Учредительное собрание Камбоджи
( Учредительное собрание Камбоджи кхмерский : សភា រដ្ឋធម្មនុញ្ញកម្ពុជា ) было органом, избранным в 1993 году для разработки конституции Камбоджи , как это предусмотрено Парижскими мирными соглашениями 1991 года . Написание Конституции Камбоджи произошло в период с июня по сентябрь 1993 года и привело к трансформации политической ситуации в Камбодже от омраченной гражданской войной автократической олигархии к конституционной монархии . Разработка конституции , осуществленная под руководством, эгидой и финансированием Временного органа ООН в Камбодже (ЮНТАК), стала кульминацией более масштабных усилий стоимостью 1,6 миллиарда долларов, направленных на прекращение продолжавшихся десятилетиями гражданских войн в стране и вовлечение воюющих сторон в войну. политическая, а не военная конкуренция. [ 1 ] Результатом этого процесса стало создание конституции Камбоджи, которая, по крайней мере на бумаге, гарантирует свободную политическую конкуренцию, регулярные выборы, равные права и представительство, а также всеобщее избирательное право.
Фон
[ редактировать ]Камбоджа , как и многие ее соседи, не имела доколониальной истории концепции конституции и верховенства закона. Баланс сил между правителями и их подданными был таков, что король и его центральное государство в Камбодже управляли в основном посредством влияния и неофициальных каналов. Дэвид П. Чандлер , ведущий историк Камбоджи, объясняет: «Камбоджийский король, как и большинство китайских императоров, мог править, только распространяя сети покровительства и взаимных обязательств за пределы своего дворца, сначала через близких соратников и членов семьи, но затем становясь рассредоточенными. — и более зависимы от местных властей — на окраинах королевства». В XIX веке большая часть сельского населения имела лишь приблизительное представление о своем короле. По словам Чендлера, сельские жители обычно считали, что король имеет власть над погодой, «вершит истинное правосудие» и является «единственным политическим источником надежды среди крестьян». [ 2 ] Тем не менее, его легитимность в большей степени основывалась на харизме, генеалогии и космологии, чем на справедливом соблюдении системы законов. [ нужна ссылка ]
Понятие регламентированной правовой и судебной систем по-настоящему появилось в Камбодже только с приходом французского колониализма в 19 веке. Вместе с такими концепциями появилось понятие определения и ограничения государственной власти в формальном законе. Процесс был закреплен выводом французов из Камбоджи в 1953 году и конституцией 1947 года, которую они оставили. [ 3 ] Разработка конституции 1993 года во многом будет опираться как на конституцию 1947 года, так и на конституцию 1989 года, разработанную поддерживаемой Вьетнамом Народной Республикой Кампучия (НРК) . Этот источник был одновременно удобным и потому, что каждая из предыдущих конституций была решительно благосклонна к двум ведущим партиям в Учредительном собрании, роялистскому FUNCINPEC (Единый национальный фронт для независимой, нейтральной, мирной и кооперативной Камбоджи, или «Национальный объединенный фронт»). за независимую, нейтральную, мирную и кооперативную Камбоджу») и действующую НПК (Народная партия Камбоджи). Конституция 1947 года характеризовала сильную монархию и структуру до гражданской войны, которую поддерживал ФУНСИНПЕК. Конституция 1989 года также была одобрена НПК и ее авторами из-за сильной поддержки, которую она оказала существующему политическому порядку. [ 4 ]
Парижские мирные соглашения
[ редактировать ]Парижские мирные соглашения были заключены в 1991 году и были направлены на то, чтобы раз и навсегда положить конец политическому насилию, преследовавшему Камбоджу с 1960-х годов. Он был разработан, чтобы положить конец гражданской войне в Камбодже, вывести оккупационную вьетнамскую армию и провести свободные, справедливые и мирные выборы. Стороны этого соглашения, а именно Австралия , Бруней , Камбоджа ( Народная Республика Кампучия и CGDK ), Канада , Китай , Франция , Индия , Индонезия , Япония , Лаос , Малайзия , Филиппины , Сингапур , Советский Союз , Таиланд , Великобритания , США , Вьетнам и Социалистическая Федеративная Республика Югославия заключили Соглашение о всеобъемлющем политическом урегулировании в Камбодже. Конфликт, обширный документ, в котором излагаются усилия по восстановлению. Мандатами этого соглашения, как это сформулировано в девяти его частях, были: «Деятельности в переходный период», «Переходный период», «Организация Объединенных Наций», «Переходная власть в Камбодже», «Высший национальный совет», «Вывод иностранных сил и его проверка», «Прекращение огня и прекращение военных действий». Вне военной помощи, Выборы, Права человека, Международные гарантии, Беженцы и перемещенные лица, Национальные сообщества, Коммуны и представительство.
