Макс О'Релл

Макс О'Релл — псевдоним Леона Поля Блуэ (3 марта 1847 — 24 мая 1903), французского писателя и журналиста.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Макс О'Релл родился Леон Пьер Блуэ 3 марта 1847 года в Авранше, [ 1 ] небольшой городок, примыкающий к аббатству Мон-Сен-Мишель в Нормандии, на границе с Бретанью. Позже он предпочел имя Леон Поль Блуэ.
Его дед по отцовской линии, Жан-Франсуа Блуэ, был надзирателем тюрьмы Мон-Сен-Мишель с 1806 по 1818 год. Он переехал в Париж в возрасте двенадцати лет, где посещал консерваторию и колледж в Париже, а затем получил степень бакалавра. степень в 1865 году и степень бакалавра наук в Сорбонне в 1866 году. После 1866 года он поступил в Военную школу, которую покинул в 1869 году в звании лейтенанта французской артиллерии, провёл пять месяцев в Алжире и после недолгого пребывания в версальском гарнизоне был призван воевать во франко-прусскую армию. Война . Он участвовал в битве при Вёрте в августе 1870 года и попал в плен при Седане . После освобождения он сразу же был использован против Коммуны в Париже. 14 апреля 1871 года он был ранен, с почетом демобилизован и назначен небольшой пенсией.
Преподаватель и автор в Лондоне
[ редактировать ]Имея мало перспектив во Франции, Блуэ решил стать журналистом и уехал в Лондон в 1872 году. В 1874 году он получил должность старшего преподавателя французского языка в престижной лондонской школе для мальчиков Святого Павла. Позже в том же году он женился на Мэри Бартлетт в Девоншире. Их дочь Леони родилась в 1875 году. В начале 1880-х годов Блуэ начал готовить книгу очерков об Англии, вероятно, вдохновленный « Записками Ипполита Тена о Англетерре» . Книга «Джон Булл и сын Иль» была опубликована в Париже Кальманом-Леви в 1883 году под псевдонимом Макс О'Релл, который он взял на себя, чтобы сохранить достоинство своей преподавательской должности. Книга дает обзор английских обычаев, особенностей и институтов, обсуждая самые разные аспекты – от британских колониальных амбиций до англосаксонской концепции дома. Французская версия имела мгновенный успех и за два года выдержала не менее пятидесяти семи изданий. Он быстро переправился через Ла-Манш. К декабрю 1883 года Макс О'Релл с помощью своей жены создал английскую версию, которая в конечном итоге была продана тиражом 275 000 копий в Англии и 200 000 в Соединенных Штатах. [ 2 ] Книга была переведена на семнадцать языков. [ 3 ] Успех « Джона Буля и его острова» побудил Макса О'Релла продолжать создавать сборники забавных анекдотов о морали и манерах. «Женщина» Джона Буля и «Дочь Джона Буля» были опубликованы в Париже, и в течение следующих двадцати лет О'Релл должен был выпустить еще двенадцать книг, большинство из которых были одновременно опубликованы в Париже, Лондоне и Нью-Йорке.
чтение лекций
[ редактировать ]О'Релл оставил свой преподавательский пост в церкви Святого Павла и начал полноценную карьеру писателя и лектора в 1885 году. В частности, в Соединенных Штатах, где он провел семь лекционных туров, его успех был феноменальным. Его считали самым продаваемым иностранным лектором своего времени. Его методы работы на лекционной платформе были вдохновлены Марком Твеном, в результате чего он получил прозвище «француз Марк Твен» . В 1894 году О'Релл совершил мировое турне с лекциями, в ходе которого он посетил Соединенные Штаты, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и Южную Африку в течение почти двух лет. В марте 1895 года О'Релл вовлек Марка Твена в жаркий спор о французской морали и неспособности писателя уловить характер нации в рассказах о путешествиях в нескольких статьях, опубликованных в журнале North American Review . Об этой вражде широко сообщалось в прессе по всему миру, и даже намекали на физическую дуэль между Марком Твеном и Максом О'Реллом. [ 4 ]
Театр
[ редактировать ]О'Релл приступил к созданию адаптации чрезвычайно успешной комедии Эжена Лабиша « Путешествие М. Перришона» под названием «На Континонге» . Спектакль с его участием в главной роли пользовался умеренным успехом в промышленных городах, включая Ливерпуль, Бирмингем, Манчестер и Глазго, с апреля по июль 1897 года. Более ранние попытки поставить его пьесу « Цена богатства» в Соединенных Штатах не увенчались успехом.
