Jump to content

Ян Олссон (киновед)

Ян Олссон (родился в 1952 году в Хельсингборге ) [ 1 ] — шведский киновед, профессор кинематографии и бывший заведующий кафедрой Стокгольмского университета . [ 2 ] Он был приглашенным профессором в Университете Южной Калифорнии . [ 3 ] Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе , Северо-Западный университет , Утрехтский университет и Городской университет Гонконга . [ 4 ] Олссон является редактором-основателем серии книг Джона Либби «Стокгольмские исследования в области кино» и редактором-основателем научного журнала Aura Film Studies Journal . В ходе своих архивных исследований он нашел копии двух ранее утерянных ранних фильмов: » Бастера Китона и «Повар « Фатти Арбакла » Безрассудный Ромео . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] В настоящее время он возглавляет исследовательский проект «От товаров для бизнеса к почитаемому культурному наследию: глобальные медиа, народные стратегии и культурные переговоры», финансируемый за счет гранта Vetenskapsrådet (Шведского исследовательского совета). [ 8 ] Он также отвечает за редактор серии исследований кино Acta Universitatis Stockholmiensis, распространяемой Библиотекой Стокгольмского университета.

Профессор Олссон опубликовал множество публикаций по различным аспектам исследований кино и средств массовой информации, включая изменения, внесенные DVD . [ 9 ] Он выступал за создание нового медиа-архива в Швеции. [ 10 ] Его основные исследовательские интересы — исторические рецепции и новые средства массовой информации в межкультурной перспективе, включая раннее американское и шведское кино и средства массовой информации. [ 2 ] В дополнение к многочисленным статьям, многие из которых опубликованы в журнале « История кино» , в его книги входят «Свенский фильм под руководством Андры Варльдскригет» (1979), «От фильма до людей» (1986), «Сенсация из бакгорда » (1988), «Северные исследования» (под редакцией Джона Фуллертона). , 1999), Аллегории коммуникации (под редакцией Джона Фуллертон, 2004 г.), Телевидение после телевидения (совместно с Линн Шпигель, 2004 г.), СМИ, популярная культура и американский век (совместно с Кингсли Болтоном, 2010 г.), Лос-Анджелес до Голливуда: журналистика и американская кинокультура, 1905–1915 (2008) и «Хичкок по карте» (2015). Он является соредактором книги «Телесность в раннем кино: внутренности, кожа и физическая форма» (2018). [ 11 ]

В недавнем выступлении в Отделении критики и теории интерпретации Университета Иллинойса он представил этот проект, в котором утверждал, что, как и кулинарные практики и стандарты, установленные на его личной кухне, кино Хичкока требовало такой же подготовки и идеального сочетания. ингредиентов. Благодаря этому сочетанию кулинарного искусства и кино Хичкок создал свою культовую международную личность, используя причудливую и нетрадиционную связь со своим чувством вкуса и любовью к кухне. Недостаточно представленная телевизионная карьера Хичкока, представляющая особый интерес для Олссона, сыграла решающую роль в развитии публичного образа Хичкока. Он утверждал, что именно телевидение действительно превратило Хичкока в фигуру мирового масштаба. [ 12 ]

Вместе с Ричардом Абелем они активно пропагандировали использование газет в исследованиях раннего кино, повышая осведомленность о преимуществах оцифровки материалов, к которым исследователи могут получить доступ по всему миру. Он утверждал, что аудиовизуальные архивы должны быть открыты для научных исследований, образовательных целей и публичного доступа. [ 13 ] Он предложил другую основу для понимания изменений в кинокультуре, согласно которой этот процесс обусловлен рациональным обсуждением общей культурной позиции кинокультуры. Эта концепция основана на культурных исследованиях в целом и Рэймонде Уильямсе в частности, предполагая, что раннюю кинокультуру можно составить культурную карту (внутреннюю и по отношению к общей культуре) с использованием категорий Уильямса «возникающего», «остаточного» и «остаточного». «доминирующий». [ 14 ]

