Бернардино де Джанотис
Бернардино Заноби де Джанотис (по прозвищу Романус ; умер в 1541, Вильнюс ) — итальянский скульптор и архитектор, работавший в Царстве Польском и Великом княжестве Литовском . Он наиболее известен своими скульптурными работами, в первую очередь надгробиями польских и литовских правителей и магнатов. Наиболее известные его архитектурные работы — реконструкции после пожаров соборов в Плоцке (1531–34) и Вильнюсе (1534–41).
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и работа
[ редактировать ]Хотя его звали «Романом», он, вероятно, был родом из Флоренции, поскольку его иногда называют «Флорентином», а его брата зовут Иоанном Флорентийским. [1] Это прозвище, вероятно, произошло из-за его длительного пребывания в Риме и получения там образования. [1] Он прибыл в Польшу в 1517 году. [2]
Краков (ок. 1524–1537 гг.)
[ редактировать ]Бернардино Заноби де Джанотис сначала работал в Польше в составе Бартоломео Берреччи, группы возводившей с 1524 года капеллу Сигизмунда в краковском Вавельском замке . [2] Возможно, что ранее с 1519 года работал вместе с Джованни Чини Сиенским на строительстве сени гробницы короля Владислава Ягелло . [3] Чини и де Джанотису приписывают строительство так называемого Затора алтаря в капелле царицы Софии в Вавельском соборе . [4] По заказу княгини Анны Мазовецкой Санкт-Петербурге надгробие мазовецким князьям братьям Станиславу и Янушу он построил в . Соборная церковь Св. Иоанна в Варшаве в 1526–152 гг. [5]

Он покинул мастерскую Берреччи в середине 1529 года, после завершения работы над часовней Сигизмунда , и остался в Польше, возможно, приняв участие в работе над часовней-гробницей епископа Петра Томицкого в Вавельском замке. [6] Позже он работал вместе с Джованни Чини и Филиппо да Фьезоле, с которыми основал мастерскую в Кракове. [2] договор В декабре 1531 года он подписал с епископом Анджеем Кшицким на реконструкцию Плоцкого собора , продолжавшуюся в 1532–34 годах. [7] После постройки это было первое церковное здание в стиле ренессанс. [8]
В 1534 году трое партнеров построили кирпичный завод в Пшегожалах недалеко от Кракова. [9] 22 июля 1534 года де Янотис заключил договор с епископом литовских князей Иоанном , по которому обязался восстановить Виленский собор в 1536–1540 годах. [10] Старый собор сгорел в июле 1530 года. В начале 1535 года компания приступила к реконструкции доходного дома каноника Анджея Зебжидовского , впоследствии епископа Краковского. Работа продолжится до середины года. [1] 30 июля 1535 года де Гианотис подписал договор с преподобным Мацеем Ежувским на возведение двух надгробий для камергера Станислава Ласоцкого и «eius Parentis», а также баптистерия в приходской церкви в Бжезинах . [2] [1]
новое надгробие В это же время де Джанотис изготовил по заказу королевы Боны Сфорца для великого князя Александра Витаутаса (умер в 1430 г.), которое должно было быть установлено в новом соборе. К сожалению, надгробие не сохранилось до нашего времени. Вероятно, это было похоже на другие работы де Джанотиса, в первую очередь на надгробие Альбертаса Гоштаутаса . [11] Надгробие было изготовлено в Кракове и доставлено в Вильнюс в 1535 году. Вероятно, оно было установлено только в 1573 году епископом Валерианом Протасевичем . [12] Бернардино де Джанотису также приписывают надгробия Кшиштофа Шидловецкого и его дочери Анны из коллегиальной церкви в Опатове . Он также был вероятным автором надгробия епископа Яна Конарского из Вавельского собора 1521 года и надгробия епископа Яна Любранского из Познанского собора 1522–1525 годов. [13]
Вильнюс (1537–1541 гг.)
[ редактировать ]Вероятно, он постоянно проживает в Вильнюсе с 1537 года, а его интересы в Кракове представляют соратники. [1] В это время де Джанотис работает над строительством королевского дворца в нижнем замке Вильнюса. В 1540 году умер Филиппо да Фьезоле. В следующем году умер сам Бернардино де Джанотис, что привело к роспуску архитектурно-скульптурной компании. Бернардино умер в 1541 году, оставив после себя двоих несовершеннолетних детей, Яна и Анну. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Козакевичова 1959 , стр. 160.
- ^ Jump up to: а б с д Окнио, Моника (февраль 2012 г.). «Бернардино де Джанотис» . Culture.pl (на польском языке). Варшава: Институт Адама Мицкевича . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Козакевичова 1959 , стр. 151.
- ^ Козакевичова 1959 , стр. 165-167.
- ^ Козакевичова 1959 , стр. 170.
- ^ Козакевичова 1959 , стр. 152.
- ^ Козакевичова 1959 , стр. 152–158.
- ^ Козакевичова, Елена (1961). «Меценатство Яна Ласки: (К вопросам искусства эпохи Возрождения в Польше)» . Вестник истории искусств . 23 (1): 12. дои : 10.11588/цифр.45619.5 .
- ^ Козакевичова 1959 , стр. 155.
- ^ Яницкий 2020 , стр. 788.
- ^ Яницкий 2020 , стр. 788–789.
- ^ Яницкий 2020 , стр. 792.
- ^ Козакевичова 1959 , стр. 170–171.
- ^ Козакевичова 1959 , стр. 160, 162.
Библиография
[ редактировать ]- Яницкий, Марек А. (2020). «Могила и поминки великого князя Александра Витольда в Вильнюсском соборе в контексте поминовения Владислава Ягелло в Краковском соборе и ягеллонской пропаганды в XIV–XVI веках». Могила и поминки великого князя Александра Витаутаса в Вильнюсском соборе в контексте поминовения Владислава Ягелло в Краковском соборе и ягеллонской пропаганды XIV-XVI веков. Исторический обзор . 111 (4).
- Козакевичова, Елена (1959). «Архитектурно-скульптурное партнерство Бернардино де Джанотиса и Яна Чини» . Вестник истории искусств . 21 (2): 151–174. дои : 10.11588/цифра.41528.24 .