Иван Сарич
Иван Сарич | |
---|---|
![]() Сарич с медалями, завоеванными на спортивных соревнованиях. | |
Рожденный | |
Умер | 23 августа 1966 г. Суботица, СР Сербия , СФР Югославия | ( 90 лет
Национальность | Австро-Венгрия , Югославия |
Занятие | изобретатель |
Известный | моноплан |
Иван Сарич (27 июня 1876 — 23 августа 1966) — югославский спортсмен и летчик. Он основал спортивный клуб ЖАК Суботица в своем родном городе Суботица . Он также был одним из самых важных пионеров авиации в Восточной Европе. Как велосипедист он участвовал и выигрывал множество гонок по всей Европе. Он жил и работал бухгалтером в своем родном городе.
Жизнь
[ редактировать ]
Иван Сарич родился в Суботице , тогда в Австро-Венгрии , (сегодня в Сербии ) в семье Буневци . Окончив Торговую академию в родном городе, Сарич рано увлекся спортом – он был спортсменом, борцом и одним из основателей местного футбольного клуба. Он начал заниматься велоспортом в 1891 году и вскоре стал одним из лучших велосипедистов Венгерского королевства , заняв второе место на международной гонке 1896 года в Пече . Он стал чемпионом Венгерского королевства на 10-километровой дистанции в 1897 году, а затем снова год спустя. В 1899 году он выиграл забег на 25 километров, проходивший в Вене, и забег на 100 километров в Будапеште. В 1910 году он стал чемпионом Сербии на дистанциях 1 километр и 25 километров.
Сарич также был энтузиастом футбола. Он был одним из основателей старейшего клуба Югославии «ФК Бачка 1901» , а также был его игроком. [ 1 ]
Во время посещения Парижа в 1909 году Сарич встретился с некоторыми пионерами французских полетов, в том числе с Луи Блерио , увидел первые самолеты и сразу же был очарован перспективой полетов. По возвращении в Суботицу он сразу же приступил к строительству собственного самолета. Его первая конструкция была полностью изготовлена из материалов, которые были у него под рукой: дерева, полотна, мотоциклетных колес и даже струн фортепиано. В начале 1910 года он завершил свой однокрылый самолет Sarić 1 , включив в него 24-сильный двигатель Delphos.
Летом он экспериментировал и тренировался со своей новой машиной, а затем 16 октября 1910 года на глазах у 7000 своих сограждан Сарич успешно вышел в эфир. В 1911 году он построил Сарич 2 , улучшенный самолет с более мощным двигателем собственной конструкции (50 л.с.). Его дальнейшие полеты были остановлены Первой мировой войной, но Сарич продолжил работу на земле, экспериментируя с летательным аппаратом, который мог взлетать вертикально — своего рода ранний вертолет с двигателем в форме двойной звезды. На испытаниях эта машина показала очень хорошие результаты. До конца своей жизни он продолжал заниматься своими изобретениями и конструкциями и оставался спортивным промоутером. Он умер в своем родном городе Суботица. [ нужна ссылка ]
Аэроклуб в Суботице назван в честь Сарича, как и аэропорт Суботица , недалеко от Суботицы. Реконструкция его самолета Сарич 1 выставлена в Музее авиации в Белграде . [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]-
Памятник Ивану Саричу в Суботице
-
Реконструкция его самолета Сарич 1 в Музее авиации в Белграде .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бачка 1901–1991, стр. 29 (на сербском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на хорватском языке) Открытый модельный форум (много фотографий)
- (на хорватском языке) История парусников
- (на хорватском языке) [1] Архивировано 3 сентября 2011 г. в Wayback Machine.