Доступ к рынку

В международной торговле доступ к рынку означает способность компании выйти на зарубежный рынок путем продажи своих товаров и услуг в другой стране. Доступ к рынку — это не то же самое, что свободная торговля , поскольку доступ к рынку обычно зависит от условий или требований (таких как тарифы или квоты ), тогда как в идеальных условиях свободной торговли товары и услуги могут перемещаться через границы без каких-либо барьеров для торговли . Поэтому расширение доступа к рынку зачастую является более достижимой целью торговых переговоров, чем достижение свободной торговли. [1]
Уступки и ограничения доступа к рынку существенно различаются в торговле товарами и торговлей услугами. В то время как доступ к рынку товаров в основном предполагает меры на границе, такие как таможенные пошлины или количественные ограничения, доступ к рынку услуг больше связан с применением внутреннего регулирования за границей. Более того, в мире распространяющегося регионализма преференциальный доступ к рынкам товаров и услуг также имеет отличительные характеристики от непреференциального доступа к рынкам в рамках многосторонней торговой системы. [2]
Доступ на рынок в торговле товарами
[ редактировать ]Доступ на рынки многосторонней торговой системы
[ редактировать ]Доступ на рынок товаров, ввозимых на рынок члена ВТО, может быть затруднен или ограничен различными способами. Наиболее распространенными барьерами доступа на рынок являются таможенные пошлины, количественные ограничения, технические требования, отсутствие прозрачности национального торгового регулирования, несправедливое применение таможенных формальностей и процедур. Учитывая их разнообразие, должны существовать разные правила регулирования этих тарифных и нетарифных барьеров доступа на рынок. [3]
Законодательство ВТО предусматривает три основные группы правил доступа на рынок: правила, регулирующие таможенные пошлины (тарифы), правила, регулирующие количественные ограничения (квоты), и правила, регулирующие другие нетарифные барьеры, такие как технические регламенты и стандарты, санитарные и фитосанитарные меры, таможенные формальности. и практика государственных закупок. Кроме того, включены правила, касающиеся прозрачности и «судебности», для обеспечения эффективного доступа к рынку. [4]
Таможенные пошлины
Обложение таможенными пошлинами на импортируемые товары не запрещено Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), однако последнее призывает членов ВТО постепенно снижать таможенные пошлины ради взаимной выгоды. До вступления страны в ВТО она должна провести переговоры с существующими членами о привязке тарифов, которые будут перечислены позже в ее Перечне уступок. Согласно статье II:1 ГАТТ, если для определенного продукта существует связывание тарифов, таможенные пошлины, применяемые к такому товару, не должны превышать уровень, на котором они были связаны. [5]
Количественные ограничения
Хотя таможенные пошлины в принципе не запрещены, пока они не превышают связанные ставки, количественные ограничения на торговлю товарами обычно запрещены. Согласно статье XI:1 ГАТТ, за исключением исключений, членам ВТО не разрешается запрещать импорт или экспорт товаров или налагать на них квоты. [5]
Нетарифные барьеры
В настоящее время для многих товаров и многих стран нетарифные барьеры в торговле, такие как технические регламенты и стандарты, санитарные и фитосанитарные меры, таможенные формальности и практика государственных закупок, становятся более важными, чем таможенные пошлины или количественные ограничения. [6] Правила в отношении нетарифных барьеров изложены в ряде положений ГАТТ (например, в Статье VIII о сборах и формальностях, связанных с импортом и экспортом ) и в нескольких конкретных соглашениях ВТО, в частности в Соглашении о технических барьерах в торговле («Соглашение ТБТ»). ) [7] и Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер («Соглашение СФС»). [8]
Соглашения ТБТ и СФС по сути запрещают меры, которые проводят дискриминацию между «подобными» импортными и отечественными продуктами. Кроме того, Соглашение ТБТ также требует, чтобы технические регламенты не ограничивали торговлю больше, чем это необходимо для достижения одной из законных политических целей, упомянутых в Соглашении. Принимая во внимание, что Соглашение СФС требует, чтобы санитарные и фитосанитарные меры соответствовали научным принципам, и должны быть достаточные научные доказательства для применения этих мер, за исключением случаев, когда эти меры сохраняются временно.
