Иоганн Арцбергер
Иоганн Арцбергер (10 апреля 1778, Арцберг , Sechsämterland , княжество Байройт / (сегодняшняя) Верхняя Франкония [ 1 ] — 28 декабря 1835, Вена ) — австрийский технолог .
Он работал менеджером по оборудованию Fürstlich Salm'sche Eisenwerke княжества Зальма (« Металлургический завод ») Гуго Франца Альтграфа цу Зальм-Райффершайдта (1776–1836) в Моравии . С 1816 года он занимал должность профессора механической технологии в Политехническом институте в Вене . Он публиковал научные статьи в области механики в Гилберта, «Анналах физики» а также в «Анналах Политехнического института в Вене». [ 2 ]
Арцбергер был пионером городского уличного освещения — вместе с Иоганном Йозефом фон Прехтлем (1778–1854) он разработал установку по производству угольного газа для целей освещения в институте. В 1818 году в Вене действовало 25 общественных газовых фонарей. В 1820 году он изобрел первую паровую повозку , предназначенную для передвижения по обычным дорогам без рельсов. По выходным и праздничным дням он читал лекции бесплатно. [ 3 ] [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]Иоганн Арцбергер был директором Королевского металлургического завода в Салмше Гуго Альтграфа Франца Зальм-Райффершайдта (1776–1836) в Моравии. В 1815 году он был приглашен основателем Императорского политехнического института (ныне Венский технический университет) Иоганном Йозефом Прехтлем (1778-1854) подать заявку на должность профессора квалифицированных механиков и клиентских машин. 3 января 1816 года Арцбергер был награжден Магистериумом практических обучающих машин, в марте того же года он занял кафедру, а в ноябре следующего года начал читать лекции. [ 5 ]
В 1816 году Арцбергер вместе с Прехтлем построил в Вене первую крупную установку по производству осветительного газа из угля и, таким образом, стал пионером городского уличного освещения. Вена была первым городом на европейском континенте, где в больших масштабах использовался угольный газ для освещения улиц и общественных мест. [ 6 ]
В результате своих работ по паровой энергетике Арцбергер в 1820 году нашел практическое применение для создания паровой повозки, которая могла передвигаться по обычным дорогам без рельсов и каких-либо направляющих. Котельная труба, использованная в этом случае, была внедрена еще в 1816 году в Венском политехническом институте. [ 7 ]
Его слава и популярность среди художников и ремесленников побудили его выполнить просьбу организовать бесплатные воскресные лекции по механическим предметам. Это было настолько широко популярно, что вскоре его скопировали слесари, плотники и каменщики, а также поддержали принцип «подготовительных курсов» (некоммерческих учебных заведений). [ 6 ] [ 8 ]
Свадьба
[ редактировать ]Арцбергер женился на Магдалене Хольцманн в 1817 году по связи с родственницей Эрнестиной. Однако этот брак распался в 1825 году со смертью Магдалины. 3 апреля 1826 года Арцбергер женился на Вильгельмине Йозефе фон Швинд, сестре Морица фон Швинда, и стал отцом Морица (1827–1892), Фридриха (* 1833, † 1905 в Риндбахе в Эбензее) и Огюста. [ 9 ]
Смерть
[ редактировать ]Иоганн Арцбергер умер 28 декабря 1835 года на улице Виден № 54 (Панигльгассе) от апоплексии. Его похоронили на кладбище за Мацляйнсдорфом. [ 9 ]
Почести
[ редактировать ]В 1907 году в Хернальсе (17-й округ Вены) улица была названа Арцбергергассе в память об основателе Императорского политехнического института.
Письмо
[ редактировать ]- Представление закона упругости водяного пара и описание использованных по этому вопросу испытаний Политехнического института : Иоганн Йозеф Прехтль (ред.): Ежегодники Императорского Королевского политехнического института в Вене. Лента 1.1819, ZDB-ID 217840-0. Герольд, Вена, 1819 г., стр. 144–159. - Полный текст онлайн.
- Описание расположенных имперских королевских политехнических институтов Сравнительные размеры саженей Вены : Иоганн Йозеф Прехтль (ред.): Ежегодник Императорского политехнического института в Вене . Лента 2.1820, ZDB-ID 217840-0. Герольд, Вена, 1820 г., стр. xxvi–xxxii.
- Сравнение затрат на содержание лошадей для «Шиффцуга» со стоимостью запуска паровой машины для фортовой суеты на том же судне посредством рулевых колес и времени, необходимого в обоих случаях на Дунае вверх по течению от Офена до Вены : Иоганн Йозеф Прехтль (ред.): Ежегодник Императорского политехнического института в Вене . Лента 11.1827, ZDB-ID 217840-0. Герольд, Вена, 1827 г., стр. 36–56.
- О Шиффцуге вверх по течению через водяные колеса, которые установлены на самих кораблях : Иоганн Йозеф Прехтль (ред.): Ежегодник Императорского политехнического института в Вене . Лента 14.1829, ZDB-ID 217840-0. Герольд, Вена, 1829 г., стр. 44–61.
- Механическое средство для обогрева закрытых помещений и получения той же температуры : Иоганн Йозеф Прехтль (ред.): Ежегодник Императорского политехнического института в Вене . Лента 17.1832, ZDB-ID 217840-0. Герольд, Вена, 1832 г., стр. 1–12.
Литература
[ редактировать ]- Констант фон Вурцбах: Арцбергер, Иоганн: Биографический словарь Австрийской империи . Том 22, опубликованный Л. К. Замарским, Вена, 1870 г., стр. 467.
- Карл Кармарш: Арцбергер, Иоганн. : Общая немецкая биография (ADB) . Том 1, Duncker & Humblot, Лейпциг, 1875, стр. 616.
- Александр Бауэр: Особенности: Иоганн Арцбергер (1778-1835) : Wiener Zeitung , No. 159/1908, 12 июля 1908 г., стр. 2–6.
- Иоганн Арцбергер, Машиностроители : Австрийская биографическая энциклопедия 1815-1950 гг . Том 1 Австрийской академии наук, Вена, 1957, стр. 32.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ В то время (до 1810 г.) эта территория не была территорией курфюршества Баварии.
- ^ Немецкая биография NDB / ADB
- ^ Биография @ Энциклопедия aeiou
- ^ Австрийский форум (биография)
- ^ Бауэр: Особенности. Иоганн Арцбергер , стр. 3.
- ^ Jump up to: а б Бауэр: Особенности. Иоганн Арцбергер , стр. 6.
- ^ Бауэр: Особенности. Иоганн Арцбергер , стр. 5.
- ^ Бауэр: Особенности. Иоганн Арцбергер , стр. 4.
- ^ Jump up to: а б Изобретатель одноименной морской лампы. – См.: « Арцбергер Мориц, изобретатель ». В: Австрийский биографический лексикон 1815–1950 (ÖBL). Том 1, Австрийская академия наук , Вена, 1957, с. 32.
- Части этой статьи основаны на переводе аналогичной статьи в немецкой Википедии .
- 1778 рождений
- 1835 смертей
- Инженеры Австрийской империи
- Австрийские инженеры-механики
- Академический состав Венского технического университета
- Инженерные академики
- Немецкие эмигранты в Австрийской империи
- Немецкие эмигранты на чешских землях
- Жители княжества Байройт
- Люди из Вунзиделя (район)
- Инженеры из Вены