Написание конституции и переход к демократии были лишь частью более широкого процесса размежевания и нормализации, намеченного в Парижских мирных соглашениях. Хотя кульминацией этого процесса должно было стать полное преобразование Камбоджи в конституционную демократию, этот процесс был разделен на шесть этапов. Как отметил профессор Гарварда Стивен Марк в отчете Института мира США, эти шаги заключались в следующем: [ 5 ]
- • Прекращение огня, демобилизация и создание нейтральной политической среды.
- • Выборы в Учредительное собрание путем выборов под эгидой ООН, результаты которых были объявлены «свободными и справедливыми» СПГС и Советом Безопасности.
- • Выбор редакционной комиссии из числа членов Учредительного собрания.
- • Принятие Ассамблеей проекта Комитета.
- • Провозглашение королем Конституции.
- • Преобразование Учредительного собрания в Национальное собрание.
Приложение V к Соглашению о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта, называемое «Принципы новой конституции Камбоджи», состояло из шести принципов, которыми должны были руководствоваться разработчики новой камбоджийской конституции в создании либеральной демократии. Они были основаны на рекомендации Организации Объединенных Наций , выпущенной во время разработки конституции Намибии в 1982 году. [ 6 ] Этими принципами были: [ 7 ]
- 1. Конституция будет высшим законом страны. В него могут быть внесены поправки только в рамках установленной процедуры, включающей одобрение законодательного органа, всенародный референдум или и то, и другое.
- 2. …конституция будет содержать декларацию основных прав, включая права на жизнь, личную свободу, безопасность, свободу передвижения, свободу религии, собраний и ассоциаций, включая политические партии и профсоюзы, надлежащую правовую процедуру и равенство перед законом, защита от произвольного лишения собственности или лишения частной собственности без справедливой компенсации, а также свобода от расовой, этнической, религиозной или половой дискриминации. Он запретит ретроактивное применение уголовного закона… Пострадавшие лица будут иметь право на то, чтобы суды выносили решения и обеспечивали соблюдение этих прав.
- 3. Конституция провозглашает статус Камбоджи как суверенного, независимого и нейтрального государства, а также национальное единство камбоджийского народа.
- 4. В конституции будет указано, что Камбоджа будет следовать системе либеральной демократии на основе плюрализма. Оно обеспечит проведение периодических и подлинных выборов…
- 5. Будет создана независимая судебная власть, наделенная полномочиями обеспечивать соблюдение прав, предусмотренных конституцией.
- 6. Конституция будет принята большинством в две трети членов учредительного собрания.
