Проект индикатора раннего предупреждения Варшавского договора
Проект индикатора раннего предупреждения Варшавского договора представлял собой строго засекреченную программу США и союзников, предназначенную для сбора разведывательных данных, которые могли бы предоставить индикаторы надвигающихся советских ядерных атак до того, как они произойдут. [ 1 ] Это был американский аналог операции «РАЙАН» . Целью проекта было наблюдение и поиск способов предотвращения конфликтов с Советским Союзом и его союзниками по Варшавскому договору. Он состоял из интенсивных тайных отчетов, а также методологии индикаторов и предупреждений.
Фон
[ редактировать ]Прелюдия к холодной войне
[ редактировать ]Тревор Барнс сообщает, что важно отметить то, как США воспринимали Советский Союз в 1946 году, поскольку там было «почти полное отсутствие информации о России». [ 2 ] Такие события, как взрыв в Перл-Харборе и рост напряженности в Холодной войне, привели к созданию ЦРУ в 1947 году. [ 3 ] В том же году ЦРУ стало известно о возможной российской мобилизации Восточной Европы. [ 2 ] Это обнаружили британские спецслужбы, которые предоставили информацию правительству США. [ 2 ] Информация, собранная спецслужбами США и Великобритании, не имела серьезных последствий для Советского Союза. [ 2 ] Согласно анализу ЦРУ, правительство США прибегло к «тайным источникам» для получения политической и военной информации после Второй мировой войны. [ 4 ]
Варшавский договор
[ редактировать ]Варшавский договор — договор, официально заключенный 14 мая 1955 года. [ 5 ] Странами, подписавшими договор, были Советский Союз, Албания , Болгария , Чехословакия , Восточная Германия , Венгрия , Польша и Румыния . [ 5 ] В 1968 году из договора вышла Албания, а в 1990 году — Восточная Германия. [ 5 ] Целью этого договора было предоставление этим странам права контролировать регионы, принадлежащие Советскому Союзу. [ 6 ] Он был разделен на две части; Консультативный комитет и Объединенное командование вооруженными силами Пакта. [ 6 ] В обязанности Консультативного комитета входило наблюдение за передвижениями и действиями других участников договора. [ 6 ] В отчетах ЦРУ 1966 года этот договор воспринимался как один из последних оставшихся способов поддержания советского блока со стороны СССР. [ 6 ]
События во время холодной войны
[ редактировать ]В 1950-е годы Советский Союз и его союзники начали ограничивать доступ НАТО и США к их военной информации. [ 4 ] Никита Хрущев пришел к власти после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Отношения между СССР и Восточной Европой стали напряженными. Примеры включают беспорядки в Польше (1956 г.), попытку Венгрии выйти из Варшавского договора и Берлинский кризис (1958–61). [ 4 ] Берлинский кризис выявил недостаточную военную готовность Соединенных Штатов и потенциально мог привести к эскалации любой агрессии между НАТО и Варшавским договором. [ 4 ] 15 июля 1961 года президент Кеннеди объявил, что разрабатывается программа по повышению квалификации и численности армии США, а также дополнительных сил, которые должны были быть отправлены в Берлин. [ 4 ] Внезапная смена кремлевского руководства в 1983 году привела к многочисленным попыткам Советского Союза продемонстрировать свою силу. [ 7 ] Советский Союз/Варшавский договор увеличил военно-морскую деятельность, оборудование и полевые тренировки. [ 7 ] По словам историка Нейта Джонса, фабрики, поставляющие материалы для этих операций, находились в состоянии постоянного производства. [ 7 ] Наземные и военно-морские вторжения Советского Союза были предприняты в Греции и Средиземноморье, а также нападения на базы НАТО, созданные в Европе и Великобритании. [ 7 ]
Методика индикаторов и предупреждений
[ редактировать ]С момента создания ЦРУ основным направлением деятельности группы было стратегическое предупреждение. [ 3 ] Целью этой методологии было получение раннего предупреждения о любом возможном советском вторжении в Европу или ядерном ударе. Методика индикации началась еще во время Второй мировой войны . В 1948 году разведка США и Великобритании начала составлять большие списки любых угрожающих знаков, проявляемых вражескими державами. [ 3 ] В 1950-х годах списки индикаторов составляли основную часть индикаторов и методов наблюдения. [ 8 ] Синтия Грабо определяет списки индикаторов как «сборник прогнозируемых, ожидаемых или гипотетических действий» (цитируется по Gentry & Gordon, 2019). [ 8 ] Сотрудники ЦРУ будут использовать эти списки и на их основе делать выводы о вероятности возникновения крупного конфликта. Этот процесс был основан на тщательном анализе движения Варшавского договора и выдвижении гипотез о последствиях их действий. [ 4 ]
В 1960-х годах американские аналитики пришли к выводу, что сценарии Советского Союза и Варшавского договора включают:
а. Предумышленное внезапное нападение
б. Упреждающая атака
в. Эскалация (ограниченная война к всеобщей войне)
д. Ограниченная война
И. Партизанская война
ф. Дипломатический кризис без военных намерений
г. Военное подавление внутреннего инакомыслия. [ 8 ]
Предупреждение о возможном военном конфликте должно включать:
- Подготовка противника, продолжение которой указывает на способность вступить в конфликт в течение определенного периода времени.