Прозрачность и судебная ответственность
Требование о том, чтобы члены публиковали все торговые законы, постановления и судебные решения, чтобы позволить правительствам и торговцам иметь доступ к ним и знакомиться с ними, имеет решающее значение для обеспечения эффективного выхода на зарубежные рынки. Аналогичным образом, обязательство членов создавать или создавать судебные, арбитражные или административные трибуналы для оперативного, объективного и беспристрастного рассмотрения административных решений, влияющих на торговлю, также имеет важное значение для гарантии безопасности и предсказуемости доступа к рынку. Эти обязательства содержатся в нескольких положениях ГАТТ (например, в статье X о публикации и применении торговых правил ). Недавно было заключено Соглашение об упрощении процедур торговли, чтобы прояснить и сделать эти обязательства более осуществимыми. [9]
Преференциальный доступ на рынок
[ редактировать ]Преференциальный доступ к рынку относится к тому факту, что обязательства по открытию рынка выходят за рамки обязательств ВТО либо потому, что экспортирующая страна происхождения имеет соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) со страной-импортером, либо потому, что последняя предоставила им особые условия. обращения в силу низкого уровня развития первой и/или в связи с принятием ею определенной политики, направленной на обеспечение устойчивого развития.
Формирование зон свободной торговли считается исключением из принципа наибольшего благоприятствования (РНБ) в ВТО, поскольку преференции, которые стороны ЗСТ исключительно предоставляют друг другу, выходят за рамки их обязательств по вступлению. [10] Хотя статья XXIV ГАТТ позволяет членам ВТО заключать соглашения о свободной торговле или принимать временные соглашения, необходимые для их заключения, существует несколько условий в отношении зон свободной торговли или временных соглашений, ведущих к заключению соглашений о свободной торговле. Согласно статье XXIV:8(b) ГАТТ, « под зоной свободной торговли понимается группа из двух или более таможенных территорий, на которых действуют пошлины и другие ограничительные правила торговли (за исключением, когда это необходимо, разрешенных согласно статьям XI, XII, XIII, XIV, XV и XX) устраняются практически все виды торговли между субъектами территорий продукцией, происходящей из таких территорий».
Решение о дифференцированном и более благоприятном режиме, взаимности и более полном участии развивающихся стран, принятое сторонами, подписавшими ГАТТ в 1979 году («Разрешающая статья»), допускает отступление от режима наибольшего благоприятствования в пользу развивающихся и наименее развитых стран (НРС). [11] Это правовая основа Всеобщей системы преференций (ВСП) ВТО. В частности, экспорт товаров из НРС выигрывает от беспошлинного и неквотируемого доступа к рынкам и более благоприятных правил происхождения. [12]
Чтобы получить преференциальный доступ к рынку в рамках этих преференциальных торговых соглашений, товары должны соответствовать применимым правилам происхождения и получить доказательства происхождения, подтверждающие, что они происходят из страны-партнера по ССТ или из страны-бенефициара ВСП. Если импортируемые товары не соответствуют требованиям происхождения, в льготах будет отказано, и товары должны будут поступить на импортный рынок на непреференциальной основе.
Доступ на рынок в торговле услугами
[ редактировать ]Доступ к рынку услуг по своей природе более сложен, чем доступ к рынку товаров: в сфере товарной торговли доступ к рынку предполагает сокращение пограничных мер при попадании товаров на внешний рынок, тогда как в торговле услугами доступ к рынку предполагает «сокращение вмешательства государственной политики, которое менее заметны и могут применяться после выхода поставщика услуг на рынок». [13] Эти меры часто принимают форму правил, направленных на цели внутренней политики, а не на цели внешней торговой политики. Правительства обычно мало учитывают влияние таких мер на доступ к рынку иностранных услуг и поставщиков услуг.
В рамках ВТО концепция доступа на рынок услуг и поставщиков услуг предусмотрена статьей XVI Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС):
Статья XVI: Доступ к рынку
1. В отношении доступа к рынку посредством способов поставок, определенных в статье I, каждый член должен предоставлять услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим не менее благоприятный, чем тот, который предусмотрен в соответствии с условиями, ограничениями и условиями, согласованными и указанными в его Приложении.
