райт
[ редактировать ]С августа по ноябрь 1903 года Ято совершал все более длинные прыжки (полеты) на толкающем триплане, а затем на биплане в Варенвальдер-Хайде недалеко от Ганновера. Его первый полет составил всего 18 метров (59 футов) на высоте около 1 метра (3 фута 3 дюйма). Источники расходятся во мнениях, контролировался ли его самолет. [1] [2] Самый ранний современный источник, предполагающий, что он контролировался, - газетная статья Hannoverscher Courier от 1 августа 1907 года, в которой говорится, что Ято «уже 12 лет работает над управляемыми летательными аппаратами», однако юридический документ датирован 19 ноября 1902 года. (официальный отказ правоохранительных органов присутствовать на юридическом экзамене, который им предложил Джато), похоже, описывает замысел, в котором все еще отсутствовал механизм контроля. Спустя 30 лет после его первых летных испытаний четыре очевидца дали юридические показания, заверенные нотариусом по гражданским делам в 1933 году, о том, что они наблюдали за его полетом в августе 1903 года и что приведенные данные [ который? ] было правильно.
По словам местного историка Вольфганга Леонхардта [ из ] [3] цитируя записи Ято, а также журналиста NDR Fernsehen Гюнтера Хартунга: [4] к ноябрю 1903 года Джато сумел достичь непрерывного полета на высоту 60 метров (200 футов) на высоте 2,5 метра (8 футов 2 дюйма), за месяц до пионерских полетов братьев Райт 17 декабря 1903 года на расстояния 37, 53, 2 дюйма. 61 и 260 метров (121, 174, 200 и 853 футов) на высоте около 3 метров (9,8 футов).
В конце концов Джато сдался, отметив: «Несмотря на многие усилия, (я) не могу летать на более длинные и высокие высоты. Двигатель слабый». [5] На более поздней машине Джато совершил успешные полеты в 1909 году: 60 метров (200 футов) на высоте около 3–4 метров (9,8–13,1 футов). [6] Он также основал летную школу и авиазавод, но особого успеха не имел.
Последующие оценки претензий и попыток воссоздания
[ редактировать ]
Хотя в Германии некоторые энтузиасты приписывают ему первый полет на самолете. [4] по мнению современных исследователей, таких как Леонхардт [3] и Ломанна (интервью для документального фильма NDR Fernsehen 2006 года «Извините, мистер Райт» и документального фильма 2009 года « Сделано в Ганновере – пионер немецкой авиации Карл Ято взлетел раньше Орвилла Райта» ), личные претензии Ято на место в учебниках истории авиации на основании значительных пионерские моторизованные полеты на 18 метров (59 футов) в августе и 60 метров (200 футов) в ноябре 1903 года, предшествовавшие братьям Райт, запятнаны тем фактом, что ему потребовалось 30 лет, чтобы юридически засвидетельствовать это оригинальными свидетельствами очевидцев.
Летом 1933 года бывший помощник Ято Вернер Хегге попытался предоставить практические доказательства, продемонстрировав полет с точной копией оригинальной машины Ято, но, согласно выпуску местной газеты Hannoversche Kurier от 9 октября 1933 года , погода не позволила безопасный старт в запланированную дату. С 1936 года копия Хегге стала публичной выставкой в Немецкой авиационной коллекции в Берлине. [ из ] где он был разрушен во время Второй мировой войны.
В сентябре 2006 года местная инициатива исследователей истории авиации и строителей реплик во главе с Харальдом Ломанном предприняла еще одну попытку воссоздания новой копии, чтобы укрепить доверие к первоначальным заявлениям Ято, но снова неблагоприятные погодные условия помешали успешному старту, хотя копия и была достичь успешной путевой скорости, которая теоретически позволила бы взлететь, если бы не сильный ветер в день испытаний. [7] Команда решила дождаться лучших погодных условий, но законный владелец их копии, Flughafen Hannover-Langenhagen GmbH (владелец аэропорта Ганновера , где проходили испытания), спонсировавший строительство копии, не разрешил дальнейшие испытания. , поскольку вместо этого владелец аэропорта предпочел сделать его постоянным экспонатом на своей выставке «Мир авиации» ( Welt der Luftfahrt ), расположенной в аэропорту.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Карл Ято» . FlyingMachines.org . Кэрролл Грей. Архивировано из оригинала 30 июня 2009 года . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ «Свиньи могут летать: планеры и бункеры» . Первые пионеры авиации . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Вольфганг Леонхардт. Карл Ятос erster Motorflug 1903 («Первый моторизованный полет Карла Ято в 1903 году»), Книги по запросу, Norderstedt 2002, ISBN 3-8311-3499-5
- ^ Jump up to: а б «Первый полет с двигателем в истории авиации» Проект Карла-Ято. Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Гиббс-Смит, CH Аэроплан: исторический обзор . стр. 319–20.
- ^ «Пионеры: Антология: Карл Ято (1873–1933)» . Проверено 6 августа 2016 г.
- ^ См. вышеупомянутые документальные фильмы «Прости, мистер Райт» (2006, NDR Fernsehen ) и «Сделано в Ганновере» (2009, режиссер Гюнтер Хартунг).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- [1] на веб-сайте www.flyingmachines.org с фотографиями его самолета.
- Пионеры: Антология: Карл Ято (1873–1933) на www.ctie.monash.edu.au