Кунстграбен



Кунстграбен — это тип искусственного водного канала , который когда-то использовался в шахтах для привода водяных колес, необходимых для выработки электроэнергии, дренажа шахт и множества других целей. Термин немецкий (множественное число: Kunstgräben ). Подобные канавы, снабжающие водяные мельницы в Англии, называются литами .
Фон
[ редактировать ]До изобретения парового двигателя энергия воды была основным источником энергии, используемой различными механическими двигателями, используемыми в горнодобывающей промышленности, такими как водяные колеса , реверсивные водяные колеса , двигатели с водяными колоннами или водяные турбины .
Чтобы шахтные выработки можно было вести еще глубже, требовалось все больше и больше энергии. Воды, доступной вблизи карьеров, было недостаточно для этой цели, и источники часто высыхали из-за того, что их использовали для использования в шахтах. В результате воду, необходимую для горных выработок, иногда приходилось транспортировать на большие расстояния.
Использование
[ редактировать ]Целью было добиться максимально возможного перепада высот в месте установки гидромотора. Эта разница известна как высота удара ( Aufschlaghöhe ). Для этого Кунстгребен был проложен с очень небольшим уклоном, чтобы он напоминал контуры местности и повторял все изгибы и повороты долин. Чтобы преодолеть естественные препятствия, Кунстгребен часто проводили по дну туннелей в так называемом Рёшене или, реже, по акведукам ; самыми известными акведуками Кунстграбен являются мост Альтветер возле Хальсбрюке и дамба Сперберхай в горах Гарц .
Обычно Кунстграбен начинался у плотины или отвода ( Вассертейлер ) и шел вдоль Рёшена и через пруды для хранения воды или Кунсттайхе к яме. Водяной двигатель обычно имел головную и отводящую каналы ( Aufschlagrösche и Abzugsrösche ). была проложена пешеходная дорожка Параллельно Кунстграбену , которая служила маршрутом доступа для надзирателя за канавами ( Грабенштайгера ), когда он подходил к плотине, чтобы отрегулировать лопасти. Эти тропы сегодня часто используются в качестве пешеходных маршрутов, где они и сохранились.
Кунстгребен Швартен часто покрывали грубыми досками ( ) . Они действовали, с одной стороны, для поддержания чистоты рвов и защиты их от зарастания, а с другой стороны, для защиты рвов от разрушения скотом. Это также помогло защитить владельцев рвов от претензий соседних землевладельцев, которым в противном случае пришлось бы получить компенсацию за потерю дохода и земли в результате строительства Кунстгребена и которые часто предъявляли иски в результате якобы утонувшего скота и дичи. .
Известные примеры
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Георг Агрикола 2006), Libri ( De Re Metallica 3-86539-097-8
- Гюнтер Галинский, изд. (1988), Рейманн: Фотодокументалисты горного городка Фрайберг 1865–1945 (на немецком языке) (2-е улучшенное изд.), Лейпциг: Fotokinoverlag, ISBN. 3-7311-0003-7
- Лисанн Петерманн (2005), «Ротшёнбергер Штолльн», серия по истории горного дела в районе монастыря Альцелла (на немецком языке), Райнсберг
- Герберт Пфорр: Система искусственных рвов Рудных гор и гидроэлектрические машины для обезвоживания и добычи полезных ископаемых в исторической серебряной промышленности Фрайберга . В: Горный выпуск, 11/2007, стр. 502-505 ( цифровая копия ).
- Зигфрид Зибер (1954), Об истории горнодобывающей промышленности Рудных гор (на немецком языке), Галле (Заале): Wilhelm-Knapp-Verlag, стр. 135
- Отфрид Вагенбрет (1988), Эберхард Вехтлер (редактор), Горное дело Фрайберга: технические памятники и история (на немецком языке) (2-е изд.), Лейпциг: Немецкое издательство основных отраслей промышленности, ISBN 3-342-00117-8