Ян Олссон принял активное участие, выступив с программной речью на местном семинаре FIAT/IFTA в Сантьяго-де-Чили, Чили, в 1998 году, выступив с лекцией о важности сохранения фильмов и академических исследованиях фильмов. Он подчеркнул, что доступ к аудиовизуальным архивам необходим, чтобы студенты могли изучать старые фильмы. [ 15 ] В своем постоянном стремлении повысить осведомленность о важности архивных материалов как культурного наследия профессор Олссон был ответственным за серию исторических документальных фильмов 2001 года «I tuppens tecken» («Во имя Петуха»), основанных на уникальной в мире коллекции очень ранних произведений. Художественные фильмы Pathé хранятся в архивах SVT. [ 16 ]

[..]Конечно, мы всегда знали о качестве наших исторических коллекций. Это имело большое значение для производства программы в целом, поскольку мы приобрели отснятый материал в конце шестидесятых. Но несколько лет назад со мной по особому вопросу связался профессор Ян Олссон с кафедры кинематографии Стокгольмского университета. Он очень хотел получить разрешение показать несколько наших самых ранних художественных фильмов Pathé – в виде целлулоидных пленок – на семинаре для своих коллег со всего мира в Шведском национальном архиве. Именно профессор Олссон и его коллеги рассказали нам о том, что большое количество наших фильмов Пате были абсолютно уникальными в мире, либо как единственные сохранившиеся копии, либо как копии, более полные и в лучшем состоянии, чем когда-либо еще известные в кинолитературе. Здесь началось развитие тесного сотрудничества между СВТ и университетом по сбору средств для того, чтобы сделать предвещательные материалы и каталог более доступными для академической общественности и, конечно же, в конечном итоге - производство программы. Я верю в диалектику повседневной жизни. Допуск ученых к архивам не только привел к взаимному обмену информацией о материале, но и создал новые идеи для программирования на основе этого материала. [ 16 ] (Лассе Нильссон, SVT)

Награды и номинации

[ редактировать ]
(2006) Аллегории коммуникации: проблемы интермедиа от кино до цифровых технологий - номинирована на книгу месяца Ресурсным центром исследований киберкультуры Университета Сан-Франциско.
(2002) Финалист и особая награда премии Красна-Крауш за книгу движущихся изображений. Награжден за исследования Северной Европы: фильм до 1930 года.
(1998) Белль Ван Зуйлен, почетный профессор Утрехтского университета.
(1998) Медаль Робин Гуда за выдающиеся исследования в области истории кино. Награжден за премию «От звука фильма к звуку фильма».

Библиография

[ редактировать ]
  • Шведский художественный фильм времен Второй мировой войны . Стокгольм: LiberLäromedel, 1979. ISBN   9789140302656 . (на шведском языке)
  • От звука кинофильма к звуковому фильму: современные эксперименты с бессмертным театром, поющими картинками и кинетофоном Эдисона 1903–1914 гг . Стокгольм: Проприус, 1986. ISBN   9789171185389 . (на шведском языке)
  • Ощущения на заднем дворе: Франс Лундберг в роли владельца кинотеатра и кинопродюсера в Мальмё и Копенгагене . Стокгольм: Симпозиум, 1988. ISBN   9789178680931 .
  • Северные исследования: фильм до 1930 года , под редакцией Джона Фуллертона. Стокгольмские исследования в области кино. Лондон: Джон Либби, 1999. ISBN   9781864620559 .
  • Аллегории коммуникации: промежуточные проблемы от кино к цифровым технологиям , под редакцией Джона Фуллертона. Лондон: Джон Либби, 2004. ISBN   9780861966516 . [ 17 ]
  • Телевидение после телевидения: Очерки о среде в переходный период , под редакцией Линн Шпигель. Консольные увлечения. Дарем: Duke UP, 2004. ISBN   9780822333838 . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
  • Лос-Анджелес до Голливуда: журналистика и американская кинокультура 1905–1915 гг . Архив истории СМИ 10. Стокгольм: Национальная библиотека Швеции, 2008. ISBN   9789188468062 . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
  • Хичкок по меню , Дюэм: Duke University Press, 2015. ISBN   978-0822358046 [ 25 ]

