Ян Олссон (киновед)
Ян Олссон (родился в 1952 году в Хельсингборге ) [ 1 ] — шведский киновед, профессор кинематографии и бывший заведующий кафедрой Стокгольмского университета . [ 2 ] Он был приглашенным профессором в Университете Южной Калифорнии . [ 3 ] Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе , Северо-Западный университет , Утрехтский университет и Городской университет Гонконга . [ 4 ] Олссон является редактором-основателем серии книг Джона Либби «Стокгольмские исследования в области кино» и редактором-основателем научного журнала Aura Film Studies Journal . В ходе своих архивных исследований он нашел копии двух ранее утерянных ранних фильмов: » Бастера Китона и «Повар « Фатти Арбакла » Безрассудный Ромео . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] В настоящее время он возглавляет исследовательский проект «От товаров для бизнеса к почитаемому культурному наследию: глобальные медиа, народные стратегии и культурные переговоры», финансируемый за счет гранта Vetenskapsrådet (Шведского исследовательского совета). [ 8 ] Он также отвечает за редактор серии исследований кино Acta Universitatis Stockholmiensis, распространяемой Библиотекой Стокгольмского университета.
Профессор Олссон опубликовал множество публикаций по различным аспектам исследований кино и средств массовой информации, включая изменения, внесенные DVD . [ 9 ] Он выступал за создание нового медиа-архива в Швеции. [ 10 ] Его основные исследовательские интересы — исторические рецепции и новые средства массовой информации в межкультурной перспективе, включая раннее американское и шведское кино и средства массовой информации. [ 2 ] В дополнение к многочисленным статьям, многие из которых опубликованы в журнале « История кино» , в его книги входят «Свенский фильм под руководством Андры Варльдскригет» (1979), «От фильма до людей» (1986), «Сенсация из бакгорда » (1988), «Северные исследования» (под редакцией Джона Фуллертона). , 1999), Аллегории коммуникации (под редакцией Джона Фуллертон, 2004 г.), Телевидение после телевидения (совместно с Линн Шпигель, 2004 г.), СМИ, популярная культура и американский век (совместно с Кингсли Болтоном, 2010 г.), Лос-Анджелес до Голливуда: журналистика и американская кинокультура, 1905–1915 (2008) и «Хичкок по карте» (2015). Он является соредактором книги «Телесность в раннем кино: внутренности, кожа и физическая форма» (2018). [ 11 ]
В недавнем выступлении в Отделении критики и теории интерпретации Университета Иллинойса он представил этот проект, в котором утверждал, что, как и кулинарные практики и стандарты, установленные на его личной кухне, кино Хичкока требовало такой же подготовки и идеального сочетания. ингредиентов. Благодаря этому сочетанию кулинарного искусства и кино Хичкок создал свою культовую международную личность, используя причудливую и нетрадиционную связь со своим чувством вкуса и любовью к кухне. Недостаточно представленная телевизионная карьера Хичкока, представляющая особый интерес для Олссона, сыграла решающую роль в развитии публичного образа Хичкока. Он утверждал, что именно телевидение действительно превратило Хичкока в фигуру мирового масштаба. [ 12 ]
Вместе с Ричардом Абелем они активно пропагандировали использование газет в исследованиях раннего кино, повышая осведомленность о преимуществах оцифровки материалов, к которым исследователи могут получить доступ по всему миру. Он утверждал, что аудиовизуальные архивы должны быть открыты для научных исследований, образовательных целей и публичного доступа. [ 13 ] Он предложил другую основу для понимания изменений в кинокультуре, согласно которой этот процесс обусловлен рациональным обсуждением общей культурной позиции кинокультуры. Эта концепция основана на культурных исследованиях в целом и Рэймонде Уильямсе в частности, предполагая, что раннюю кинокультуру можно составить культурную карту (внутреннюю и по отношению к общей культуре) с использованием категорий Уильямса «возникающего», «остаточного» и «остаточного». «доминирующий». [ 14 ]