Термин «либеральная демократия», выраженный в четвертом принципе, был введен в дискуссию по поводу конституции, очевидно, принцем Сиануком во время предыдущих переговоров с враждующими камбоджийскими фракциями и международными организациями. Было высказано предположение, что он выразил свои надежды на будущее Камбоджи таким образом, потому что предполагал, что такие формулировки были тем, чего искали американские и европейские стороны Соглашения. Было отмечено, что «либеральная демократия» была далека от той политической системы, которую он сконструировал для себя после обретения независимости . [ 8 ] Этот термин нигде не определен в окончательном соглашении, хотя сформулированы восемь элементов демократических выборов. Этими восемью элементами являются: регулярное проведение выборов, «подлинные» выборы без манипуляций, гарантия права голоса, гарантия права баллотироваться на выборах, всеобщее избирательное право, равное избирательное право (справедливость каждого голоса), частное избирательное право. тайное голосование и справедливая способность всех лиц и групп организовывать избирательный процесс и участвовать в нем посредством публичного обсуждения. [ 9 ] [ 10 ]
Учредительное собрание
[ редактировать ]Парижское мирное соглашение предусматривало выборы в рамках ЮНТАК Учредительного собрания для разработки проекта конституции в соответствии с Шестью принципами. Эти выборы прошли с 23 по 28 мая 1993 года. [ 11 ] Несмотря на довольно широко распространенные угрозы насилия в день выборов со стороны красных кхмеров , а также серию убийств и актов запугивания со стороны членов большинства партий, участие было активным. Более 90% зарегистрированных избирателей, около 4,5 миллионов камбоджийцев, пришли на избирательные участки по всей стране, более половины только в первый день. [ 12 ] [ 13 ] 10 июня результаты были признаны свободными и справедливыми Специальным представителем Генерального секретаря от имени Генерального секретаря и Организации Объединенных Наций. неожиданно ФУНСИНПЕК одержала победу на выборах, набрав 45% голосов, что привело к получению 58 мест в Учредительном собрании. с Далее следует НПК 38% или 51 местом. БЛДП и получила 3,7% или 10 мест, а ЛДП МОЛИНАКА получили по 1,3% и по одному месту. [ 14 ] [ 15 ]
В соответствии с установленным ЮНТАК сроком, Учредительное собрание начало заседание по разработке проекта конституции 14 июня, когда флаг бывшего Королевства Камбоджа . был поднят [ 16 ] На своей первой сессии Ассамблея приняла резолюцию, согласно которой принц Нородом Сианук стал главой государства с обратной силой до 1970 года, тем самым аннулировав государственный переворот 1970 года, в результате которого он был свергнут. На следующий день король Сианук, в свою очередь, сформировал Совместную администрацию (GNPC) с принцем Ранариддом из FUNCINPEC и Хун Сеном из CPP в качестве сопредседателей. [ 17 ]
Написание конституции началось 14 июня и шло медленно. К 30 июня учредительное собрание избрало только президента и двух вице-президентов и разработало проект своего Регламента. Ассамблея создала внутри себя два комитета для разработки конституции. [ 18 ] Первым был комитет по разработке конституции, состоящий из 13 членов, который возглавил БЛДП лидер Сон Санн . Вторым был комитет по правилам и процедурам. [ 19 ]
Разработка конституции продолжалась быстрыми темпами, несмотря на жаркое и влажное камбоджийское лето. В конце августа ЮНТАК был показан проект конституции. Очевидно, это наделило главу государства неприемлемыми полномочиями и недостаточной защитой прав граждан и иностранных резидентов. В проекте также отсутствовали какие-либо положения о беспристрастной и независимой судебной власти. Наконец, представители ЮНТАК обнаружили, что в нем отсутствует какой-либо запрет на пытки. Лишь некоторые из предложений, представленных ЮНТАК, были приняты и включены в конституцию. [ 20 ]
Принц Нородом Сианук и Конституция