2. В секторах, в которых приняты обязательства по доступу к рынку, меры, которые член не должен поддерживать или принимать ни на основе регионального подразделения, ни на основе всей своей территории, если иное не указано в его Перечне, определяются как:
(a) ограничения количества поставщиков услуг, будь то в форме количественных квот, монополий, эксклюзивных поставщиков услуг или требований проверки экономической необходимости;
(b) ограничения на общую стоимость операций по оказанию услуг или активов в форме числовых квот или требования проверки экономической необходимости;
(c) ограничения на общее количество операций по оказанию услуг или на общий объем выпуска услуг, выраженный в определенных числовых единицах в форме квот или требования проверки экономической необходимости;
(d) ограничения на общее количество физических лиц, которые могут быть заняты в конкретном секторе услуг или которых может нанимать поставщик услуг и которые необходимы для предоставления конкретной услуги и непосредственно связаны с ней, в форме числовых квот. или требование проведения теста на экономическую необходимость;
(e) меры, которые ограничивают или требуют создания определенных типов юридических лиц или совместных предприятий, через которые поставщик услуг может предоставлять услуги; и
(f) ограничения на участие иностранного капитала с точки зрения максимального процентного ограничения на иностранное участие в акциях или общей стоимости индивидуальных или совокупных иностранных инвестиций. [14]
Когда член ВТО берет на себя какие-либо обязательства в секторе или подсекторе услуг, он обязан указать для каждого из способов поставок (трансграничные поставки, потребление за рубежом, коммерческое присутствие и присутствие физических лиц), какие ограничения он выбирает. поддерживать в отношении доступа на рынок. Все ограничения доступа к рынку, указанные в Перечне обязательств члена, должны подпадать под одну из шести категорий, предусмотренных в Статье XVI:2 ГАТС, которые включают четыре типа количественных ограничений, ограничения на типы юридических лиц и ограничения на иностранное участие в акционерном капитале. Члену не разрешается принимать или сохранять ограничения, подпадающие под одну из этих категорий, если они не указаны в его Приложении. [15]
Подобно преференциальному доступу на рынки в сфере торговли товарами, преференциальная либерализация торговли услугами также является целью соглашений о свободной торговле. Действительно, усиленная либерализация торговли услугами помимо торговли товарами стала важной особенностью соглашений о свободной торговле нового поколения. [16] (Действительно, термин «зона свободной торговли» первоначально подразумевался ГАТТ исключительно для обозначения торговли товарами. Соглашение с аналогичной целью, т.е. способствовать либерализации торговли услугами, названо в статье V ГАТС «экономической интеграцией». соглашение». Однако на практике этот термин сейчас широко используется для обозначения соглашений, охватывающих не только товары, но и услуги и даже инвестиции.)
Обязательства, выходящие за рамки ГАТС (или ГАТС-плюс), стали отличительной чертой регионализма в торговле услугами. Данные недавних исследований доказывают, что во всех сферах доступа к рынкам соглашения о свободной торговле в целом предлагают «добавленную стоимость» по сравнению с ГАТС. Несмотря на скромные улучшения в способе 4 (перемещение физических лиц для оказания услуг в другую страну), почти во всех способах поставок и секторах обязательства по ЗСТ существенно выходят за рамки предложений ГАТС с точки зрения как углубленных привязок, так и новых привязок. Однако большинство РТС не превосходят ГАТС в том, что касается обеспечения «нормотворческого взаимодействия» между внутренним регулированием и торговлей услугами, а также особого и дифференцированного режима для НРС. Обязательства РТС также имеют тенденцию отставать от предложений ГАТС (известных как ГАТС-минус) в отношении защитного механизма и правил в отношении субсидий. [17]
В целом, использование доступа к рынку для сектора услуг, подобно торговле товарами, требует выявления относительной силы или сравнительного преимущества этого сектора, чтобы специализироваться на производстве и экспорте этих услуг. В то же время это потребует выявления ограничений на внешних рынках и умелых переговоров по их сокращению и устранению, чтобы максимизировать доходы от экспорта.