- Установите связь между этими приготовлениями и связанными с ними кризисами.
- Подробности о стратегиях и планах
- Предоставьте информацию тем, кто имеет власть [ 9 ]
Аналитики будут обсуждать и сообщать о значительных изменениях в деятельности, их важности и последствиях, а также предоставлять предупреждающие сообщения, указывающие на предстоящий кризис. [ 8 ] По словам Джентри и Гордона, США использовали зеленый, желтый и красный цвета, чтобы передать кризис как часть своих сообщений об ослаблении. [ 8 ] Этот метод распространился и на 1980-е годы, когда Able Archer (созданный НАТО) и Project RYAN (созданный Советским Союзом/Варшавским договором) для нападения на противоборствующие страны. разрабатывались [ 8 ] Наряду с американскими механизмами наблюдения, Советский Союз/Варшавский договор участвовали в процессе аналогичной тактики из-за страха перед возможной ядерной атакой с Запада. [ 10 ] Джентри и Гордон приходят к выводу, что метод «Индикатор и предупреждение» оказался хорошим долгосрочным методом, способным бороться с «крупномасштабными ситуациями военной угрозы». [ 8 ] Научный анализ переменных позволил правительствам определить соответствующую реакцию на действия врага. Поскольку это в значительной степени реактивная методология, результаты остаются неопределенными до тех пор, пока они не будут реализованы в реальном мире. [ 8 ]
Наблюдение в действии
[ редактировать ]NIC: разработка методологии индикаторов и предупреждений и Варшавский договор
[ редактировать ]В 1954 году был создан Национальный центр по показаниям (NIC) для наблюдения за методологией и прогрессом предупреждения и индикации в США. [ 3 ] В состав группы входили многие правительственные организации США, включая ЦРУ и ФБР. [ 3 ] NIC наблюдал и анализировал ряд кризисов, включая Варшавский договор и их участие в Венгерской революции 1956 года. [ 3 ] Грабо также отмечает методологию наблюдения и предупреждения центра во время кубинского ракетного кризиса. [ 3 ] Центр использовал свою команду из 30 человек для мониторинга любых возникающих кризисов, полагаясь на списки индикаторов, чтобы влиять на свои решения. [ 3 ] Часто NIC искала признаки неожиданных военных атак, а также находила способы выявить мельчайшие детали этих атак. [ 3 ] Они внедрили процедуру, согласно которой еженедельные отчеты с предупреждениями публиковались, а их тактика индикации и убывания постепенно стала признанной методологией. [ 3 ] Им были предоставлены полномочия принимать быстрые решения в случае кризиса, а также они могли передавать сообщения в Белый дом. [ 3 ]
После некоторых ошибок, допущенных NIC в отношении вьетнамского конфликта, были также некоторые неудачи в отношении Варшавского договора и их военного вторжения в Чехословакию в 1968 году. [ 3 ] NIC не смог предупредить о готовящемся вторжении. [ 3 ] Некоторые ошибки, которые они допустили, включают понимание NIC того, что Советский Союз не будет пытаться вмешиваться в дела других стран из-за венгерского восстания в 1956 году. [ 3 ] Они также не осознавали ценность вмешательства США в предотвращение советского военного вмешательства в Чехословакии. [ 3 ] К 1970 году стало широко понятно, что NIC больше не эффективен. [ 3 ]
Соблюдение Варшавского договора, 1950–60-е гг.