Ян Олссон принял активное участие, выступив с программной речью на местном семинаре FIAT/IFTA в Сантьяго-де-Чили, Чили, в 1998 году, выступив с лекцией о важности сохранения фильмов и академических исследованиях фильмов. Он подчеркнул, что доступ к аудиовизуальным архивам необходим, чтобы студенты могли изучать старые фильмы. [ 15 ] В своем постоянном стремлении повысить осведомленность о важности архивных материалов как культурного наследия профессор Олссон был ответственным за серию исторических документальных фильмов 2001 года «I tuppens tecken» («Во имя Петуха»), основанных на уникальной в мире коллекции очень ранних произведений. Художественные фильмы Pathé хранятся в архивах SVT. [ 16 ]
[..]Конечно, мы всегда знали о качестве наших исторических коллекций. Это имело большое значение для производства программы в целом, поскольку мы приобрели отснятый материал в конце шестидесятых. Но несколько лет назад со мной по особому вопросу связался профессор Ян Олссон с кафедры кинематографии Стокгольмского университета. Он очень хотел получить разрешение показать несколько наших самых ранних художественных фильмов Pathé – в виде целлулоидных пленок – на семинаре для своих коллег со всего мира в Шведском национальном архиве. Именно профессор Олссон и его коллеги рассказали нам о том, что большое количество наших фильмов Пате были абсолютно уникальными в мире, либо как единственные сохранившиеся копии, либо как копии, более полные и в лучшем состоянии, чем когда-либо еще известные в кинолитературе. Здесь началось развитие тесного сотрудничества между СВТ и университетом по сбору средств для того, чтобы сделать предвещательные материалы и каталог более доступными для академической общественности и, конечно же, в конечном итоге - производство программы. Я верю в диалектику повседневной жизни. Допуск ученых к архивам не только привел к взаимному обмену информацией о материале, но и создал новые идеи для программирования на основе этого материала. [ 16 ] (Лассе Нильссон, SVT)
Награды и номинации
[ редактировать ]- (2006) Аллегории коммуникации: проблемы интермедиа от кино до цифровых технологий - номинирована на книгу месяца Ресурсным центром исследований киберкультуры Университета Сан-Франциско.
- (2002) Финалист и особая награда премии Красна-Крауш за книгу движущихся изображений. Награжден за исследования Северной Европы: фильм до 1930 года.
- (1998) Белль Ван Зуйлен, почетный профессор Утрехтского университета.
- (1998) Медаль Робин Гуда за выдающиеся исследования в области истории кино. Награжден за премию «От звука фильма к звуку фильма».
Библиография
[ редактировать ]- Шведский художественный фильм времен Второй мировой войны . Стокгольм: LiberLäromedel, 1979. ISBN 9789140302656 . (на шведском языке)
- От звука кинофильма к звуковому фильму: современные эксперименты с бессмертным театром, поющими картинками и кинетофоном Эдисона 1903–1914 гг . Стокгольм: Проприус, 1986. ISBN 9789171185389 . (на шведском языке)
- Ощущения на заднем дворе: Франс Лундберг в роли владельца кинотеатра и кинопродюсера в Мальмё и Копенгагене . Стокгольм: Симпозиум, 1988. ISBN 9789178680931 .
- Северные исследования: фильм до 1930 года , под редакцией Джона Фуллертона. Стокгольмские исследования в области кино. Лондон: Джон Либби, 1999. ISBN 9781864620559 .
