Jump to content

Проект индикатора раннего предупреждения Варшавского договора

Проект индикатора раннего предупреждения Варшавского договора представлял собой строго засекреченную программу США и союзников, предназначенную для сбора разведывательных данных, которые могли бы предоставить индикаторы надвигающихся советских ядерных атак до того, как они произойдут. [ 1 ] Это был американский аналог операции «РАЙАН» . Целью проекта было наблюдение и поиск способов предотвращения конфликтов с Советским Союзом и его союзниками по Варшавскому договору. Он состоял из интенсивных тайных отчетов, а также методологии индикаторов и предупреждений.

Прелюдия к холодной войне

[ редактировать ]

Тревор Барнс сообщает, что важно отметить то, как США воспринимали Советский Союз в 1946 году, поскольку там было «почти полное отсутствие информации о России». [ 2 ] Такие события, как взрыв в Перл-Харборе и рост напряженности в Холодной войне, привели к созданию ЦРУ в 1947 году. [ 3 ] В том же году ЦРУ стало известно о возможной российской мобилизации Восточной Европы. [ 2 ] Это обнаружили британские спецслужбы, которые предоставили информацию правительству США. [ 2 ] Информация, собранная спецслужбами США и Великобритании, не имела серьезных последствий для Советского Союза. [ 2 ] Согласно анализу ЦРУ, правительство США прибегло к «тайным источникам» для получения политической и военной информации после Второй мировой войны. [ 4 ]

Варшавский договор

[ редактировать ]

Варшавский договор — договор, официально заключенный 14 мая 1955 года. [ 5 ] Странами, подписавшими договор, были Советский Союз, Албания , Болгария , Чехословакия , Восточная Германия , Венгрия , Польша и Румыния . [ 5 ] В 1968 году из договора вышла Албания, а в 1990 году — Восточная Германия. [ 5 ] Целью этого договора было предоставление этим странам права контролировать регионы, принадлежащие Советскому Союзу. [ 6 ] Он был разделен на две части; Консультативный комитет и Объединенное командование вооруженными силами Пакта. [ 6 ] В обязанности Консультативного комитета входило наблюдение за передвижениями и действиями других участников договора. [ 6 ] В отчетах ЦРУ 1966 года этот договор воспринимался как один из последних оставшихся способов поддержания советского блока со стороны СССР. [ 6 ]

События во время холодной войны

[ редактировать ]

В 1950-е годы Советский Союз и его союзники начали ограничивать доступ НАТО и США к их военной информации. [ 4 ] Никита Хрущев пришел к власти после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Отношения между СССР и Восточной Европой стали напряженными. Примеры включают беспорядки в Польше (1956 г.), попытку Венгрии выйти из Варшавского договора и Берлинский кризис (1958–61). [ 4 ] Берлинский кризис выявил недостаточную военную готовность Соединенных Штатов и потенциально мог привести к эскалации любой агрессии между НАТО и Варшавским договором. [ 4 ] 15 июля 1961 года президент Кеннеди объявил, что разрабатывается программа по повышению квалификации и численности армии США, а также дополнительных сил, которые должны были быть отправлены в Берлин. [ 4 ] Внезапная смена кремлевского руководства в 1983 году привела к многочисленным попыткам Советского Союза продемонстрировать свою силу. [ 7 ] Советский Союз/Варшавский договор увеличил военно-морскую деятельность, оборудование и полевые тренировки. [ 7 ] По словам историка Нейта Джонса, фабрики, поставляющие материалы для этих операций, находились в состоянии постоянного производства. [ 7 ] Наземные и военно-морские вторжения Советского Союза были предприняты в Греции и Средиземноморье, а также нападения на базы НАТО, созданные в Европе и Великобритании. [ 7 ]

Методика индикаторов и предупреждений

[ редактировать ]

С момента создания ЦРУ основным направлением деятельности группы было стратегическое предупреждение. [ 3 ] Целью этой методологии было получение раннего предупреждения о любом возможном советском вторжении в Европу или ядерном ударе. Методика индикации началась еще во время Второй мировой войны . В 1948 году разведка США и Великобритании начала составлять большие списки любых угрожающих знаков, проявляемых вражескими державами. [ 3 ] В 1950-х годах списки индикаторов составляли основную часть индикаторов и методов наблюдения. [ 8 ] Синтия Грабо определяет списки индикаторов как «сборник прогнозируемых, ожидаемых или гипотетических действий» (цитируется по Gentry & Gordon, 2019). [ 8 ] Сотрудники ЦРУ будут использовать эти списки и на их основе делать выводы о вероятности возникновения крупного конфликта. Этот процесс был основан на тщательном анализе движения Варшавского договора и выдвижении гипотез о последствиях их действий. [ 4 ]