[ редактировать ]
Когда методология индикаторов и предупреждений еще не была разработана, США основывали свое восприятие СССР и мотивацию своего поведения на фактах Второй мировой войны. [ 4 ] В период с 1955 по 1959 год у США было две стратегии получения советской разведки. Операция в Берлинском туннеле и майор Петр Попов были двумя способами, с помощью которых ЦРУ могло сообщать о движении Варшавского договора и их военных отношениях с Советским Союзом. [ 4 ] Берлинский туннель инструктировал тайных репортеров США о пребывании советских войск в Восточной Германии в период 1955-1956 годов. [ 4 ] Попов делал тайные доклады о Советском Союзе и его военной тактике, которые, как сообщалось, оказали прямое влияние на США и их контрактивные стратегии. [ 4 ] Отчеты Попова включали предоставление США документации, касающейся ядерной войны, ракет и воздушных операций. [ 4 ]
Конфронтация между США и СССР по поводу доступа в Западный Берлин носила как военный, так и политический характер. [ 4 ] Позже это оказало прямое влияние на строительство Берлинской стены в 1961 году. [ 4 ] Действия правительства Кеннеди по уменьшению кризисов были восприняты как плохо подготовленные и не столь сильные по сравнению с Советским Союзом и Варшавским договором. [ 4 ] Полковник Олег Пеньковский передал секретные донесения ЦРУ и британской МИ-6. В частности, он сообщил о взглядах Хрущева на правительство Кеннеди и его военные возможности в случае конфронтации вокруг Западного Берлина. [ 4 ] Хрущев использовал военные учения Варшавского договора, чтобы проявить советскую мощь в случае возникновения конфронтации из-за Западного Берлина. Пеньковский сообщил, что недовольство начало расти, поскольку другие члены Совета не одобряли подстрекательства Хрущева к возможной войне. [ 4 ] Согласно этим сообщениям, Красная Армия еще не была подготовлена к военному противостоянию с силами США и НАТО. [ 4 ]
Соблюдение Варшавского договора, 1970–85 гг.
[ редактировать ]В 1973-85 годах наблюдался пик отчетов о наблюдениях Варшавского договора, что можно объяснить технологическими достижениями, которые улучшили «тайные» механизмы отчетности и наблюдения. [ 4 ] По мере увеличения количества сообщений о Варшавском договоре правительство США смогло принять соответствующие решения в отношении оборонной политики. [ 4 ] Решения были приняты на основе способности Варшавского договора мобилизовать свои вооруженные силы, их ресурсы и цели стран в военное время. [ 4 ] В 1970-х годах Советский Союз/Варшавский договор обнаружили, что они подверглись сильному воздействию авиации НАТО, особенно ВВС США и Израиля. [ 4 ] Наблюдение позволило правительству США узнать о советском плане использования стратегических бомбардировок для борьбы с их силами; отмечая их явное нежелание использовать ядерную войну. [ 4 ] В 1983 году произошла репетиция гипотетического нападения СССР/Варшавского договора на Западную Европу; это было известно как упражнение «Умелый лучник». [ 11 ] Ответом на эти учения стало усиление разведывательных мер в Восточной Германии и Польше. По словам историка Нейта Джонса, Эйбл Арчер считался «угрозой возможной агрессии против СССР и стран Варшавского договора». [ 11 ]
В отчете «Индикатор и предупреждения» 1978 года были проанализированы индикаторы Варшавского договора, которые показали их способность вести войну против НАТО. [ 9 ] В документе оценивалась вероятность конфликта, советское восприятие войны, советские возможности и предупреждения, которые послужили мотивом создания этого отчета. [ 9 ] В документе предполагалось, что, если НАТО не сможет победить силы Варшавского договора или если Советский Союз не увидит опоры на эти силы, конфликт может стать ядерным. [ 9 ] Что касается вероятности возникновения конфликта в это время, в этом отчете был сделан вывод о маловероятности того, что Советы намеренно атаковали силы НАТО. [ 9 ]
В 1983 году начались переговоры между НАТО и членами Варшавского договора относительно количества сухопутных войск, базирующихся в Центральной Европе. [ 12 ] В двенадцатистраничном правительственном документе 1984 года США пришли к выводу, что, исходя из своих наблюдений и оценок, они не будут предпринимать никаких агрессивных боевых действий. [ 13 ] В частности, в документе утверждается, что Советский Союз будет участвовать в десятилетней «политической борьбе». [ 13 ] По данным Архива национальной безопасности, о проекте индикатора раннего предупреждения Варшавского договора было сообщено 1 февраля 1985 года. [ 1 ]
Рассекречивание документов холодной войны
[ редактировать ]Обсуждения рассекречивания документов ЦРУ начались в 1991 году, когда в следующем году было опубликовано 112 документов, связанных с Советским Союзом. [ 14 ] Источники, касающиеся предупреждения и индикации, относящиеся к Проекту индикаторов раннего предупреждения Варшавского договора, не были полностью доступны общественности. Например, в «Меморандуме о предупреждении офицера национальной разведки директору советского анализа» (1985 г.) только две страницы из пятидесяти восьми содержат информацию. [ 1 ] В документе не раскрывается, когда проект начался и завершился, кто контролировал его результаты, какие показатели были доведены до сведения ЦРУ и какую тактику они использовали для борьбы или разрешения кризиса. В документе 1978 года «Последствия для предупреждения НАТО о войне...» основные части текста затемнены. [ 9 ] В этот период времени существует недостаток информации о подозрениях НАТО в отношении Варшавского договора.
