Леопольд Лойка
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Июль 2013 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

Леопольд Лойка (также пишется Леопольд Лойка ) (17 сентября 1886 г. Тельч, Моравия - 18 июля 1926 г. Брно, Чехия) был шофером автомобиля, в котором находился австро-венгерский эрцгерцог Франц Фердинанд во время убийства Фердинанда в Сараево в 1914 году. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Родом из Моравии , Лойка в молодости вступил в австро-венгерскую армию. Во время маневра в 1909 году он отличился, когда отбил несколько перебежавших в панике лошадей, за что получил награду в 300 крон. Богемский землевладелец и автомобилист-энтузиаст Франц Граф Гаррах , ставший свидетелем этого инцидента, затем нанял Лойку своим водителем, впечатленный его смелостью и работоспособностью.
Убийство в Сараево
[ редактировать ]В июне 1914 года Лойка сопровождал своего работодателя и друга эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника престола Двойной Австро-Венгерской монархии, в поездке в Боснию и Герцеговину. Там 26 и 27 июня эрцгерцог в качестве «инспектора всех вооруженных сил» принял участие в качестве наблюдателя в маневре австро-венгерской армии под Сараево. По завершению поездки на 28 июня было запланировано посещение самого города.
Для этой цели Харрах предоставил наследнику престола свой автомобиль — двухместный фаэтон (28/32 л.с.) от Gräf & Stift и водителя. В результате Лойке было поручено утром 28 июня встретить эрцгерцога и его спутников на вокзале Сараево и отвезти их в центр города и все другие пункты программы дня.
В кортеже Франца Фердинанда, состоявшем из семи автомобилей, автомобиль «наследника престола» с Лойкой за рулем, сидевший спереди справа (правосторонний руль), ехал на третьем месте. в ратуше произошло первое покушение: молодой Неделько Чабринович пытался бросить бомбу в машину наследника престола. Эта попытка провалилась – не в последнюю очередь благодаря наличию духа Лойки. После пребывания в ратуше путешествие возобновилось. Однако, чтобы предотвратить дальнейшие нападения, виновные решили изменить маршрут: вместо того, чтобы проехать лишь немного назад по Аппелкаю, через который они пришли, как первоначально планировалось и объявлено в газетах, а затем повернуть направо на В центре города на улице Франца-Йозефа-штрассе они теперь хотели отказаться от поворота и вместо этого проехать по полному маршруту вдоль Аппелькай на берегу Мильячки, отведенной назад. Лойка, как и двое шоферов перед ним, которые не были проинформированы об этом, вместо этого на углу Аппелькай-Франц-Йозеф-штрассе повернул направо по известному ему «старому» маршруту. Оскар Потиорек, глава Боснии, принимавший эрцгерцога и также находившийся в машине Лойки, крикнул ему, чтобы тот остановился, так как это «неправильный путь», и развернулся. Когда Лойка переключился на заднюю передачу, чтобы иметь возможность повернуть автомобиль задним ходом, он несколько секунд стоял неподвижно, что молодой боснийец Гаврило Принцип , как и Чабринович, также сторонник националистического движения «Млада Босна », который стоял на обочине дороги в том самом месте, где остановился автомобиль, дважды выстрелил в пассажиров с близкого расстояния. Они смертельно ранили Франца Фердинанда и его жену Софи .
После покушения, фатальный исход которого в течение нескольких секунд оставался незамеченным, поскольку считалось, что наследник престола получил лишь легкие ранения, а его жена потеряла сознание, Лойка по указанию Потиорека развернул машину и направил ее в сторону его официальная резиденция, так называемый Конак. Оказавшись там, эрцгерцог и его жена умерли через несколько минут. Сразу после этого Лойка отправил три телеграммы (императору Францу Иосифу, императору Вильгельму II и детям эрцгерцога) от имени главы страны Оскара Потиорека и/или полковника Карла фон Бардольфа, информируя мир о покушении и смерти Франц Фердинанд.
После убийства
[ редактировать ]29 июня Лойка и Андреас Фрайхерр фон Морси опознали Принципа как убийцу в стычке («Это он, убийца»). Затем он выступил в качестве свидетеля обвинения на суде над убийцами и их сообщниками в Сараево.
После войны Лойка поселился в Зноймо , где содержал постоялый двор, который продал в 1925 году. Затем он переехал в Брно , где открыл новый постоялый двор, которым управлял до своей смерти в 1926 году. Кроме того, Лойка отличился на на этот раз благодаря серии интервью и репортажей, в которых он описал события 28 июня и, таким образом, на какое-то время стал всемирно известной фигурой.
Исторический некролог
[ редактировать ]1 августа 1926 года в « Немецкой газете» появился некролог :
«Несколько дней назад в Брно умер трактирщик Леопольд Лойка. Жители Брно почтили его смерть так, как будто он был одним из первых в их городе. Он не был одним из высокопоставленных лиц Брно и не был политическим деятелем. , всего лишь трактирщик, которого никто не знал, кроме жителей Брно. Но много лет назад его имя было упомянуто во всем мире, ради тех нескольких коротких минут, на которые судьба отвела ему место в центре мировой истории: ибо за его спиной раздувалось пламя мирового пожара. Он был шофёром эрцгерцога Франца Фердинанда, он управлял его автомобилем в день аварии.
Позже император взял Карла Лойку к себе на службу, а когда случился переворот, он получил в качестве компенсации 400 000 крон, на которые он купил гостиницу в Брно. Его прошлое сделало его известной фигурой в городе, и многие приходили послушать его рассказы об ужасном путешествии и увидеть реликвии, окровавленные подтяжки эрцгерцога, кусок золотого браслета эрцгерцогини, который был подарен ему на память в знак признания его храброго поведения в те минуты; поскольку он с большим мастерством увернулся от первых бомб, брошенных в машину, и теперь он все еще был убежден, что его машина могла бы захватить район выстрелов, если бы из машины не раздался приказ эрцгерцогини: «Продолжайте». !'"
Time Журнал описал Лойку в некрологе как «прославленного как шофер, который вел автомобиль, который доставил эрцгерцога Франциска Фердинанда в Сараево к его убийству».
После Второй мировой войны о Лойке практически забыли.
-
Леопольд Лойка (крайний слева) в Сараево за рулем автомобиля с Францем Фердинандом д'Эсте, его женой и их свитой.
-
Автомобиль, которым управлял Лойка во время убийства
Примечания
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Иржи Скупы: Шофер, который изменил историю ( The Chauffeur who изменил историю ), 2017, Млада фронта, ISBN 9788020445124