В 1960-х годах американские аналитики пришли к выводу, что сценарии Советского Союза и Варшавского договора включают:

а. Предумышленное внезапное нападение

б. Упреждающая атака

в. Эскалация (ограниченная война к всеобщей войне)

д. Ограниченная война

И. Партизанская война

ф. Дипломатический кризис без военных намерений

г. Военное подавление внутреннего инакомыслия. [ 8 ]

Предупреждение о возможном военном конфликте должно включать:

  • Подготовка противника, продолжение которой указывает на способность вступить в конфликт в течение определенного периода времени.
  • Установите связь между этими приготовлениями и связанными с ними кризисами.
  • Подробности о стратегиях и планах
  • Предоставьте информацию тем, кто имеет власть [ 9 ]

Аналитики будут обсуждать и сообщать о значительных изменениях в деятельности, их важности и последствиях, а также предоставлять предупреждающие сообщения, указывающие на предстоящий кризис. [ 8 ] По словам Джентри и Гордона, США использовали зеленый, желтый и красный цвета, чтобы передать кризис как часть своих сообщений об ослаблении. [ 8 ] Этот метод распространился и на 1980-е годы, когда Able Archer (созданный НАТО) и Project RYAN (созданный Советским Союзом/Варшавским договором) для нападения на противоборствующие страны. разрабатывались [ 8 ] Наряду с американскими механизмами наблюдения, Советский Союз/Варшавский договор участвовали в процессе аналогичной тактики из-за страха перед возможной ядерной атакой с Запада. [ 10 ] Джентри и Гордон приходят к выводу, что метод «Индикатор и предупреждение» оказался хорошим долгосрочным методом, способным бороться с «крупномасштабными ситуациями военной угрозы». [ 8 ] Научный анализ переменных позволил правительствам определить соответствующую реакцию на действия врага. Поскольку это в значительной степени реактивная методология, результаты остаются неопределенными до тех пор, пока они не будут реализованы в реальном мире. [ 8 ]

Наблюдение в действии

[ редактировать ]

NIC: разработка методологии индикаторов и предупреждений и Варшавский договор

[ редактировать ]

В 1954 году был создан Национальный центр по показаниям (NIC) для наблюдения за методологией и прогрессом предупреждения и индикации в США. [ 3 ] В состав группы входили многие правительственные организации США, включая ЦРУ и ФБР. [ 3 ] NIC наблюдал и анализировал ряд кризисов, включая Варшавский договор и их участие в Венгерской революции 1956 года. [ 3 ] Грабо также отмечает методологию наблюдения и предупреждения центра во время кубинского ракетного кризиса. [ 3 ] Центр использовал свою команду из 30 человек для мониторинга любых возникающих кризисов, полагаясь на списки индикаторов, чтобы влиять на свои решения. [ 3 ] Часто NIC искала признаки неожиданных военных атак, а также находила способы выявить мельчайшие детали этих атак. [ 3 ] Они внедрили процедуру, согласно которой еженедельные отчеты с предупреждениями публиковались, а их тактика индикации и убывания постепенно стала признанной методологией. [ 3 ] Им были предоставлены полномочия принимать быстрые решения в случае кризиса, а также они могли передавать сообщения в Белый дом. [ 3 ]

После некоторых ошибок, допущенных NIC в отношении вьетнамского конфликта, были также некоторые неудачи в отношении Варшавского договора и их военного вторжения в Чехословакию в 1968 году. [ 3 ] NIC не смог предупредить о готовящемся вторжении. [ 3 ] Некоторые ошибки, которые они допустили, включают понимание NIC того, что Советский Союз не будет пытаться вмешиваться в дела других стран из-за венгерского восстания в 1956 году. [ 3 ] Они также не осознавали ценность вмешательства США в предотвращение советского военного вмешательства в Чехословакии. [ 3 ] К 1970 году стало широко понятно, что NIC больше не эффективен. [ 3 ]

Соблюдение Варшавского договора, 1950–60-е гг.

[ редактировать ]
Олег Пеньковский был советским полковником. Он предоставлял разведывательные данные ЦРУ в период холодной войны. Эта информация касалась Варшавского договора, их военного потенциала и тактики.