Статьи и главы в отредактированных томах

[ редактировать ]
  • «Актуальные вопросы: крестовые походы СМИ до появления Nickelodeons». В: История кино. Международный журнал, ISSN 0892-2160, E-ISSN 1553-3905, Vol. 27, № 2, 105–139.
  • «Кинобизнес: зигзагообразные заметки о некоторых адаптациях Фрэнка Хеллера». В: Фрэнк Хеллер и фильм / [ред.] Йоран Вессберг, Лунд: Pelotard Press, 2014, 41–58.
  • «Сначала Стиллер: сноска». В: Журнал скандинавского кино, ISSN 2042-7891, Vol. 4, № 1, 5–13.
  • «Национальная душа/космополитическая кожа: шведское кино на перепутье». В: Немое кино и космическая политика / [ред.] Дженнифер Бин и др., Блумингтон: Индиана UP: Indiana University Press, 2014, 245–269.
  • «Вторая мировая война и скандинавское кино: обзор». В: Журнал скандинавского кино, Vol. 2, № 3, 201–212.
  • «Экранные тела и занятые люди: телесные расстановки в эпоху анонимности». В: История кино. Международный журнал, ISSN 0892-2160, E-ISSN 1553-3905, Vol. 25, № 1–2, 188–204.
  • «Чернила Асты: Стокгольмские письма». В: Журнал скандинавского кино, ISSN 2042-7891, Vol. 2, № 1, 5–11.
  • «Современность не останавливается ни перед чем: американский фильм о погоне и призрак линчевания». В: Товарищ раннего кино / [ред.] Андре Годро, Николя Дюлак, Сантьяго Идальго, Молден, Массачусетс: Wiley-Blackwell, 2012, 257–276.
  • «Опосредованная Америка: Американа как Голливудиана». В: СМИ, популярная культура и американский век / [ред.] Кингсли Болтон и Ян Олссон, Лондон: Джон Либби, 2010, 7–33.
  • «Клострет и Сендомир». В: Le Giornate del Cinema Muro, 2011 / [ред.] La Cineteca del Friuli, Порденоне: Le Giornate del Cinema Muto, 2011, 131–133.
  • «Альфред Хичкок, теоретик телевидения». В: Телевидение: экспериментальный момент / [ред.] Жиль Делаво и Дени Марешаль, Ренн: Éditions Apogée, 2011, 536–548.
  • «Итальянские марионетки встречаются с кинематографической современностью». В: СМИ, популярная культура и американский век / [редактор] Кингсли Болтон и Ян Олссон, Стокгольм / Лондон: Kungliga biblioteket / John Libbey Publishing, 2010, 35–61.
  • «Повторные открытия и реставрации: Каруселлен». В: Le Giornate del Cinema Muto XXIX выпуск, 29-й фестиваль немого кино в Порденоне, Порденоне: Культурная ассоциация «Le Giornate del Cinema Muto», 2010, 98-100.
  • «Социальный пафос Нильса Крока и стиль Пола Гарбаньи: Ингеборг Холм как объектный урок». В: История кино. Международный журнал, ISSN 0892-2160, E-ISSN 1553-3905, Vol. 22, № 1, 73–94.
  • «Переговоры по рынку периферийных устройств: Мальмё – Копенгаген – Берлин/Кристианстад – Стокгольм – Париж». В: Domitor 2008: Les Cinémas periphériques dans la période des primir temps / Peripheral Early Cinema / [редактор] Франсуа Эми де ла Бретек, Мишель Каде, Жорди Понс и Буске, Анхель Кинтана, Перпиньян: Presses Universitaires de Perpignan, 2010, 2010 131 –142.
  • «Возвращение к канону: сага о Гуннаре Хедесе». В: Le Giornate del Cinema Muto XXVIII выпуск/28-й фестиваль немого кино в Порденоне, Порденоне: Культурная ассоциация «Le Giornate del Cinema Muto», 2009, 98–100.
  • «Кинопоказ на небезопасной территории – дело Артура С. Хаймана». В: Пути назад. Исторические перспективы кино, Høyskoleforlaget, Кристиансанн, 2009, 182–201.
  • "Играть." В: Кино и другие движущиеся изображения – введение, Raster Förlag, Стокгольм, 2008, 88–104.
