Арчибальд Джейкоб Фрейман
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( май 2018 г. ) |
Арчибальд Джейкоб Фрейман | |
---|---|
Аарон Яаков Фрейман | |
2-й президент Сионистской организации Канады | |
В офисе 1921–1944 | |
Предшественник | Кларенс Де Сола |
Преемник | С. Дж. Закс |
Личные данные | |
Рожденный | Вирбали, Литва | 6 июня 1880 г.
Умер | 4 июня 1944 г. Оттава, Онтарио , Канада | ( 63 года
Гражданство | Канадский |
Супруг | Лилиан Фрейман |
Занятие | Бизнесмен |
Арчибальд Джейкоб «Арчи» Фрейман (6 июня 1880 – 4 июня 1944) был родившимся в Литве еврейским бизнесменом из Оттавы и сионистским лидером. По словам Бернарда Фиглера, Фрейман был самым влиятельным канадским евреем своего поколения. [ 1 ] Его женой была известная сионистка Лилиан Фрейман .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аарон Яаков Фрейман родился 6 июня 1880 года и был четвертым ребенком и первым сыном в семье литовских евреев Херша и Ханны Фрейман . [ 2 ] В 1893 году Фрейманы покинули Вирбалис и (Литва) перебрались в Канаду и поселились в Гамильтоне, Онтарио . [ 3 ] [ 4 ] Изменив свои имена в соответствии с канадскими нормами, Херш стал Харрисом Фрейманом, а Аарон Яаков стал Арчибальдом Джейкобом Фрейманом, широко известным как «Арчи». [ 5 ]
Арчи Фрейман хорошо учился в начальной и средней школе и был принят в Гамильтонский бизнес-колледж. [ 6 ] Харрис Фрейман хотел, чтобы его сын стал врачом, но Арчи убедил его, что деловая карьера — законный канадский путь к достижениям и успеху. [ 7 ]
Бизнес
[ редактировать ]В 1899 году, в возрасте 19 лет, Арчи Фрейман стал младшим деловым партнером Мозеса Крамера. Вместе они открыли компанию Canada House Furnishing Company на улице Ридо, 223 в Оттаве. [ 8 ] В магазине продавались ковры и клеенки, а также другие предметы домашнего обихода. [ 9 ] В 1900 году магазин был расширен еще на два адреса: Ридо-стрит, 221 и 222. В 1902 году предприятие было перенесено на Ридо-стрит, 73. [ 10 ]
Деловые методы Арчи Фреймана были спекулятивными и включали в себя подписание годового рекламного пространства с местной газетой Ottawa Citizen, к большому огорчению его партнера. Когда Арчи предложил открыть кредитный отдел и предложить продажу в рассрочку, Крамер отказался и расторг их партнерство. Харрис Фрейман, отец Арчи, стал старшим новым партнером, и компания Canada House Furnishing Company была переименована в H. Freiman & Son. [ 11 ]
Став более уверенным в своей деловой хватке и заручившись поддержкой нового партнера, Арчи подписал годовой рекламный контракт стоимостью пятьдесят долларов. [ 12 ] В 1908 году компания H. Freiman & Son была расширена до адресов с 67 по 73 Ридо-стрит. В 1917 году была приобретена улица Ридо, 83. В том же году Арчи купил долю своего отца в бизнесе и, став единоличным владельцем, решил превратить бизнес в универмаг. После добавления отдельных отделов для мужчин и женщин в 1918 году магазин был переименован в универмаг Арчибальда Дж. Фреймана , а в 1923 году — в компанию AJ Freiman Limited. [ 13 ]
Благотворительность и филантропия
[ редактировать ]Успех в бизнесе никогда не был конечной целью жизни Фреймана. [ 14 ] Скорее, приняв близко к сердцу заповедь Талмуда «не отделять себя от общества», которую он усвоил в еврейской школе, Фрейман потратил значительное количество времени, энергии и денег на благотворительность и филантропию.
Первым делом, в которое внес свой вклад Фрейман, было строительство синагоги Адат Йешурун на авеню Кинг Эдвард в центре Оттавы на рубеже 20-го века. [ 15 ] В 1903 году он был избран президентом Конгрегации и занимал этот пост в течение следующих двадцати шести лет. [ 16 ] Он также был президентом еврейской общины Оттавы.