Когда методология индикаторов и предупреждений еще не была разработана, США основывали свое восприятие СССР и мотивацию своего поведения на фактах Второй мировой войны. [ 4 ] В период с 1955 по 1959 год у США было две стратегии получения советской разведки. Операция в Берлинском туннеле и майор Петр Попов были двумя способами, с помощью которых ЦРУ могло сообщать о движении Варшавского договора и их военных отношениях с Советским Союзом. [ 4 ] Берлинский туннель инструктировал тайных репортеров США о пребывании советских войск в Восточной Германии в период 1955-1956 годов. [ 4 ] Попов делал тайные доклады о Советском Союзе и его военной тактике, которые, как сообщалось, оказали прямое влияние на США и их контрактивные стратегии. [ 4 ] Отчеты Попова включали предоставление США документации, касающейся ядерной войны, ракет и воздушных операций. [ 4 ]

Конфронтация между США и СССР по поводу доступа в Западный Берлин носила как военный, так и политический характер. [ 4 ] Позже это оказало прямое влияние на строительство Берлинской стены в 1961 году. [ 4 ] Действия правительства Кеннеди по уменьшению кризисов были восприняты как плохо подготовленные и не столь сильные по сравнению с Советским Союзом и Варшавским договором. [ 4 ] Полковник Олег Пеньковский передал секретные донесения ЦРУ и британской МИ-6. В частности, он сообщил о взглядах Хрущева на правительство Кеннеди и его военные возможности в случае конфронтации вокруг Западного Берлина. [ 4 ] Хрущев использовал военные учения Варшавского договора, чтобы проявить советскую мощь в случае возникновения конфронтации из-за Западного Берлина. Пеньковский сообщил, что недовольство начало расти, поскольку другие члены Совета не одобряли подстрекательства Хрущева к возможной войне. [ 4 ] Согласно этим сообщениям, Красная Армия еще не была подготовлена ​​к военному противостоянию с силами США и НАТО. [ 4 ]

Соблюдение Варшавского договора, 1970–85 гг.

[ редактировать ]

В 1973-85 годах наблюдался пик отчетов о наблюдениях Варшавского договора, что можно объяснить технологическими достижениями, которые улучшили «тайные» механизмы отчетности и наблюдения. [ 4 ] По мере увеличения количества сообщений о Варшавском договоре правительство США смогло принять соответствующие решения в отношении оборонной политики. [ 4 ] Решения были приняты на основе способности Варшавского договора мобилизовать свои вооруженные силы, их ресурсы и цели стран в военное время. [ 4 ] В 1970-х годах Советский Союз/Варшавский договор обнаружили, что они подверглись сильному воздействию авиации НАТО, особенно ВВС США и Израиля. [ 4 ] Наблюдение позволило правительству США узнать о советском плане использования стратегических бомбардировок для борьбы с их силами; отмечая их явное нежелание использовать ядерную войну. [ 4 ] В 1983 году произошла репетиция гипотетического нападения СССР/Варшавского договора на Западную Европу; это было известно как упражнение «Умелый лучник». [ 11 ] Ответом на эти учения стало усиление разведывательных мер в Восточной Германии и Польше. По словам историка Нейта Джонса, Эйбл Арчер считался «угрозой возможной агрессии против СССР и стран Варшавского договора». [ 11 ]

В отчете «Индикатор и предупреждения» 1978 года были проанализированы индикаторы Варшавского договора, которые показали их способность вести войну против НАТО. [ 9 ] В документе оценивалась вероятность конфликта, советское восприятие войны, советские возможности и предупреждения, которые послужили мотивом создания этого отчета. [ 9 ] В документе предполагалось, что, если НАТО не сможет победить силы Варшавского договора или если Советский Союз не увидит опоры на эти силы, конфликт может стать ядерным. [ 9 ] Что касается вероятности возникновения конфликта в это время, в этом отчете был сделан вывод о маловероятности того, что Советы намеренно атаковали силы НАТО. [ 9 ]

В 1983 году начались переговоры между НАТО и членами Варшавского договора относительно количества сухопутных войск, базирующихся в Центральной Европе. [ 12 ] В двенадцатистраничном правительственном документе 1984 года США пришли к выводу, что, исходя из своих наблюдений и оценок, они не будут предпринимать никаких агрессивных боевых действий. [ 13 ] В частности, в документе утверждается, что Советский Союз будет участвовать в десятилетней «политической борьбе». [ 13 ] По данным Архива национальной безопасности, о проекте индикатора раннего предупреждения Варшавского договора было сообщено 1 февраля 1985 года. [ 1 ]

Рассекречивание документов холодной войны

[ редактировать ]

Обсуждения рассекречивания документов ЦРУ начались в 1991 году, когда в следующем году было опубликовано 112 документов, связанных с Советским Союзом. [ 14 ] Источники, касающиеся предупреждения и индикации, относящиеся к Проекту индикаторов раннего предупреждения Варшавского договора, не были полностью доступны общественности. Например, в «Меморандуме о предупреждении офицера национальной разведки директору советского анализа» (1985 г.) только две страницы из пятидесяти восьми содержат информацию. [ 1 ] В документе не раскрывается, когда проект начался и завершился, кто контролировал его результаты, какие показатели были доведены до сведения ЦРУ и какую тактику они использовали для борьбы или разрешения кризиса. В документе 1978 года «Последствия для предупреждения НАТО о войне...» основные части текста затемнены. [ 9 ] В этот период времени существует недостаток информации о подозрениях НАТО в отношении Варшавского договора.

