Ганс Лариве
Этьен Анри Ларив | |
---|---|
Псевдоним(а) | "Ганс" |
Рожденный | Сингапур | 23 сентября 1915 г.
Умер | 28 декабря 1984 г. Гаага , Нидерланды | (69 лет)
Верность | Нидерланды |
Услуга/ | Королевский флот Нидерландов |
Лет службы | 1937—1946 |
Классифицировать | Лейтенант-коммандер |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Военный орден Уильяма Орден Оранж-Нассау Бронзовый крест Военный памятный крест Крест за выдающиеся заслуги (Великобритания) Упоминается в Dispatches (Великобритания) |
Другая работа | Сотрудник Royal Dutch Shell |
Этьен Анри «Ганс» Ларив , MWO , DSC и адвокат (23 сентября 1915 — 28 декабря 1984) — голландский военно-морской офицер во время Второй мировой войны . Он сбежал из для военнопленных лагеря Офлаг IV-C в замке Кольдиц в 1941 году и провел остаток войны в Англии, служа на борту моторных торпедных катеров . Позже он написал свои мемуары «Ваннахт варен де Холландерс» (1950), которые были переизданы в переводе на английский язык как «Человек, который пришел из Кольдица» (1975) — игра слов на основе бестселлера «Шпион, пришедший с холода» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ларив родился 23 сентября 1915 года в Сингапуре. Он поступил в Королевский военно-морской колледж Нидерландов (KIM) в 1934 году, окончил его в 1937 году и получил звание лейтенанта тер-Зее (3-й класс) 13 августа того же года ему было присвоено звание лейтенанта тер-Зее (2-й класс) . . 13 августа 1939 года [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В мае 1940 года, всего за несколько дней до нападения немцев на Голландию , он вернулся со своей службы в Голландской Ост-Индии в качестве штурмана на борту эсминца класса «Адмирален» HNLMS Van Galen . 10 мая 1940 года немцы вторглись, и « Ван Гален» был отправлен обстреливать немецких десантников, высадившихся в районе Роттердама и аэропорта Ваалхафена . Кораблю пришлось войти в узкий пролив Ньиве-Ватервег , где он был атакован и вскоре потоплен пикирующими бомбардировщиками «Штука» . [ 2 ]
«Поющий» маршрут
[ редактировать ]После капитуляции Голландии все офицеры были обязаны дать честное слово не принимать участия в каких-либо враждебных действиях против немцев. Около 60 офицеров, включая Лариве и одного рядового, отказались и были отправлены в немецкие лагеря для военнопленных. Первым был Офлаг VI-A в Зосте, Германия , где Лариве предпринял свою первую попытку побега в октябре 1940 года. Эта попытка привела его недалеко от Зингена , недалеко от швейцарской границы, где он был арестован. Убежденный в том, что Германия скоро выиграет войну, допрашивавший офицер гестапо высокомерно показал Лариве, как тот без проблем пересек бы швейцарскую границу. Позже Лариве передал эту ценную информацию, и многие голландские и британские заключенные использовали «маршрут Зингена», чтобы попасть в Швейцарию. [ 2 ] После этой попытки побега все голландские военнопленные были переведены в Офлаг VIII-C недалеко от Юлиусбурга , но после еще одного успешного побега двух офицеров все они были снова переведены в июле 1941 года в лагерь строгого режима ( Зондерлагер ) Офлаг IV-C в Кольдице. [ 2 ]
Побег из Кольдица
[ редактировать ]В Кольдице все побеги голландцев координировал голландский офицер по побегам капитан Махиэль ван ден Хеувел , известный британцам как «Ванди». Ван ден Хеувел быстро осознал возможности тренировочного парка и вскоре подготовил свой первый план побега. 15 августа 1941 года Ларив и лейтенант Фрэнсис Стейнмец спрятались под крышкой люка под прикрытием схватки по регби . Затем лейтенант Геррит Дэймс устроил диверсию, проделав дыру в заборе из колючей проволоки, прежде чем позволить себя поймать и кричать воображаемым беглецам, чтобы те бежали, чтобы немцы подумали, что пропавшие офицеры уже сбежали.
Лариве и Штейнмец прятались несколько часов. Крышка крепилась тяжелым болтом, который Ван ден Хеувел заменил подделкой из стекла. Когда стемнело, двое мужчин открыли крышку люка снизу и заменили разбитый стеклянный засов на оригинальный. Затем они покинули замок. (Этот метод побега повторили 20 сентября 1941 года два других голландских офицера, Конрад Гибель и Оскар Людвиг Драйбер. [ 3 ] ). В Лейсниге Лариве и Штайнмец сели на поезд до Нюрнберга , где ждали следующего поезда в ближайшем парке. Чтобы не привлекать нежелательного внимания, они притворились ухаживающей парой, а Стейнмец натянул одеяло поверх своих шорт, чтобы оно выглядело как юбка. Они пересекли швейцарскую границу 18 августа 1941 года.