Тесты на экономические потребности (ENT), упомянутые в статье XVI, были описаны как «нечетко определенные», а их спецификации - как «неясные». Утверждалось, что они являются препятствием для реализации способа 4 в рамках GATS. [18]
Доступ к рынку в здравоохранении
[ редактировать ]США На рынке здравоохранения доступ к рынку означает степень, в которой продукты, услуги и решения, связанные со здоровьем, могут быть идентифицированы, исследованы, приобретены, использованы и оценены отдельными лицами, организациями и сообществами.
О полном доступе к рынку свидетельствует неограниченный поток информации, денег, рабочей силы (например, врачей), материалов (например, продуктов) и методов (например, услуг) в условиях «свободного рынка» (поддерживающих «невидимую руку» капитализм).
Доступ к рынку поддерживается качественными и количественными доказательствами ценности, при этом ценность определяется или гарантируется с помощью исследований экономики и результатов здравоохранения (HEOR), исследований сравнительной эффективности (CER), результатов, сообщаемых пациентами (PRO), доказательной медицины (EBM). , реальные данные (RWD), реальные доказательства (RWE) и продольные реальные результаты (RWR). Организации по оценке технологий здравоохранения (HTA), такие как Институт клинической и экономической экспертизы (ICER), вносят свой вклад в доказательную базу. Разработчики продуктов, услуг и решений могут составлять глобальные досье стоимости (GVD) для поддержки доступа на рынок. Интеллектуальное, политическое и экономическое взаимодействие ученых, специалистов здравоохранения и социальных служб (HHS), связанных профессиональных сообществ (например, специалистов по экономике здравоохранения) и торговых ассоциаций (например, Американской ассоциации фармацевтических исследований и производителей [PhRMA]) может помочь установить стандарты оценки стоимости.
Доступ к рынку может быть ограничен с помощью различных средств, включая страхование (например, формуляр), страховое кодирование, возмещение, заключение контрактов на основе стоимости (VBC) и политику компенсации на основе результатов (OBC) сторонних администраторов (TPA). сторонние плательщики (TPP), подушевые поставщики медицинских услуг (например, Kaiser) и самофинансируемые работодатели (например, Boeing).
Ограничения могут применяться в интересах сокращения расходов на здравоохранение (например, в рамках группового здравоохранения, компенсаций работникам, пособий по краткосрочной или долгосрочной нетрудоспособности); повышение ценности здравоохранения (например, экономических, клинических и гуманистических результатов [ECHO]); утверждение политической или экономической власти; и другие факторы.
Доступ к рынку влияет на благосостояние, производственный потенциал и социально-экономический статус отдельных лиц, организаций и сообществ.
Эти лица, организации и сообщества включают, помимо прочего, потребителей в США, пациентов, субпопуляции (например, застрахованную жизнь в рамках полностью финансируемых и самофинансируемых планов медицинского страхования), спонсоров планов медицинского страхования или покупателей планов медицинского страхования (например, самозастрахованных лиц). работодатели и профсоюзы), практикующие врачи (например, медицинские работники, включая врачей/докторов медицинских наук, а также смежных медицинских работников и специалистов общественного здравоохранения), организации поставщиков медицинских услуг (например, медицинские дома, ориентированные на пациентов [PCMH], суперклиники первичной медико-санитарной помощи [PCSCs], специализированные медицинские практики, больницы и системы здравоохранения, подотчетные медицинские организации [ACO]) и планы медицинского страхования (государственные и частные страховые компании, такие как BCBS, CVS Health [Aetna], Kaiser, Medicare, Medicaid, TRICARE).
Широкий круг людей, организаций и сообществ на рынке здравоохранения США в настоящее время используют стратегии доступа к рынку для защиты своих финансовых, клинических и гуманистических интересов. Например, родители, компании по питанию и группы по защите интересов пациентов могут привлекать лоббистские фирмы, чтобы обеспечить законодателям обязательное страховое покрытие для менее очевидных продуктов здравоохранения, таких как лечебные продукты для лечения фенилкетонурии (ФКУ).