[ редактировать ]Принц Нородом Сианук на протяжении всего процесса разработки направлял противоречивые послания Ассамблее и камбоджийскому народу относительно своего одобрения возвращения к монархии. В интервью и письмах он широко колебался между одобрением и даже требованием поста главы государства и, с другой стороны, настаиванием на том, что споры о монархии вызывают слишком разногласия в деморализованной Камбодже. [ 21 ]
Принц Сианук уехал в Северную Корею летом, когда разрабатывалась конституция, чтобы заняться своим любимым занятием — кинопроизводством. вылетела делегация, представляющая ФУНСИНПЕК и НПК В первых числах сентября в Пхеньян . Они привезли с собой два проекта конституции. Один из них провозглашал республику , а другой, не такой уж и отличающийся, — конституционную монархию . После некоторого диалога принц и делегация договорились о конституционной монархии Камбоджи. [ 22 ]
Ратификация
[ редактировать ]В сентябре прошли пять дней открытого обсуждения проекта конституции. За дискуссиями, которые, наконец, состоялись в полном составе Учредительного собрания, широко и внимательно следило население, смотрящее по телевизору и слушающее радио. Делегаты Ассамблеи довольно легко согласились с фундаментальным понятием конституционной монархии, но были менее согласны в некоторых деталях. Были серьезные разногласия по поводу того, требовать ли большинства в две трети голосов для принятия всех законов. НПК . была решительно поддержана, поскольку такое положение гарантировало бы им дальнейшую мертвую хватку над камбоджийской политикой, несмотря на их электоральное меньшинство Несмотря на сильное сопротивление ФУНСИНПЕК , НПК удалось сохранить порог в две трети. [ 23 ]
Восстановление монархии
[ редактировать ]Окончательный проект конституции конституционной монархии в Камбодже был ратифицирован Учредительным собранием 21 сентября. За ратификацию проголосовало гораздо больше двух третей Ассамблеи, необходимых для ратификации, при этом 113 голосов высказались за ратификацию. пять против и двое воздержавшихся. Принц Сианук подписал конституцию 24 сентября 1993 года, официально основав Королевство Камбоджа . [ 24 ] Принц Сианук был официально избран королем Камбоджи и в тот же день был приведен к присяге на строгой церемонии по собственному желанию. Присяга была принесена в тронном зале, а королева Моника также была приведена к присяге как его супруга. Король Нородом Сианук поклонился и улыбнулся публике, промокая очищающую воду за уши, что напоминало обряд омовения во время камбоджийской коронации .
В качестве глубоко примирительного жеста восстановленный король обнял нескольких солдат красных кхмеров, которые только что дезертировали. Первый премьер-министр принц Ранарид , стоя рядом, сказал: «Нет больше красных или желтых кхмеров. Есть только кхмеры». [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Секция информационных технологий/Департамент общественной информации. « Отдел информационных технологий/Департамент общественной информации. «ПЕРЕХОДНЫЙ ОРГАНИЗАТОР ООН В КАМБОДЖЕ (ЮНТАК)». Объединенные Нации. Np, 2003" . Архивировано из оригинала 12 октября 2013 г.
- ^ Чендлер, Дэвид (1993). История Камбоджи, второе издание . Чиангмай, Таиланд: Книги о шелкопряде. п. 48.
- ^ Маркс, Стивен П. (2010). «Процесс создания новой конституции в Камбодже». Институт мира США . Лорел Э. Миллер (ред.), Формирование государства в переходный период: тематические исследования по разработке конституции. Вашингтон, округ Колумбия: 207–244.
- ^ Маркс, Стивен П. (2010). «Процесс создания новой конституции в Камбодже». Институт мира США . Лорел Э. Миллер (ред.), Формирование государства в переходный период: тематические исследования по разработке конституции. Вашингтон, округ Колумбия: 207–244.
- ^ Маркс, Стивен П. (2010). «Процесс создания новой конституции в Камбодже». Институт мира США . Лорел Э. Миллер (ред.), Формирование государства в переходный период: тематические исследования по разработке конституции. Вашингтон, округ Колумбия: 207–244.
- ^ Финдли, Тревор (1995). Камбоджа: наследие и уроки ЮНТАК (перепечатано в 1997 г., ред.). Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. п. 96. ИСБН 019829185X .