Журналистика
[ редактировать ]О'Релл всегда считал себя посредником между Англией, Соединенными Штатами и Францией и считал прессу наиболее эффективным инструментом для достижения политического сближения. Однако на протяжении всей своей карьеры он с осторожностью относился к журналистам, которые питались национализмом и ксенофобией, особенно в контексте англо-французских отношений. Он признал огромную силу ежедневной прессы по сравнению с тиражом его книг: «Только пресса […] способна разрушить международные предрассудки. Писателя, лектора читают или слушают несколько сотен человек в день, журналиста читают миллионы». ( «Защитник мира», март 1898 г., стр. 58 ). В разгар дела Золя-Дрейфуса О'Релл сделал публичное заявление в письме в газету London Chronicle , которое было перепечатано в нескольких американских газетах, призывая иностранцев воздерживаться от проявления сочувствия к еврейскому офицеру. Это произошло не потому, что О'Релл считал Дрейфуса виновным; как он писал в письме, он лично считал французского офицера невиновным. Скорее, он утверждал, что зарубежная кампания в поддержку Дрейфуса приведет лишь к росту антисемитизма во Франции. [ 5 ] Заметка в « Таймс» показывает, что к его совету отнеслись серьезно. Дэвид Кристи Мюррей, один из лидеров движения Дрейфуса в Англии, упомянул письмо О'Релла и заявил об отзыве обращения к французским журналистам, поскольку оно может оскорбить французское amour-propre. [ 6 ] Некоторое время спустя, в разгар кризиса в Фашоде, лондонская «Таймс» опубликовала письмо О'Релла редактору, в котором он представился как член Комитета «сердечного согласия» за улучшение отношений между Англией и Францией и утверждал, что что, несмотря на нынешнюю напряженность, отношения между Великобританией и Францией имеют прочную основу уважения и доброй воли. [ 7 ] [ 8 ] Он также комментировал англо-бурскую войну, но его критические комментарии по поводу мужественного сопротивления буров английскому Голиафу привели к заметному падению его популярности в Великобритании.
Когда парижская газета «Фигаро» пригласила его вести регулярную колонку на первой полосе, эта новость широко распространилась в американских СМИ. Однако в период с 24 октября 1901 г. по 4 февраля 1902 г. О'Релл опубликовал только шесть статей на первой полосе, в основном содержащих забавные наблюдения об американском обществе.
Последние годы
[ редактировать ]В возрасте пятидесяти лет Макс О'Релл прошел зенит своей славы и профессионального успеха. Ему удалось занять свою нишу на англо-американском медиа-рынке как знатока женского мира, играя на широко распространенном стереотипе о феминизированном французе. Он обнаружил, что его юмористические тексты, посвященные транскультурным гендерным отношениям, были особенно успешными. Его попытка написать роман, экранизацию пьесы «Цена богатства» , оказалась неудачной. «Женщина и художник» (1899), повествующий о конфликте женщины, разрывающейся между ролью жены, и начинающей художницы, был очень условной историей с одномерными персонажами. Хотя о нем рецензировали ведущие американские газеты, их критика банальности произведения была единодушной. [ 9 ]
Его следующие три книги «Ее Королевское Высочество женщина и его величество Амур» (1901), «Между собой: некоторые маленькие проблемы жизни» (1902) и «Броды по стране женщин» (1903) представляют собой в основном переработанные версии его лекций, содержащие множество тривиальных анекдотов и афоризмов. на тему женщин, любви и брака. Подобно своим стереотипным изображениям национального характера, О'Релл представил готовые клише гендерных отношений. О'Релл продолжал читать лекции в Соединенных Штатах, но ему пришлось прервать тур 1900 года из-за серьезной болезни желудка. [ 10 ] Его следующая поездка в Америку полтора года спустя даже закончилась операцией на аппендиците в Нью-Йорке.