Помогая больным, Фрейман поддерживал протестантскую больницу Оттавы, протестантский дом для престарелых и дом Перли для неизлечимых. [ 17 ] Он помогал бедным, поддерживая Армию спасения, Институт Жана Д'Арка, различные еврейские благотворительные организации и Оттавский совет социальных программ. [ 18 ] Фрейман внес свой вклад в экономическую жизнь Канады, участвуя в работе Гражданского фонда Оттавы, Совета по торговле, Ассоциации розничных торговцев Канады и Выставки Центральной Канады. [ 19 ]
Выполняя свою роль в качестве члена Британской империи, Фрейман организовал в 1927 году празднование Бриллиантового юбилея Канадской Конфедерации. Во время войны он также оказывал свою поддержку: во время Первой мировой войны Фрейман предлагал свои услуги правительству, стал частью Комитета по займам победы и был вице-президентом Ассоциированных обществ помощи военным в Канаде. [ 20 ] Во время Второй мировой войны он был членом Национального комитета военных финансов. [ 21 ]
Фрейман также работал, чтобы помочь своим соотечественникам-евреям в Европе, пострадавшим от мировых войн, руководя Американским еврейским объединенным распределительным комитетом, который материально-технически обеспечивал перемещенных евреев во время и после Первой мировой войны. Во время Второй мировой войны он возглавлял Объединенный комитет еврейских беженцев Оттавы и проводил ежегодные кампании по сбору средств. [ 22 ]
сионизм
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Арчи Фрейман долгое время играл выдающуюся руководящую роль в канадском сионизме, начиная с двадцати одного года. [ 23 ] В декабре 1901 года Фрейман присутствовал на Втором съезде Федерации сионистских обществ в Монреале в качестве официального делегата, представляющего еврейскую общину Кингстона. [ 24 ] Там он был избран членом Сионистского национального совета.
В 1906 году Фрейман сменил Самуэля Бильского на посту президента Клуба Герцля и присутствовал на Пятом съезде Федерации сионистских обществ, проходившем в Торонто. К концу 1906 года он был председателем Оттавского сионистского общества. [ 25 ]
Фрейман присутствовал на Десятом сионистском съезде в Монреале в 1909 году и внес резолюцию в пользу покупки земли в Палестине, поскольку ему было поручено заранее изучить это предложение вместе с другими. В 1912 году Фрейман был председателем Двенадцатого сионистского съезда, проходившего в Оттаве, и был избран там вице-президентом Федерации сионистских обществ. [ 26 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Когда стал известен ущерб, нанесенный европейским евреям, идея создания Канадского еврейского альянса стала популярной. В сентябре 1915 года Фрейман внес резолюцию, «что Федерация сионистских обществ созовет конференцию канадских евреев, чтобы решить, какую позицию занять в отношении предлагаемого еврейского конгресса, который будет проведен в Соединенных Штатах, и что каждая канадская еврейская организация будет приглашена для участия в нем». Конференция». [ 27 ] Резолюция была принята, и 14 ноября 1915 года состоялась конференция, первое крупное собрание канадских евреев, под председательством Фреймана в качестве заместителя председателя. [ 28 ] Во время конференции Фрейман и Луис Фитч внесли единогласно одобренную резолюцию, призывающую к соблюдению прав евреев в Палестине и разрешению евреям осваивать эту землю «беспрепятственно». [ 29 ]
Межвоенные годы
[ редактировать ]На Шестнадцатом сионистском съезде в начале января 1919 года Кларенс Де Сола , тогдашний президент Федерации сионистских обществ Канады, ушел в отставку. [ 30 ] Для избрания его преемника был сформирован временный комитет под председательством Фреймана.