Эти люди, организации и сообщества могут полагаться на специализированные консалтинговые фирмы для содействия или ограничения доступа к рынку. Типичные консультационные услуги включают (1) картирование прогрессирования заболевания и затрат (например, экономических, клинических и гуманистических); (2) выявление движущих сил ценности и включение их в новые продукты, услуги и решения; (3) обеспечение наличия механизмов оплаты для облегчения торговли (например, диагностические коды [например, Международная классификация болезней, также известная как МКБ-9 и МКБ-10), коды выставления счетов за страхование [например, Текущая процедурная терминология, также известная как CPT или Коды HCPCS уровня I, коды уровня II общей системы кодирования процедур здравоохранения, также известные как коды HCPCS II), контракты, основанные на стоимости [VBC], соглашения о компенсации, основанной на результатах [OBC] (4) обеспечение наличия систем измерения для оценки стоимости; (например, проверенные инструменты, которые генерируют реальные данные [RWD] и реальные доказательства [RWE] (5) обоснование покрытия, кодирования, возмещения, контрактов, основанных на стоимости (VBC), компенсации, основанной на результатах ( OBC), сотрудничество в области реальных данных (RWD) и фактических данных (RWE); (6) создание межорганизационных систем обучения для создания контуров обратной связи по стоимости и (7) пропаганда расширения доступа к рынкам;
Многие заинтересованные стороны отрасли здравоохранения теперь применяют передовые методы науки о данных, чтобы (1) определить и измерить ценность и (2) расширить или ограничить доступ к рынку на основе стоимости. Необходимость обмениваться реальными данными (RWD) и генерировать реальные доказательства (RWE) создает новые требования к законодателям и политикам регулирования, поскольку новые виды сотрудничества становятся необходимыми. США Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) выпустило новые рекомендации по лекарствам и биологическим препаратам, а также медицинским устройствам, а также основу для программ реальных фактических данных. Правительство США, очевидно, видит ценность в ускорении разработки реальных научных данных о медицинской продукции в рамках существующей нормативной базы США.
Инструменты доступа к рынку
[ редактировать ]Карта доступа к рынку
Карта доступа к рынку — это универсальный инструмент, который предоставляет информацию о применяемых таможенных тарифах, включая тарифы РНБ и преференциях, предоставляемых в одностороннем порядке и на взаимной основе в рамках региональных и двусторонних торговых соглашений. Пользователи могут найти адвалорные эквиваленты (AVE) для неадвалорных пошлин, чтобы сравнить тарифы разных стран и смоделировать сценарии снижения тарифов. Приложение также охватывает тарифные квоты, средства защиты торговли, правила происхождения, а также соответствующую документацию, связанные тарифы членов ВТО, нетарифные меры (НТМ) и торговые потоки, чтобы помочь пользователям расставлять приоритеты и анализировать экспортные рынки, а также готовиться к рынку. переговоры о доступе.
Координатор правил происхождения

Помощник по правилам происхождения обеспечивает бесплатный и удобный доступ к базе данных ИТЦ по правилам происхождения и документации, связанной с происхождением, в сотнях торговых соглашений. Фасилитатор также сочетается с огромными базами данных по тарифам и торговым соглашениям, лежащими в основе Карты доступа к рынку, в результате чего получается уникальное решение для анализа рынка, позволяющее компаниям, особенно из развивающихся стран, получать выгоду от торговых соглашений по всему миру. В настоящее время Фасилитатор содержит данные по более чем 250 соглашениям о свободной торговле, применяемым более чем 190 странами. Эта база данных постепенно расширяется с конечной целью охватить более 400 соглашений о свободной торговле и преференциальных схем, действующих в настоящее время в мире.
Фасилитатор стремится помочь малым и средним предприятиям увеличить торговлю, воспользовавшись преимуществами глобальных торговых возможностей в виде низких ставок пошлин в соответствии с торговыми соглашениями. Этот инструмент также может использоваться политиками, участниками торговых переговоров, экономистами, а также различными другими пользователями. Любой пользователь может просто найти информацию о критериях происхождения, других положениях о происхождении и торговой документации, введя код ГС своего продукта.
Анализ тарифов онлайн Онлайн-анализ тарифов — это инструмент, разработанный ВТО для помощи в исследовании и анализе данных о тарифах, хранящихся в двух базах данных ВТО: Интегрированной базе данных (IDB, содержащей общую информацию о применяемых тарифах и импорте) и Консолидированных тарифных таблицах (CTS, включая обязательные для членов обязательства по максимальным тарифам). Информация, содержащаяся в этом объекте, стала доступна общественности с февраля 2010 года после решения Комитета по доступу к рынку, разрешившего публичный доступ к двум базам данных.