- Аллегории коммуникации: промежуточные проблемы от кино к цифровым технологиям , под редакцией Джона Фуллертона. Лондон: Джон Либби, 2004. ISBN 9780861966516 . [ 17 ]
- Телевидение после телевидения: Очерки о среде в переходный период , под редакцией Линн Шпигель. Консольные увлечения. Дарем: Duke UP, 2004. ISBN 9780822333838 . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
- Лос-Анджелес до Голливуда: журналистика и американская кинокультура 1905–1915 гг . Архив истории СМИ 10. Стокгольм: Национальная библиотека Швеции, 2008. ISBN 9789188468062 . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
- Хичкок по меню , Дюэм: Duke University Press, 2015. ISBN 978-0822358046 [ 25 ]
Статьи и главы в отредактированных томах
[ редактировать ]- «Актуальные вопросы: крестовые походы СМИ до появления Nickelodeons». В: История кино. Международный журнал, ISSN 0892-2160, E-ISSN 1553-3905, Vol. 27, № 2, 105–139.
- «Кинобизнес: зигзагообразные заметки о некоторых адаптациях Фрэнка Хеллера». В: Фрэнк Хеллер и фильм / [ред.] Йоран Вессберг, Лунд: Pelotard Press, 2014, 41–58.
- «Сначала Стиллер: сноска». В: Журнал скандинавского кино, ISSN 2042-7891, Vol. 4, № 1, 5–13.
- «Национальная душа/космополитическая кожа: шведское кино на перепутье». В: Немое кино и космическая политика / [ред.] Дженнифер Бин и др., Блумингтон: Индиана UP: Indiana University Press, 2014, 245–269.
- «Вторая мировая война и скандинавское кино: обзор». В: Журнал скандинавского кино, Vol. 2, № 3, 201–212.
- «Экранные тела и занятые люди: телесные расстановки в эпоху анонимности». В: История кино. Международный журнал, ISSN 0892-2160, E-ISSN 1553-3905, Vol. 25, № 1–2, 188–204.
- «Чернила Асты: Стокгольмские письма». В: Журнал скандинавского кино, ISSN 2042-7891, Vol. 2, № 1, 5–11.
- «Современность не останавливается ни перед чем: американский фильм о погоне и призрак линчевания». В: Товарищ раннего кино / [ред.] Андре Годро, Николя Дюлак, Сантьяго Идальго, Молден, Массачусетс: Wiley-Blackwell, 2012, 257–276.
- «Опосредованная Америка: Американа как Голливудиана». В: СМИ, популярная культура и американский век / [ред.] Кингсли Болтон и Ян Олссон, Лондон: Джон Либби, 2010, 7–33.
- «Клострет и Сендомир». В: Le Giornate del Cinema Muro, 2011 / [ред.] La Cineteca del Friuli, Порденоне: Le Giornate del Cinema Muto, 2011, 131–133.
- «Альфред Хичкок, теоретик телевидения». В: Телевидение: экспериментальный момент / [ред.] Жиль Делаво и Дени Марешаль, Ренн: Éditions Apogée, 2011, 536–548.
- «Итальянские марионетки встречаются с кинематографической современностью». В: СМИ, популярная культура и американский век / [редактор] Кингсли Болтон и Ян Олссон, Стокгольм / Лондон: Kungliga biblioteket / John Libbey Publishing, 2010, 35–61.
- «Повторные открытия и реставрации: Каруселлен». В: Le Giornate del Cinema Muto XXIX выпуск, 29-й фестиваль немого кино в Порденоне, Порденоне: Культурная ассоциация «Le Giornate del Cinema Muto», 2010, 98-100.
- «Социальный пафос Нильса Крока и стиль Пола Гарбаньи: Ингеборг Холм как объектный урок». В: История кино. Международный журнал, ISSN 0892-2160, E-ISSN 1553-3905, Vol. 22, № 1, 73–94.
- «Переговоры по рынку периферийных устройств: Мальмё – Копенгаген – Берлин/Кристианстад – Стокгольм – Париж». В: Domitor 2008: Les Cinémas periphériques dans la période des primir temps / Peripheral Early Cinema / [редактор] Франсуа Эми де ла Бретек, Мишель Каде, Жорди Понс и Буске, Анхель Кинтана, Перпиньян: Presses Universitaires de Perpignan, 2010, 2010 131 –142.