В декабре 1919 года Фрейман был избран исполнительным президентом Доминиона Кампании помощи на миллион долларов, организации, которая помогала евреям в Восточной Европе. [ 31 ] [ 32 ] В первый же год своего пребывания на посту президента Фрейман утроил сбор средств организации, достигнув 214 000 долларов. [ 33 ]
20 апреля 1920 года до Канады дошло известие о том, что Великобритания получила мандат на Палестину с «явным обязательством выполнять Декларацию Бальфура ». [ 34 ] Фрейман сказал:
Мы больше не являемся расой без страны; нас больше нельзя считать странниками по лицу Земли. Теперь мы — нация с национальным домом; та цель, к которой всегда стремились наши сердца, достигнута, и мы, евреи этого поколения, должны считать себя вдвойне счастливыми, что дожили до этого великого дня. Сегодняшнее мировое еврейство можно поистине сравнить с сильно потрепанным и потрепанным кораблем, который выдержал многовековой шторм, страдания и тревожные надежды, и теперь плывет в спокойные, спокойные воды порта приписки. [ 35 ]
В мае 1920 года Сионистский совет назначил Фреймана и еще пятерых человек для участия в Сионистской конференции в Лондоне. В октябре он был в составе группы канадских евреев, которые направили телеграмму премьер-министру Великобритании Ллойду Джорджу с призывом зафиксировать северные границы Палестины и сделать Декларацию Бальфура частью мандата для Палестины. [ 36 ]
На Семнадцатом сионистском съезде временный комитет, сформированный на предыдущем съезде, завершил свою работу, и Фрейман был выбран новым президентом организации. [ 37 ]
Первой серьезной задачей Фреймана на посту президента была реакция на «Белую книгу» — декларацию британского правительства, согласно которой предполагаемый размер еврейского государства сократился на две трети за счет исключения Трансиордании. Фрейман решил продолжать сохранять оптимизм, сосредоточив внимание на позитиве любого возвращения в Палестину, а не на негативе ограничительной Белой книги. [ 38 ] В своем новогоднем послании 1922 года Фрейман сказал:
Сегодня у нас есть та самая возможность, о которой молились наши отцы и предки почти 2000 лет. Если они жили надеждой на возвращение на Родину как миражом, идеалом, то мы живем возвращением как фактом, который должен быть осуществлен – если мы только захотим этого. Подумайте тогда, какая великолепная привилегия принадлежит нам сегодня. О, как бы мне хотелось, чтобы так думали каждый еврей и еврейка! [ 39 ]
Фрейман продолжил свой оптимизм на Девятнадцатом сионистском съезде в январе 1924 года и подверг критике Исраэля Зангвилла за его пессимизм. Фрейман также ясно дал понять, что пожертвований недостаточно, и наметил план расходов, который будет сосредоточен на покупке земли в Палестине. Пожертвования всегда должны были быть трудными. Кампания «Керен ха-Йесод» по сбору средств, основанная Фрейманом в сентябре 1924 года, [ 40 ] По оценкам 1920 года, к 1925 году можно собрать двадцать пять миллионов фунтов стерлингов, и к 1945 году эта цель не была достигнута даже наполовину. [ 41 ] [ 42 ] Фрейману приходилось иметь дело с канадскими евреями, прочно обосновавшимися в Канаде, которые не были заинтересованы в эмиграции в Палестину и колебались от крайнего оптимизма и пессимизма в отношении будущего сионизма. [ 43 ] Именно эту роль по сбору средств канадские евреи также были призваны внести в качестве своего вклада в мировой сионизм, и именно Фрейман должен был ее организовать. [ 44 ]
Настроение Фреймана поднялось, когда в 1927 году он впервые посетил Палестину в возрасте 47 лет. [ 45 ] Обсуждая свой опыт на предвыборном ужине Керен Ха-Йесод в марте 1927 года, он сказал:
Нигде в мире я не видел такого духа, гордости за то, что ты еврей, как в Палестине. [ 46 ]
Накануне двадцать первого сионистского съезда в Виннипеге оптимизм и президентство Фреймана подверглись самому суровому испытанию. В Оттаве находился Мендель Усишкин , президент Еврейского национального фонда в Иерусалиме. [ 47 ] Он предложил Фрейману сложное предложение — искупление Эмека Хефера, известного в Библии как Равнина Сарон. [ 48 ] Покупка обойдется в 1 000 000 долларов при цене 100 000 долларов в год с немедленной выплатой 300 000 долларов. [ 49 ] Однако в предыдущие годы канадские евреи вносили в Еврейский национальный фонд лишь 25 000 долларов в год. [ 50 ] Фрейман обдумывал этот вызов две недели, пока Усышкин был гостем в его доме в Оттаве. [ 51 ] Его Величество Кайзерман неделю гостил в доме Фреймана и позже рассказывал:
Летом 1927 года я провел неделю в летнем доме Фрейманов. Бессмертный Усышкин тоже был там с предложением канадскому еврейству купить Эмека Хефера. Фрейман сомневался, что канадское еврейство готово к такому великому предприятию. [ 52 ]
Фрейман подумывал об уходе в отставку вместо того, чтобы внести это предложение на съезд. [ 53 ] После дальнейших раздумий он передал обсуждение в Сионистский совет, где оно было успешно принято. На двадцать первом сионистском съезде, который состоится на следующей неделе, это предложение было выдвинуто после выступления Усышкина, который подробно остановился на еврейской истории приобретаемого региона. [ 54 ] Предложение было принято единогласно. В последовавшем сразу же ажиотаже участники съезда объявили о своих пожертвованиях на это дело: только А. А. Левин пообещал 25 000 долларов. [ 55 ] Когда Усишкин распространял информацию о Пятнадцатом Сионистском Конгрессе в Базеле, Швейцария, поздравительные послания были отправлены такими фигурами, как Наум Соколов , Лео Моцкин , Президиум Конгресса и доктор Хаим Вейцман . Еврейский национальный фонд вписал имя Канадской сионистской организации в свой четвертый юбилейный том «Золотой книги». [ 56 ] В 1932 году банковский кредит, необходимый для финансирования первоначального платежа в размере 300 000 долларов, был погашен. [ 57 ]
Следующий вызов Фрейману поступил в 1930 году, когда Британская королевская комиссия по расследованию, созданная для расследования жестоких арабских беспорядков в Палестине, пришла к выводу, что причиной была еврейская иммиграция и развитие. [ 58 ] После этого была опубликована Белая книга, ограничивающая еврейскую иммиграцию. Фрейман отреагировал с оптимизмом и предложил приложить больше усилий для того, чтобы поделиться еврейскими взглядами с британцами, поскольку он был убежден, что у них есть «врожденное чувство справедливости и честной игры», а недостаток информации был причиной их выводов. [ 59 ] Фрейман сказал:
Это правда, что наша задача аналогична задаче наших предков во времена фараона, когда им велели делать кирпичи без предоставления им соломы, поскольку нам велено построить национальный дом без иммиграции или права на приобретение земли. Но даже такие, казалось бы, непреодолимые трудности мы преодолеем. Еврейская воля никогда не колебалась, и поэтому, благодаря нашей настойчивости и помощи Божией, мы все же достигнем нашей цели. [ 60 ]
Нацизм и Вторая мировая война
[ редактировать ]Фрейман также поддерживал сионизм в своей личной борьбе с антисемитизмом. В 1930-х годах канадские нацистские и антисемитские группы начали усиливать проповеди дискриминации и бойкота еврейского бизнеса. [ 61 ] Еврейские лидеры были не в состоянии свернуть свои усилия, и когда в Монреале еврейский купец подал в суд на антисемитское издание за «личный вред и материальный ущерб из-за клеветы на евреев как народ», судья постановил, что до тех пор, пока еврей не будет выделен отдельно по имени, то ни один закон не был нарушен. [ 62 ] Именно в такой обстановке в 1935 году Фрейман стал мишенью антисемитской публикации, написанной Жаном Тиссо, детективом полицейского управления Оттавы. Фрейман подал в суд на Tissot за клевету и выиграл. [ 63 ]
В сентябре 1938 года, отвечая на обращение с евреями в Германии, Фрейман писал:
В этой битве между силами добра и зла мы, те, кто в прошлом давал миру объединяющий клич, должны сделать это снова. Мы были воспитаны на пророческих учениях о социальной справедливости и передали их человечеству ради его собственного спасения. Проблема сегодня ясна; должна преобладать либо диссонирующая какофония дьявольской музыки, либо ясный богоподобный голос свободы. [ 64 ]
В апреле 1939 года Фрейман объяснил свой ответ на обращение нацистов с евреями заявлением, что «единственное решение еврейских страданий - это сионизм. Сионизм - наш Мессия». [ 65 ]