В это время он завязал отношения с гораздо более молодой бродвейской актрисой Беатрис Грешэм, которая начала жить с ним. Вернувшись из своего последнего лекционного турне по Соединенным Штатам в апреле 1902 года, О'Релл поселился в Париже и продолжил работать корреспондентом New York Journal.
Он умер 24 мая 1903 года в своем доме в 16-м округе в возрасте 56 лет. О его смерти широко сообщалось в крупных американских газетах, тогда как не все парижские газеты обратили на нее внимание.
Значение Макса О'Релла
[ редактировать ]Интерес к Максу О'Реллу быстро утих: если не считать французской версии « Между нами» , после его смерти переиздавались не многие его произведения. Но цифры продаж и аудитории при его жизни, а также масштабы его деятельности показывают, что он был хорошо известен и что его мнение принималось во внимание в западном обществе конца века. Продав свои книги сотням тысяч читателей во многих странах и прочитав за свою жизнь около 2600 лекций, он смог широко изложить свои взгляды. Для американской и британской аудитории О'Релл служил образцом всего французского и приложил большие усилия, чтобы повлиять на общественное обсуждение политических, социальных и культурных вопросов. Особый интерес он представляет для историков культуры, изучающих представление гендерных ролей.
Библиография
[ редактировать ]Джон Булль и его остров (John Bull et son île , 1883)
Женщина Джона Буля (Les Filles de John Bull , 1884)
Дорогие соседи , 1885.
Drat the Boys - Джон Джон Булл, младший, или француженка, как ее оскорбляют. (О! Дети , 1886)
Друг Макдональд (L'Ami MacDonald , 1887)
Джонатан и его континент (Jonathan et son Container , 1889)
Жак Боном, Джон Булль на континенте, из моего почтового ящика (1889)
Француз в Америке (Француз в Америке, 1891)
Английские фарисеи, французские крокодилы и другие типичные англо-французские персонажи (1892 г.)
John Bull & Co. – Крупнейшие коммерческие филиалы фирмы: Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. (La Maison John Bull & Co , 1894 г.)
Женщина и художник , 1899 г.
Женщина Ее Королевского Высочества (Ее Величество Любовь. Маленькие исследования юмористической психологии , 1901)
Между нами (Макс О'Релл конфиденциально , 1902)
Прогулки в стране женщин (1903)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Верховен, Яна. Весёлый фанатизм: Макс О'Релл и транснациональные дебаты о манерах и морали во Франции, Великобритании и США XIX века. Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars Publishing, 2012.
Источники
[ редактировать ]- ^ Верховен, Яна (2012). Весёлый фанатизм: Макс О'релл и транснациональные дебаты о манерах и морали во Франции, Великобритании и США XIX века . Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars.
- ^ Журнал Фримена . 17 февраля 1886 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Нью-Йорк Таймс : 5. 14 ноября 1887 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Daily Inter-Ocean : 2. 6 марта 1895 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Чикаго Дейли Трибьюн : 2. 14 сентября 1899 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Время : 10. 16 марта 1898 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Время : 9. 14 октября 1898 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Чикаго Дейли Трибьюн : 2. 18 января 1900 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Нью-Йорк Таймс : BR 5. 28 апреля 1900 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Чикаго Дейли Трибьюн : 2. 6 марта 1900 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « О'Релл, Макс ». Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 251.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится вВнешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Макса О'Релла в Project Gutenberg
- Работы Макса О'Релла или о нем в Интернет-архиве
- Работы Макса О'Релла в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)