Эдигу
Эдигу (также Едигей , Эдивкяй или Эдеге Мангит ; 1352–1419) был монгольским эмиром Белой Орды , основавшим новое политическое образование, которое стало известно как Ногайская Орда .
Жизнь
[ редактировать ]Эдигу был выходцем из крымского племени мангудов , сыном Балтычака, монгольского дворянина, который был разбит и убит ханом Тохтамышем Золотой Орды в 1378 году. Он прославился как очень успешный полководец Тохтамыша, прежде чем обратить оружие против своего хозяина. К 1396 году он был полновластным правителем большой территории, простиравшейся между реками Волгой и Уралом (известной как Яйык ), которая позже будет называться Ногайской Ордой .
В 1397 году Эдигу вступил в союз с Тимур-Кутлугом и был назначен генералом и главнокомандующим золотоордынским войском . В 1399 году он нанес сокрушительное поражение Тохтамышу и Витаутасу Литовскому в битве на реке Ворскле . После этого ему удалось объединить под своей властью все земли Джучи , хотя и в последний раз в истории.
В 1406 году он обнаружил в Сибири своего старого врага Тохтамыша . Агенты Эдигу убили Тохтамыша. В следующем году он совершил набег на Волжскую Булгарию . В 1408 году он устроил разрушительное татарское нашествие на Русь, которая несколько десятилетий не платила причитающуюся орде дань. Едигу сжег Нижний Новгород , Городец , Ростов и многие другие города, но не смог взять Москву , хотя все же сжег ее.
Через два года Эдигу был свергнут в Золотой Орде и вынужден был искать убежища в Хорезме . Хотя ранее у него были отношения с Тимуридов правителем Шахрукхом , в том числе выдача своей дочери замуж за сына последнего Мухаммада Джуки , [ 1 ] Позже Шахрукх выслал Эдигу обратно в Сарай . Эдигу удалось разграбить Киев Однако весной 1416 года под властью Литвы, при этом он сжег Печерский монастырь и старый город, но не смог захватить его замок. [ 2 ] В 1418 году он предложил Витовту мир и союз против сыновей Тохтамыша.
В 1419 году он был убит одним из сыновей Тохтамыша в Сарае. Династия Эдигу в Ногайской Орде продолжалась около двух столетий, пока его последние потомки не переселились в Москву , где приняли крещение и стали называться князьями Урусовыми и Юсуповыми .
Оценка
[ редактировать ]Историк эпохи мамлюков Аль-Макризи описывает его как мужественного, щедрого человека, «который любил исламских ученых и стремился быть ближе к благочестивым». Он хвалит его за то, что он был праведным мусульманином, который постился и следовал законам ислама . Аль-Макризи также сообщает, что Эдигу запретил татарам продавать своих сыновей, и поэтому не многие из них были выкуплены на мамлюкские территории Египта и Сирии. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Девин ДеВиз, Исламизация и местная религия в Золотой Орде (2010), стр. 338
- ^ Ivakin G. (1996). " Историческое развитие Киева XIII – середина XVI в.". litopys.org.ua (in Russian). Archived из original на 8 июля 2017.
- ^ Аль-Макризи, Таки ад-Дин (2002). Аль-Джалили, Махмуд (ред.). Дурар Аль-Аквад Аль-Фарид в биографиях полезных деятелей (на арабском языке). Дом исламского Запада. п. 436.
Библиография
[ редактировать ]- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (на русском языке). 1906. .