Услуги АЙ-ТИП I-TIP Services — это совместная инициатива ВТО и Всемирного банка (ВБ). Он объединяет набор связанных баз данных, которые предоставляют информацию об обязательствах членов в рамках ГАТС и обязательствах по преференциальным услугам в рамках ССТ, а также информацию о применяемых мерах в сфере услуг и статистику торговли услугами.
Другие полезные базы данных и информационные порталы по доступу на рынок.
[ редактировать ]- Портал ВТО по доступу к рынку товаров — комплексный портал, предоставляющий информацию и документы о доступе товаров на рынок режима наибольшего благоприятствования.
- ЮНКТАД, ИТЦ, ВТО, ВБ и другие партнеры TRAINS — глобальная база данных по нетарифным мерам, основанная на официальных правилах.
- Бизнес-обследование ITC по нетарифным мерам — база данных, включающая нормативные и процедурные препятствия, с которыми торговые компании сталкиваются как внутри страны, так и за рубежом.
- ITC Карта стандартов — портал, охватывающий более 230 инициатив по стандартизации, применимых к более чем 80 секторам и 180 странам.
- ЕС База данных доступа к рынку — портал, предоставляющий экспортерам ЕС информацию об условиях импорта на рынках третьих стран.
- США Управление международной торговли — практический бизнес-инструмент, помогающий американским торговцам экспортировать, устанавливать связи с иностранными покупателями и расширять операции на новых рынках.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Доступ к рынку» . Investopedia.com .
- ^ Кан, Чон У (2015). «Эффект миски с лапшой: камень преткновения или строительный блок?» (PDF) . Серия рабочих документов АБР по экономике (446) – через Азиатский банк развития.
- ^ Ван ден Босше, Питер; Прево, Дениз (2016). Основы права ВТО . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Ван ден Босше, Питер (2003). «Урегулирование споров - Всемирная торговая организация» (PDF) . ЮНКТАД .
- ^ Jump up to: а б «Генеральное соглашение по тарифам и торговле» (PDF) . ВТО . 1994.
- ^ Элсиг, Манфред и Клотц, Себастьян (2017). «Меры за границей и новое поколение торговых соглашений: сравнение ТБТ и СФС» (PDF) . Рабочий документ WTI № 03/2017 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Соглашение о технических барьерах в торговле» (PDF) . ВТО . 1994.
- ^ «Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер» (PDF) . ВТО . 1994.
- ^ «Соглашение об упрощении процедур торговли» . ВТО . 2017.
- ^ «Принцип режима наибольшего благоприятствования» (PDF) . МЕТИ . Проверено 5 июня 2019 г.
- ^ «Решение от 28 ноября 1979 г. (Уполномочивающая оговорка)» . ВТО .
- ^ «Преференциальные правила происхождения для наименее развитых стран» . ВТО . 2013.
- ^ Макгуайр, Грег (2002). «Торговля услугами – возможности доступа к рынку и преимущества либерализации для развивающихся стран» (PDF) . Серия исследований по вопросам политики в международной торговле и сырьевых товарах № 19 : 4 . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «Генеральное соглашение о торговле услугами» (PDF) . ВТО . 1994.
- ^ «Руководство по чтению перечней конкретных обязательств ГАТС и списка исключений по статье II (РНБ)» . ВТО .
- ^ Чжоу, Няньли (2014). «Как характеристики региональных соглашений об услугах «ГАТС-плюс» и «ГАТС-минус» влияют на торговлю услугами?» . Рабочий документ NBER № 20551 . Октябрь 2014 г. – через Национальное бюро экономических исследований.
- ^ Милтон, Айоки (2015). «ГАТС и региональные подходы к либерализации торговли услугами и инвестиций» . Мюнхенский личный архивный документ RePEc № 91118 – через MPRA.
- ^ Гент, С., и Скелдон, Р., Режим GATS 4: Как торговля услугами может помочь развивающимся странам , Центр исследований развития миграции, глобализации и бедности при Университете Сассекса , Брифинг № 4, опубликовано в ноябре 2005 г., доступ 29 июня 2023 г.