- «Возвращение к канону: сага о Гуннаре Хедесе». В: Le Giornate del Cinema Muto XXVIII выпуск/28-й фестиваль немого кино в Порденоне, Порденоне: Культурная ассоциация «Le Giornate del Cinema Muto», 2009, 98–100.
- «Кинопоказ на небезопасной территории – дело Артура С. Хаймана». В: Пути назад. Исторические перспективы кино, Høyskoleforlaget, Кристиансанн, 2009, 182–201.
- "Играть." В: Кино и другие движущиеся изображения – введение, Raster Förlag, Стокгольм, 2008, 88–104.
- «Дорогая мисс Гагнер!» – Звезда и ее методы», В: Звездные встречи: слава в популярном европейском кино, издательство John Libbey Publishing, Лондон, 2008, 217–229.
- «Террор по-лисийски: время, пространство и технологии». В: Культурная история средств массовой информации, SLBA, Стокгольм, 2008, 223–245.
- «Микробы, животные и люди: ПОБЕГ и политика нежелательного размножения». В: Проект Д. У. Гриффита, том 12, Британский институт кино, Лондон/Пэлгрейв Макмиллан, 2008, 69–82.
- «Все решает: связь, транспорт и кинотехнологии». В: Кино, новые технологии 20-го века / Кино, Новая технология 20-го века, Лозанна: Editions Payot, 2004, 273–281.
- «Наступающие вторжения: метазрители и культура Nickelodeon». В: Экранная культура: история и текстуальность, Истли: John Libbey Publishing, 2004, 113–135.
- «Торговые места: Гриффит, Паттен и сельскохозяйственная современность». В: История кино, Том. 17, № 1, 39–65.
- «На удивление разносторонний датчанин»: авторство, стиль и хитрость в «Слепом правосудии» Бенджамина Кристенсена». В: Северо-Западный проход, том 3, № -, 9–24.
- «Формирование тихих звонков: переход к кинематографическим терминам с телефонией». В: Аллегории общения. Промежуточные проблемы от кино к цифровым технологиям, Рим: Джон Либби, 2004, 157–192.
- «Постмодернистский полдень: 24 года и меняющийся ландшафт телевидения». В: Изменение ландшафта: СМИ и кино в европейском контексте, Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars Publishing, 2008, 262–286.
- «Звуковые устремления: два измерения синхронности». В: Le son en Perspective: nouvelles recherches/New Perspectives in Sound Study, Брюссель, PI E,-Питер Ланг, 2004, 2004, 99–114.
- «Этого фильма не существует». В: Для Дрейера: воплощение кино, Милан: Il Castoro, 2004, 126–137.
- «Два человека/Два человека». В: Кино Скандинавии, Лондон: Wallflower Press, 2005, 79–88.
- «Одна коммерческая неделя». В: Телевидение после телевидения: Очерки о среде в переходный период, Дарем и Лондон: Duke University Press, 2004, 249–269.
- «Хичкок по меню: меню, маркетинг и жуткое». В: «Отбрасывая тень: создание фильма Альфреда Хичкока», Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 2007, 62–77; 81.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Проф. д-р. Дж. Олссон (1952 - ) в Каталоге профессоров Рейнско-Траектинской академии .
- ^ Jump up to: а б «Стокгольмский университет - Олссон, Ян (киноведение (факультет медиаисследований))» . Su.avedas.com . Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ «Профиль каталога Школы кинематографических искусств - Школа кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии» . Cinema.usc.edu . Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ «Симпозиум по региональной истории Пайкс-Пик 2011 года» . More.ppld.org:8080. Архивировано из оригинала 21 июня 2011 г. Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ Берглунд, Бо (1999). «À la recherche des Films Perdus: существенная находка раннего датского кино». В Фуллертоне, Джон; Олссон, Ян (ред.). Северные исследования: фильм до 1930 года . Стокгольмские исследования в области кино. Лондон: Либби. п. 64. ИСБН 9781864620559 .