Согласно швейцарскому закону о нейтралитете, им не разрешалось покидать страну, поэтому голландская миссия предоставила фальшивые документы, в которых они описывались как плантаторы сахара по пути на Кубу. Они путешествовали в опломбированном поезде, в котором нейтральные люди могли пройти через Францию в Испанию. В Барселоне они сели на нейтральный корабль Isla de Teneriffe , направлявшийся в Гавану. Корабль был перехвачен катером Королевского флота в Гибралтарском проливе , и двое мужчин были сняты с корабля. [ 4 ] и прибыл в Гибралтар 4 ноября. Затем они отплыли в Англию на борту подводной лодки HNLMS O 21 и прибыли в Лондон 17 декабря 1941 года. [ 5 ]
командир МТБ
[ редактировать ]В марте 1942 года Лариве был назначен командиром голландского моторного торпедного катера MTB 203 , входящего в состав 9-й англо-голландской флотилии МТБ. Позже 9-я флотилия стала полностью голландской, и Ларив командовал ею с октября 1942 по октябрь 1943 года. Затем он стал старшим офицером всех голландских МТБ (командовал 2-й и 9-й флотилиями МТБ) до 16 сентября 1944 года в звании временного исполняющего обязанности лейтенанта . тер Зи 1-й класс . [ 6 ] Голландская служба МТБ была расформирована 5 сентября 1944 года, а ее личный состав был переведен в «Портовые партии», действовавшие в освобожденных районах Нидерландов. Затем Лариве стал главой голландского агентства военно-морской печати MARVO ( Marine Voorlichting Dienst ), и занимал этот пост до ухода из военно-морского флота 1 июля 1946 года. [ 2 ]
Пост-был
[ редактировать ]Лариве работал в компании Royal Dutch Shell с 1 сентября 1946 года. С декабря 1951 года по май 1954 года он был заместителем директора NV Curaçaose Scheepvaart Maatschappij (Curaçao Shipping Company), дочерней компании Shell. [ 5 ]
В 1950 году он опубликовал свои мемуары военного времени под названием Vannacht varen de Hollanders («Голландский парус сегодня вечером»), позже опубликованные на английском языке как « Человек, который пришел из Кольдица» . Он умер в Гааге 28 декабря 1984 года. [ 5 ]
Награды
[ редактировать ]- Рыцарь 4-й степени Военного ордена Вильгельма ( Ridder der 4e klasse der Militaire Willems-Orde ), награжден 23 июля 1947 года. Цитата гласила:
- За выдающиеся проявления мужества, лидерства и преданности делу;
- Во-первых, в ночь с 14 на 15 июня 1942 года у берегов Франции в качестве командира МТБ 203 в сопровождении двух британских торпедных катеров флотилии под британским командующим грамотно, дерзко и успешно атаковал вражеский конвой вблизи Кале , и вернулся на базу лишь с незначительными повреждениями своей лодки.
- Во-вторых, в ночь на 5 июля 1943 года в качестве командира флотилии моторных торпедных катеров в составе МТБ 235 и 240 и британского МТБ в Дуврском проливе во взаимодействии с тяжелыми 35-дюймовыми батареями в Дувре. , атаковали два тяжеловооруженных эсминца противника, проходивших через канал.
- В-третьих, в ночь с 26 на 27 сентября 1943 года в качестве старшего офицера флотилии в составе МТБ 202, 204 и 231 он атаковал и потопил сопровождаемое вражеское торговое судно, находясь под огнем хорошо защищенного французского побережья. [ 7 ]
- Ордена Нассау Рыцарь - Оранжа
- Бронзовый крест ( Bronzen Kruis ), награжден 2 сентября 1942 года и 13 июля 1944 года за успешное побег из Германии и свои действия в мае 1940 года.
- Военный памятный крест тремя с перекладинами.
- Крест и бар за выдающиеся заслуги (Великобритания) за нападения на вражеские конвои в июне 1942 года и сентябре 1943 года.
- Упоминается в Dispatches (Великобритания)
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Ганс Хоутерман; Йерун Коппес. «Голландские военно-морские офицеры 1940–1945» [Офицеры Королевского флота Нидерландов 1940–1945]. unithistories.com (на голландском языке) . Проверено 27 сентября 2011 г.
- ^ «Хоумраны из лагеря и территории замка» . colditzcastle.net . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 27 сентября 2011 г.
- ^ «Некрологи: капитан-лейтенант Фрэнсис Штайнмец» . Телеграф.co.uk . Лондон. 25 февраля 2006 г. Проверено 27 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ханс Хоутерман и Йерун Коппес. «ЭХ «Ганс» Лариве» . unithistories.com (на голландском языке) . Проверено 27 сентября 2011 г.
- ^ Ханс Хоутерман и Йерун Коппес. «Береговые войска Королевского флота» . unitstory.com . Проверено 27 сентября 2011 г.
- ^ «Награды голландцам за доблесть во время Второй мировой войны» [Голландские награды за доблесть во время Второй мировой войны]. Awards.nl (на голландском языке) . Проверено 10 октября 2011 г.
- Биография
- де Хартог, Лео (1983). Офицеры за колючей проволокой 1940–1945 [ Офицеры за колючей проволокой 1940–1945 ] (на голландском языке). Издательство Голландия. ISBN 90-6045-207-0 .
- 1915 рождений
- 1984 смертей
- Люди из Сингапура
- Выпускники Королевского военно-морского колледжа Нидерландов
- Офицеры Королевского флота Нидерландов
- Персонал Королевского флота Нидерландов времен Второй мировой войны
- Голландские беглецы из замка Кольдиц
- Голландские писатели-публицисты
- Рыцари четвертой степени Военного ордена Вильгельма
- Рыцари ордена Оранж-Нассау
- Кавалеры Бронзового креста (Нидерланды)
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги (Великобритания)
- моряки Англии
- Писатели научно-популярной литературы 20-го века