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Справочник по «Способному лучнику 83» — Нейт Джонс, Архив национальной безопасности. [ 15 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с «Проект индикатора раннего предупреждения Варшавского договора - Меморандум офицера национальной разведки о предупреждении директору советского анализа» (PDF) . Архив национальной безопасности . 1 февраля 1985 года . Проверено 27 июля 2015 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Барнс, Т. (1981). «Тайная холодная война: ЦРУ и американская внешняя политика в Европе, 1946–1956. Часть I». Исторический журнал . 24 (2): 399–415. дои : 10.1017/S0018246X00005537 . ISSN   0018-246X .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Джентри, Дж; Гордон, Дж (2019). «Эволюция институтов предупреждения США, Великобритании, Нидерландов и НАТО». Стратегическая предупредительная разведка: история, проблемы и перспективы . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. стр. 66–109. doi : 10.2307/j.ctvb4bsfx . S2CID   240730098 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «Анализ ЦРУ сил Варшавского договора: важность секретных отчетов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 2013. Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 27 мая 2020 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с «Варшавский пакт | Карта, цель и значение» . Британская энциклопедия . 1998 год . Проверено 27 мая 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д «ВАРШАВСКИЙ ПАКТ: ЕГО РОЛЬ В ДЕЛАХ СОВЕТСКОГО БЛОКА ОТ ИСТОЧНИКА ДО СЕГОДНЯ | ЦРУ FOIA (foia.cia.gov)» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 23 января 2017 года . Проверено 27 мая 2020 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Джонс, Н. (2016). Способный лучник 83 . Нью-Йорк: Новая пресса. ISBN  9781620972618 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джентри, Дж; Гордон, Дж (2019). «Аналитический метод «Показания и предупреждения». Стратегическая предупредительная разведка: история, проблемы и перспективы . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. стр. 130–147. doi : 10.2307/j.ctvb4bsfx . S2CID   240730098 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Концепции и возможности Варшавского договора для начала войны в Европе: последствия для предупреждения НАТО о войне, ЦРУ / NFAC NIE 4-1-78, 10 апреля 1978 г. | ЦРУ FOIA (foia.cia.gov)» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 22 сентября 2016 года . Проверено 27 мая 2020 г.
  10. ^ «Прогнозирование ядерной войны | Центр Вильсона» . www.wilsoncenter.org . Проверено 27 мая 2020 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Джонс, Нейт (1 ноября 2013 г.). «Обратный отсчет до рассекречивания: поиск ответов на угрозу ядерной войны 1983 года» . Бюллетень ученых-атомщиков . 69 (6): 47–57. Бибкод : 2013BuAtS..69f..47J . дои : 10.1177/0096340213508630 . ISSN   0096-3402 . S2CID   36731989 .
  12. ^ Никербокер, Б. (1983). «Сокращение неядерных вооружений уже на горизонте?» . Христианский научный монитор . ISSN   0882-7729 . OCLC   943793355 .
  13. ^ Перейти обратно: а б ЦРУ, Последствия недавней советской военно-политической деятельности. Специальная оценка национальной разведки, 18 мая. Совершенно секретно, публикация FOIA . 1984. https://nsarchive2.gwu.edu//NSAEBB/NSAEBB428/docs/6.Implications%20of%20Recent%20Soviet%20Military-Political%20Activities.pdf
  14. ^ Карабелл, З; Нафтали, Т (1994). «Рассекреченная история: опасности и перспективы документов ЦРУ». Дипломатическая история . 18 (4): 615–626. дои : 10.1111/j.1467-7709.1994.tb00573.x . ISSN   0145-2096 .
  15. ^ Джонс, Нейт (21 июня 2016 г.). «Справочник по способному лучнику 83» . Архив национальной безопасности .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be19491e990d62afb5e61ada7e43d6d8__1688256840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/d8/be19491e990d62afb5e61ada7e43d6d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Warsaw Pact Early Warning Indicator Project - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)