В сентябре 1939 года до Оттавы дошло известие о вторжении Германии в Польшу. У Фреймана, услышав эту новость, случился сердечный приступ. После выздоровления он поделился своими мыслями, осудив нацистов как варварских и репрессивных разрушителей цивилизации и пообещав демократическим странам свою поддержку и поддержку канадских евреев. [ 66 ]
Несколько лет спустя, в 1941 году, Фрейман поделился оптимистическим взглядом на последствия войны для иудаизма, заявив, что, поскольку Декларация Бальфура была результатом Первой мировой войны, новая война «восстановит в нас наши человеческие ценности и реабилитирует нас как личностей и как народ». [ 67 ]
К 1943 году Канада и весь мир узнали об истреблении нацистами евреев в Европе, а Великобритания отреагировала, разрешив 30 000 еврейских иммигрантов в Палестину. Фрейман через Объединенный палестинский призыв начал сбор средств для финансирования эмиграции, призывая канадских евреев «внести свой вклад» в помощь европейским евреям. [ 68 ]
К сентябрю 1943 года Фрейман был уверен в окончательной победе союзных держав. [ 69 ] В своем новогоднем послании он сосредоточился на возможном восстановлении иудаизма, призывая к большему, чем просто «существование». Он объяснил, что евреи могут стать лучше, только живя «на своей земле, на своей земле, на земле своих отцов – в Эрец Исраэль». [ 70 ]
Последняя речь Фреймана о сионизме была зачитана вслух на Двадцать седьмом сионистском съезде в Монреале 30 января 1944 года, поскольку он был слишком болен, чтобы присутствовать на нем. Его заявление закончилось призывом к искуплению евреев:
Военным целям Организации Объединенных Наций соответствует то, что наши страдания и жертвы в эти последние годы должны быть признаны путем уравнивания нашего статуса со статусом любого другого народа, путем предоставления возможности восстановить Палестину как Еврейское Содружество в рамках рамках Британского Содружества Наций, тем самым гарантируя нам возможность жить как нормальные люди. Мир будет достигнут лишь в той мере, в какой мы, самые слабые из людей, встретим справедливость. [ 71 ]
Смерть
[ редактировать ]В воскресенье, 4 июня 1944 года, Фрейман и большая еврейская община Оттавы посетили синагогу Адат Йешурун, чтобы открыть табличку, посвященную памяти раввина Дж. Мирского. [ 72 ] Перед тем как представить таблетку, Фрейман произнес речь, начав с объяснения, что его врач посоветовал ему не приходить на прием. [ 73 ] После завершения посвящения он открыл скрижаль, сошел с кафедры и повернулся, чтобы посмотреть на витраж, посвященный его жене. Когда он вернулся к собранию и пропел поминальную молитву по погибшим, Эль Моле Рашамин, Фрейман резко упал. [ 74 ] Два присутствовавших врача немедленно пришли ему на помощь, и Кантор приказал прихожанам выйти на улицу, чтобы освободить место. Врачи не смогли помочь Фрейману, и около пяти часов утра ожидающим прихожанам было объявлено о его смерти. Ему было шестьдесят три года.
Похороны
[ редактировать ]Похороны Фреймана состоялись через два дня, 6 июня. На них присутствовал премьер-министр Уильям Лайон Маккензи Кинг, который был его личным другом. [ 75 ] Мэр Оттавы Стэнли Льюис, представители Бюро военной информации, судебной власти, «Молодой Иудеи» , Канадского еврейского конгресса, Гистадрута, Сионистской организации Америки, Красного Креста, ветеранов войны и почетного караула, состоящего из сорока военнослужащих ВВС. [ 76 ]
Раввин Фасман произнес панегирик:
Величие Арчибальда Якоба Фреймана не было заключено в башне из слоновой кости, не было воплощено в характере, который избегал реальности и играл идеями, далекими от человеческих дел. Люди любили его, потому что чувствовали, что вся его сила как личности проистекает из правильного понимания их повседневных проблем. Деловой человек, каким бы он ни был, он решал ситуации такими, какие они есть, а не такими, какими кто-то мог себе представить, что они должны быть ... Ни в одной стране мира сионизм не достиг столь высокого положения, как та высота, на которую его поднял Арчибальд Якоб Фрейман. Канада... Либо человек живет вечно, либо не живет вообще. Арчибальд Джейкоб Фрейман жил единственным способом жить – вечно! [ 77 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фиглер , с. 205.