- ^ «Повар и другие сокровища» . Телегид . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ Элиот Тобиас, Патриция. «Повар» . Бастеркитон.com . Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ «Джоэл Фрихольм» . Кафедра медиаисследований Стокгольмского университета . 21 мая 2024 г.
- ^ Арвидссон, Хенрик (22 августа 2003 г.). «DVD-фильм превосходит видео» . Dagens Nyheter (на шведском языке).
- ^ Сьёстранд, Йохан (22 апреля 2008 г.). «Киноведы хотят собрать государственные архивы» . Svenska Dagbladet (на шведском языке).
- ^ «Ян Олссон – Департамент медиаисследований» . Имссусе. Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ «Ян Олссон: «Хичкок по меню». Приглашенный сценарист: Джули МакКормик Венг» . unitcrit.blogspot.se . 13 марта 2013 г.
- ^ Нильссон, Лассе. « «Под знаком Петуха» - Программирование архива аудиовизуальных архивов» (PDF) . multidoc.rediris.es . Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2006 года.
- ^ Джоэл Фрикхольм, Создание художественного фильма, многокатушечный художественный фильм и американская кинокультура в 1910-х годах (Стокгольм: Acta Universitatis Stockholmensis, 2009), 23
- ^ «ФИАТ/IFTA – FIAT/IFTA № 2 2001 – AV Heritage» . Архивировано из оригинала 3 июля 2013 г. Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Григар, Ден (22 сентября 2005 г.). « Аллегории коммуникации: промежуточные проблемы от кино до цифровых технологий (рецензия на книгу)». Постскриптум . ( онлайн на Highbeam)
- ^ Левер, Сьюзен (декабрь 2005 г.). « Телевидение после телевидения: очерки о переходной среде под редакцией Линн Шпигель и Яна Олссона». Австралазийский журнал американских исследований . 24 (2): 112–14. JSTOR 41053994 .
- ^ Россман, Габриэль (март 2006 г.). « Телевидение после телевидения: очерки о среде в переходный период под редакцией Линн Шпигель и Яна Олссона (обзор)». Современная социология . 35 (2): 150–51. дои : 10.1177/009430610603500228 . JSTOR 30045747 . S2CID 143304545 .
- ^ Чопра-Гант, Майк (август 2006 г.). «Линн Шпигель и Ян Олссон (ред.) Телевидение после телевидения: очерки о среде в переходный период ». Журнал американских исследований . 40 (2): 453–54. дои : 10.1017/s0021875806641807 . JSTOR 27557843 . S2CID 145501247 .
- ^ Киллер, Аманда Р. (1 января 2010 г.). « Лос-Анджелес до Голливуда: журналистика и американская кинокультура (обзор)». Театр и кино XIX века . ( онлайн на Highbeam)
- ^ Шипка, Дэнни (01 апреля 2010 г.). « Лос-Анджелес до Голливуда: журналистика и американская кинокультура 1905–1915 » . История журналистики . 36 (1): 58. Архивировано из оригинала 03 марта 2016 г. (доступ ограничен; онлайн на сайте Highbeam)
- ^ Барбас, Саманта (июнь 2010 г.). « Лос-Анджелес до Голливуда: журналистика и американская кинокультура с 1905 по 1915 год, Ян Олссон». Журнал американской истории . 97 (1): 212–13. дои : 10.2307/джахист/97.1.212 . JSTOR 40662906 .
- ^ Кахан, Пол (лето 2011 г.). « Лос-Анджелес до Голливуда: журналистика и американская кинокультура с 1905 по 1915 год, Ян Олссон». Ежеквартальный журнал Южной Калифорнии . 93 (2): 251–52. дои : 10.2307/41172579 . JSTOR 41172579 .
- ↑ Кристофер Сильвестр, «ХИЧКОК À LA CARTE», Литературное приложение к The Times , 7 августа 2015 г., 21.