Танцовщица Пергама

Пергамская танцовщица — современное название эллинистической статуи женщины из Пергама , которая сейчас хранится в Antikensammlung Berlin .
Танцовщица была найдена в марте 1886 года при немецких раскопках Пергама в одной из двух столовых дворца V (заметки о месте находки в дневнике раскопок говорят о столовой с мозаикой Гефестиона ). Оттуда он был присоединен к Берлинскому антикенсаммлунгу (инвентарный номер AvP VII 43), где до 2010 года входил в состав Пергамского музея. В 2011/12 году он вошел в состав специальной выставки «Пергамон: Панорама древнего Метрополя».
Описание
[ редактировать ]Статуя из белого полупрозрачного мрамора имеет высоту 120 см (114 см без учета постамента), высоту головы 14,5 м. На нем изображена молодая женщина, выставившая левую ногу вперед, создавая впечатление, что она движется вперед. Ее правая рука поднята. Он был сделан из отдельного куска камня и не сохранился. Ее левая рука тянется вниз, слегка сжимая платье. Кисть и часть предплечья не сохранились; равно как и основание статуи и ноги, которые были заменены современным творением из искусственного мрамора. Одежда и лицо частично повреждены; ее нос и многие части платья отсутствуют. Девушка носит несколько тонких слоев ткани, которые в одних частях плотно облегают ее тело, а в других образуют глубокие складки драпировки. Самый нижний слой представляет собой хитон с рукавами и очень тонкими складками, поверх которого она носит другую одежду без рук. Тонкая струящаяся ткань обрамлена на шее и плечах широкой каймой. Самый внешний слой представляет собой объемный плащ, ниспадающий широкими глубокими складками. Он свисает с ее правого плеча, оставляя свободными левое плечо и левую грудь, и напоминает своей формой плащи, которые носили архаичные статуи Коры VI века до н.э. Одежда усиливает динамизм статуи, а не скрывает его. Создатель статуи играл с различными противоположностями, например, с широко расставленной позой, с одной стороны, и скручиванием верхней части тела, с другой. Точно так же размеренные формы архаической скульптуры с ее прошитыми складками и близко расположенными кусками ткани на ногах контрастируют с струящимся за ее спиной пышным плащом - совсем иная форма материальности. Такое использование оппозиций также наблюдается в голове и лице. Так, лицо показано с цветущими щеками, глубоко посаженными глазами, маленьким полным ртом, а также длинными волнистыми волосами, сдерживаемыми лентой на лбу и висках. Этим особенностям отвечают жесткие спиральные пряди волос на шее и перед ушами, вырезанные в архаичном стиле.
Контекст
[ редактировать ]По стилистическому признаку статуя датируется периодом между 150 и 125 годами до нашей эры. Статуя является образцом роскошной обстановки Пергамского дворца. Архаичные стилистические особенности преднамеренны и напоминают изящество, « харис » этих изображений. было обычным использовать архаичные формы Кроме того, в то время в дионисийском царстве (а присутствие статуи в столовой предполагает дионисический контекст). Однако из-за отсутствия атрибутов у статуи о назначении статуи можно только догадываться. Генрих Булле полагал, что это был факелоносец и первоначально держал факел в поднятой правой руке, основываясь на сходстве с факелоносцем с места кораблекрушения в Махдии и факелоносцем с виллы Боскореале . Эта точка зрения неоднократно подтверждалась, хотя параллелей среди других сохранившихся архаичных статуй нет. Статуя, вероятно, была повреждена в древности либо в результате войны, либо в результате землетрясения. В результате в его нынешней форме есть некоторые странные аспекты. Так, волосы на шее с левой, видимой стороны короткие, а с правой стороны имеют длинные типологически правильные спиральные пряди. Предполагается, что левая сторона приобрела свой нынешний вид в результате переделки в древности.
Библиография
[ редактировать ]- Кристиана Форстер : «Танцовщица» из дворца V в Пергаме. у Ральфа Грюсингера, Фолькера Кестнера , Андреаса Шолля (ред.): Пергамон. Панорама древнего мегаполиса. Книга, сопровождающая выставку. Михаэль Имхоф Верлаг , Петерсберг, 2011 г., ISBN 978-3-86568-693-0 , стр. 148–151 и стр. 508–509 (Каталог).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Онлайн-каталог берлинских скульптур в археологической базе данных Арахна