- ^ Организация Объединенных Наций (23 октября 1991 г.). «Соглашения о всеобъемлющем политическом урегулировании конфликта в Камбодже» (PDF) . Париж, Франция: Департамент общественной информации. стр. 7–40.
- ^ Маркс, Стивен П. (2010). «Процесс создания новой конституции в Камбодже». Институт мира США . Лорел Э. Миллер (ред.), Формирование государства в переходный период: тематические исследования по разработке конституции. Вашингтон, округ Колумбия: 207–244.
- ^ Маркс, Стивен П. (2010). «Процесс создания новой конституции в Камбодже». Институт мира США . Лорел Э. Миллер (ред.), Формирование государства в переходный период: тематические исследования по разработке конституции. Вашингтон, округ Колумбия: 207–244.
- ^ Организация Объединенных Наций (23 октября 1991 г.). «Соглашения о всеобъемлющем политическом урегулировании конфликта в Камбодже» (PDF) . Париж, Франция: Департамент общественной информации. стр. 7–40.
- ^ «Матрица соглашений: рамки для всеобъемлющего политического урегулирования конфликта в Камбодже» . Институт Крока по изучению международного мира, Университет Нотр-Дам. Архивировано из оригинала 11 января 2014 г. Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Осборн, Милтон Э. (1994). Сианук: Принц Света, Принц Тьмы . Гонолулу: Гавайский университет. п. 260. ИСБН 0824816390 .
- ^ Хедер, Стив; Леджервуд, Джуди (1996). Пропаганда, политика и насилие в Камбодже: демократический переход в рамках миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций . Армонк, Нью-Йорк: Шарп. п. 265. ИСБН 1563246651 .
- ^ «Матрица соглашений: рамки для всеобъемлющего политического урегулирования конфликта в Камбодже» . Институт Крока по изучению международного мира, Университет Нотр-Дам. Архивировано из оригинала 11 января 2014 г. Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Хедер, Стив; Леджервуд, Джуди (1996). Пропаганда, политика и насилие в Камбодже: демократический переход в рамках миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций . Армонк, Нью-Йорк: Шарп. п. 265. ИСБН 1563246651 .
- ^ Хедер, Стив; Леджервуд, Джуди (1996). Пропаганда, политика и насилие в Камбодже: демократический переход в рамках миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций . Армонк, Нью-Йорк: Шарп. п. 265. ИСБН 1563246651 .
- ^ «Матрица соглашений: рамки для всеобъемлющего политического урегулирования конфликта в Камбодже» . Институт Крока по изучению международного мира, Университет Нотр-Дам. Архивировано из оригинала 11 января 2014 г. Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Финдли, Тревор (1995). Камбоджа: наследие и уроки ЮНТАК (перепечатано в 1997 г., ред.). Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. п. 96. ИСБН 019829185X .
- ^ Шокросс, Уильям (1994). Новый курс Камбоджи: отчет . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир. п. 32 . ISBN 9780870030512 .
- ^ Шокросс, Уильям (1994). Новый курс Камбоджи: отчет . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир. п. 32 . ISBN 9780870030512 .
- ^ Шокросс, Уильям (1994). Новый курс Камбоджи: отчет . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир. п. 32 . ISBN 9780870030512 .
- ^ Шокросс, Уильям (1994). Новый курс Камбоджи: отчет . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир. п. 32 . ISBN 9780870030512 .
- ^ Шокросс, Уильям (1994). Новый курс Камбоджи: отчет . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир. п. 32 . ISBN 9780870030512 .
- ^ Финдли, Тревор (1995). Камбоджа: наследие и уроки ЮНТАК (перепечатано в 1997 г., ред.). Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. п. 96. ИСБН 019829185X .
- ^ Шокросс, Уильям (1994). Новый курс Камбоджи: отчет . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир. п. 32 . ISBN 9780870030512 .