- ^ Фиглер , с. 197.
- ^ Фиглер , с. 197.
- ^ Бильский , с. 26.
- ^ Бильский , с. 26.
- ^ Бильский , с. 26.
- ^ Бильский , с. 27.
- ^ Бильский , с. 27.
- ^ Фиглер , с. 199.
- ^ Бильский , с. 27.
- ^ Бильский , с. 27.
- ^ Фиглер , с. 198.
- ^ Фиглер , с. 199.
- ^ Фиглер , с. 199.
- ^ Бильский , с. 27.
- ^ Бильский , с. 28.
- ^ Фиглер , с. 200.
- ^ Фиглер , с. 200.
- ^ Фиглер , с. 200.
- ^ Фиглер , с. 201.
- ^ Фиглер , с. 201.
- ^ Фиглер , с. 201.
- ^ Азриэли , с. 52.
- ^ Фиглер , с. 202.
- ^ Фиглер , с. 203.
- ^ Фиглер , с. 204.
- ^ Фиглер , с. 205.
- ^ Фиглер , с. 205.
- ^ Фиглер , с. 205.
- ^ Азриэли , стр. 51.
- ^ Фиглер , с. 208.
- ^ Азриэли , с. 52.
- ^ Фиглер , с. 208.
- ^ Фиглер , с. 208.
- ^ Фиглер , с. 208.
- ^ Фиглер , с. 310.
- ^ Фиглер , с. 210.
- ^ Фиглер , с. 217.
- ^ Фиглер , с. 217.
- ^ Азриэли , с. 246.
- ^ Фиглер , с. 218.
- ^ Фиглер , с. 225.
- ^ Фиглер , с. 225-226.
- ^ Тульчинский , с.332.
- ^ Фиглер , с. 227.
- ^ Фиглер , с. 228.
- ^ Фиглер , с. 228.
- ^ Фиглер , с. 228.
- ^ Фиглер , с. 229.
- ^ Азриэли , с. 60.
- ^ Фиглер , с. 229.
- ^ Фиглер , с. 229.
- ^ Фиглер , с. 230.
- ^ Фиглер , с. 231.
- ^ Фиглер , с. 232.
- ^ Фиглер , с. 233.
- ^ Фиглер , с. 254.
- ^ Фиглер , с. 238.
- ^ Фиглер , с. 239.
- ^ Фиглер , с. 254.
- ^ Фиглер , с. 261-262.
- ^ Фиглер , с. 262.
- ^ Фиглер , с. 263.
- ^ Фиглер , с. 271.
- ^ Фиглер , с. 272-273.
- ^ Фиглер , с. 272-273
- ^ Фиглер , с. 279.
- ^ Фиглер , с. 284.
- ^ Фиглер , с. 287.
- ^ Фиглер , с. 288.
- ^ Фиглер , с. 289.
- ^ Фиглер , с. 290.
- ^ Фиглер , с. 291.
- ^ Фиглер , с. 291.
- ^ Абелла , с. 207.
- ^ Фиглер , с. 292.
- ^ Фиглер , с. 292-301.
Библиография
[ редактировать ]- Абелла, Ирвинг (1990). Разноцветное пальто: два столетия еврейской жизни в Канаде . Торонто: ISBN Lester & Orpen Dennys Ltd. 0-88619-263-3 .
- Азриэли, Дэвид Дж. (2008). Возрождение факела: история канадского сионизма . Key Porter Books Ltd. Торонто: ISBN 978-1-55263-977-1 .
- Бильский, Анна (2009). Общая нить: история евреев Оттавы . Ренфрю, Онтарио: Издательство универсального магазина. ISBN 978-1-897508-46-6 .
- Фиглер, Бернард (1962). Лилиан и Арчи Фрейман: Биографии . Монреаль: Северная полиграфическая и литографическая компания.
- Тульчинский, Джеральд (2008). Евреи Канады: путешествие народа . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-9386-8 .