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Справочник по «Способному лучнику 83» — Нейт Джонс, Архив национальной безопасности. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Проект индикатора раннего предупреждения Варшавского договора - Меморандум офицера национальной разведки о предупреждении директору советского анализа» (PDF) . Архив национальной безопасности . 1 февраля 1985 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Барнс, Т. (1981). «Тайная холодная война: ЦРУ и американская внешняя политика в Европе, 1946–1956. Часть I». Исторический журнал . 24 (2): 399–415. дои : 10.1017/S0018246X00005537 . ISSN 0018-246X .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Джентри, Дж; Гордон, Дж (2019). «Эволюция институтов предупреждения США, Великобритании, Нидерландов и НАТО». Стратегическая предупредительная разведка: история, проблемы и перспективы . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. стр. 66–109. doi : 10.2307/j.ctvb4bsfx . S2CID 240730098 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «Анализ ЦРУ сил Варшавского договора: важность секретных отчетов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 2013. Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Варшавский пакт | Карта, цель и значение» . Британская энциклопедия . 1998 год . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «ВАРШАВСКИЙ ПАКТ: ЕГО РОЛЬ В ДЕЛАХ СОВЕТСКОГО БЛОКА ОТ ИСТОЧНИКА ДО СЕГОДНЯ | ЦРУ FOIA (foia.cia.gov)» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 23 января 2017 года . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джонс, Н. (2016). Способный лучник 83 . Нью-Йорк: Новая пресса. ISBN 9781620972618 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джентри, Дж; Гордон, Дж (2019). «Аналитический метод «Показания и предупреждения». Стратегическая предупредительная разведка: история, проблемы и перспективы . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. стр. 130–147. doi : 10.2307/j.ctvb4bsfx . S2CID 240730098 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Концепции и возможности Варшавского договора для начала войны в Европе: последствия для предупреждения НАТО о войне, ЦРУ / NFAC NIE 4-1-78, 10 апреля 1978 г. | ЦРУ FOIA (foia.cia.gov)» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 22 сентября 2016 года . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ «Прогнозирование ядерной войны | Центр Вильсона» . www.wilsoncenter.org . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Нейт (1 ноября 2013 г.). «Обратный отсчет до рассекречивания: поиск ответов на угрозу ядерной войны 1983 года» . Бюллетень ученых-атомщиков . 69 (6): 47–57. Бибкод : 2013BuAtS..69f..47J . дои : 10.1177/0096340213508630 . ISSN 0096-3402 . S2CID 36731989 .
- ^ Никербокер, Б. (1983). «Сокращение неядерных вооружений уже на горизонте?» . Христианский научный монитор . ISSN 0882-7729 . OCLC 943793355 .
- ^ Перейти обратно: а б ЦРУ, Последствия недавней советской военно-политической деятельности. Специальная оценка национальной разведки, 18 мая. Совершенно секретно, публикация FOIA . 1984. https://nsarchive2.gwu.edu//NSAEBB/NSAEBB428/docs/6.Implications%20of%20Recent%20Soviet%20Military-Political%20Activities.pdf
- ^ Карабелл, З; Нафтали, Т (1994). «Рассекреченная история: опасности и перспективы документов ЦРУ». Дипломатическая история . 18 (4): 615–626. дои : 10.1111/j.1467-7709.1994.tb00573.x . ISSN 0145-2096 .
- ^ Джонс, Нейт (21 июня 2016 г.). «Справочник по способному лучнику 83» . Архив национальной безопасности .