  • «Дорогая мисс Гагнер!» – Звезда и ее методы», В: Звездные встречи: слава в популярном европейском кино, издательство John Libbey Publishing, Лондон, 2008, 217–229.
  • «Террор по-лисийски: время, пространство и технологии». В: Культурная история средств массовой информации, SLBA, Стокгольм, 2008, 223–245.
  • «Микробы, животные и люди: ПОБЕГ и политика нежелательного размножения». В: Проект Д. У. Гриффита, том 12, Британский институт кино, Лондон/Пэлгрейв Макмиллан, 2008, 69–82.
  • «Все решает: связь, транспорт и кинотехнологии». В: Кино, новые технологии 20-го века / Кино, Новая технология 20-го века, Лозанна: Editions Payot, 2004, 273–281.
  • «Наступающие вторжения: метазрители и культура Nickelodeon». В: Экранная культура: история и текстуальность, Истли: John Libbey Publishing, 2004, 113–135.
  • «Торговые места: Гриффит, Паттен и сельскохозяйственная современность». В: История кино, Том. 17, № 1, 39–65.
  • «На удивление разносторонний датчанин»: авторство, стиль и хитрость в «Слепом правосудии» Бенджамина Кристенсена». В: Северо-Западный проход, том 3, № -, 9–24.
  • «Формирование тихих звонков: переход к кинематографическим терминам с телефонией». В: Аллегории общения. Промежуточные проблемы от кино к цифровым технологиям, Рим: Джон Либби, 2004, 157–192.
  • «Постмодернистский полдень: 24 года и меняющийся ландшафт телевидения». В: Изменение ландшафта: СМИ и кино в европейском контексте, Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars Publishing, 2008, 262–286.
  • «Звуковые устремления: два измерения синхронности». В: Le son en Perspective: nouvelles recherches/New Perspectives in Sound Study, Брюссель, PI E,-Питер Ланг, 2004, 2004, 99–114.
  • «Этого фильма не существует». В: Для Дрейера: воплощение кино, Милан: Il Castoro, 2004, 126–137.
  • «Два человека/Два человека». В: Кино Скандинавии, Лондон: Wallflower Press, 2005, 79–88.
  • «Одна коммерческая неделя». В: Телевидение после телевидения: Очерки о среде в переходный период, Дарем и Лондон: Duke University Press, 2004, 249–269.
  • «Хичкок по меню: меню, маркетинг и жуткое». В: «Отбрасывая тень: создание фильма Альфреда Хичкока», Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 2007, 62–77; 81.
  1. ^ Проф. д-р. Дж. Олссон (1952 - ) в Каталоге профессоров Рейнско-Траектинской академии .
  2. ^ Jump up to: а б «Стокгольмский университет - Олссон, Ян (киноведение (факультет медиаисследований))» . Su.avedas.com . Проверено 11 апреля 2013 г.
  3. ^ «Профиль каталога Школы кинематографических искусств - Школа кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии» . Cinema.usc.edu . Проверено 11 апреля 2013 г.
  4. ^ «Симпозиум по региональной истории Пайкс-Пик 2011 года» . More.ppld.org:8080. Архивировано из оригинала 21 июня 2011 г. Проверено 11 апреля 2013 г.
  5. ^ Берглунд, Бо (1999). «À la recherche des Films Perdus: существенная находка раннего датского кино». В Фуллертоне, Джон; Олссон, Ян (ред.). Северные исследования: фильм до 1930 года . Стокгольмские исследования в области кино. Лондон: Либби. п. 64. ИСБН  9781864620559 .
  6. ^ «Повар и другие сокровища» . Телегид . Проверено 23 апреля 2013 г.
  7. ^ Элиот Тобиас, Патриция. «Повар» . Бастеркитон.com . Проверено 11 апреля 2013 г.
  8. ^ «Джоэл Фрихольм» . Кафедра медиаисследований Стокгольмского университета . 21 мая 2024 г.
  9. ^ Арвидссон, Хенрик (22 августа 2003 г.). «DVD-фильм превосходит видео» . Dagens Nyheter (на шведском языке).
  10. ^ Сьёстранд, Йохан (22 апреля 2008 г.). «Киноведы хотят собрать государственные архивы» . Svenska Dagbladet (на шведском языке).
  11. ^ «Ян Олссон – Департамент медиаисследований» . Имссусе. Проверено 11 апреля 2013 г.
  12. ^ «Ян Олссон: «Хичкок по меню». Приглашенный сценарист: Джули МакКормик Венг» . unitcrit.blogspot.se . 13 марта 2013 г.
  13. ^ Нильссон, Лассе. « «Под знаком Петуха» - Программирование архива аудиовизуальных архивов» (PDF) . multidoc.rediris.es . Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2006 года.
  14. ^ Джоэл Фрикхольм, Создание художественного фильма, многокатушечный художественный фильм и американская кинокультура в 1910-х годах (Стокгольм: Acta Universitatis Stockholmensis, 2009), 23
  15. ^ «ФИАТ/IFTA – FIAT/IFTA № 2 2001 – AV Heritage» . Архивировано из оригинала 3 июля 2013 г. Проверено 26 мая 2013 г.
  16. ^ Jump up to: а б [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
  17. ^ Григар, Ден (22 сентября 2005 г.). « Аллегории коммуникации: промежуточные проблемы от кино до цифровых технологий (рецензия на книгу)». Постскриптум . ( онлайн на Highbeam)
  18. ^ Левер, Сьюзен (декабрь 2005 г.). « Телевидение после телевидения: очерки о переходной среде под редакцией Линн Шпигель и Яна Олссона». Австралазийский журнал американских исследований . 24 (2): 112–14. JSTOR   41053994 .
  19. ^ Россман, Габриэль (март 2006 г.). « Телевидение после телевидения: очерки о среде в переходный период под редакцией Линн Шпигель и Яна Олссона (обзор)». Современная социология . 35 (2): 150–51. дои : 10.1177/009430610603500228 . JSTOR   30045747 . S2CID   143304545 .
  20. ^ Чопра-Гант, Майк (август 2006 г.). «Линн Шпигель и Ян Олссон (ред.) Телевидение после телевидения: очерки о среде в переходный период ». Журнал американских исследований . 40 (2): 453–54. дои : 10.1017/s0021875806641807 . JSTOR   27557843 . S2CID   145501247 .
  21. ^ Киллер, Аманда Р. (1 января 2010 г.). « Лос-Анджелес до Голливуда: журналистика и американская кинокультура (обзор)». Театр и кино XIX века . ( онлайн на Highbeam)
  22. ^ Шипка, Дэнни (01 апреля 2010 г.). « Лос-Анджелес до Голливуда: журналистика и американская кинокультура 1905–1915 » . История журналистики . 36 (1): 58. Архивировано из оригинала 03 марта 2016 г. (доступ ограничен; онлайн на сайте Highbeam)
  23. ^ Барбас, Саманта (июнь 2010 г.). « Лос-Анджелес до Голливуда: журналистика и американская кинокультура с 1905 по 1915 год, Ян Олссон». Журнал американской истории . 97 (1): 212–13. дои : 10.2307/джахист/97.1.212 . JSTOR   40662906 .
  24. ^ Кахан, Пол (лето 2011 г.). « Лос-Анджелес до Голливуда: журналистика и американская кинокультура с 1905 по 1915 год, Ян Олссон». Ежеквартальный журнал Южной Калифорнии . 93 (2): 251–52. дои : 10.2307/41172579 . JSTOR   41172579 .
  25. Кристофер Сильвестр, «ХИЧКОК À LA CARTE», Литературное приложение к The Times , 7 августа 2015 г., 21.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c11a5ba13ca918fd4a6dd027c0168a2a__1717562460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/2a/c11a5ba13ca918fd4a6dd027c0168a2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Olsson (film scholar) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)