Наги Видиши
Династия Нагов ( IAST : Nāga) Видиши в центральной Индии известна из Пуран и, вероятно, правила в первом веке до нашей эры. Никаких надписей династии обнаружено не было. Историк К. П. Джаясвал отнес некоторые монеты, выпущенные правителями Датты Матхуры , этой династии, но более поздние историки оспорили его теорию.
Правители
[ редактировать ]Наги, вероятно, правили Видишей в первом веке до нашей эры. [ 1 ]
Согласно Пуранам , Вайдишей (царством Видиши) правили следующие цари нагов: [ 2 ] [ 3 ]
- Бхоги псевдоним Бхогин
- Говорят, что он завоевал города своих врагов и возвысил свою семью.
- Сада-чандра, псевдоним Чандрамша (Чандрамша) или Вама-чандра (Рама-чандра в Вишну-пуране) [ 4 ] )
- Его описывают как второго Накхаванта (по одной из теорий, это слово является разновидностью слова «Накхапана» и относится к кшатрапы правителю Нахапане). [ 5 ] )
- Дхана-дхарма (также Дхана-дхарман или Дхана-варма)
- Они всегда были
- Бхути-нанда
В Пуранах упоминается царь нагов Шеша («Шеша Нагараджа») как отец Бхоги, но историк А.С. Алтекар предположил, что Шеша — мифическая фигура (см. Шеша и Нагараджа ), поскольку Пураны явно описывают Вангару как четвертого царя династии (если Шеша был историческим царем, Вангара станет пятым царем). [ 2 ]
После упоминания этих царей Видиши Пураны ссылаются на царя Шишу-нанди (Шишунанди) и его потомков, правивших после упадка династии Шунга . [ 5 ] Согласно одной из интерпретаций, Шишунанди и его преемники, в число которых входили Нанди-яши (Нандиясы) и Шишука (Шишука), были царями нагов Видиши. [ 6 ]
Монеты
[ редактировать ]Никаких надписей династии обнаружено не было. [ 7 ] Несколько монет, выпущенных царями, имена которых заканчиваются на «-датта», были обнаружены в Матхуре и соседних с ней местах. В число этих царей входят Шеша-датта, Рама-датта, Шишу-чандра-датта, Шива-датта, Пуруша-датта, Уттама-датта, Кама-датта и Бхава-датта. Эти короли обычно идентифицируются как члены отдельной династии Датта . Однако историк К. П. Джаясвал предположил, что эти цари на самом деле были нагами-правителями Видиши: он отождествлял Шеша-Нагараджа с Шеша-даттой, Рама-чандру с Рама-даттой и Шишу-нанди с Шишу-чандра-даттой. [ 8 ] Джаясвал утверждал, что эти монеты были найдены в Матхуре, потому что этот город с древних времен был крупным рынком монет. [ 2 ] Он также прочитал суффикс, упомянутый на монетах, как «-дата» («даритель») вместо «-датта» и утверждал, что «Рама-датта» следует читать как «Рама, знаменитый даритель». [ 8 ] Джаясвал далее утверждал, что Пураны описывают царей-нагов Видиши как « вриша » ( IAST : vṛṣa , «бык»), и что символ Нанди быка Шивы ) появляется на монетах Матхуры. [ 4 ]
Историк А.С. Альтекар оспорил теорию Джаясвала, основываясь на нескольких аргументах:
- Монеты, подобные найденным в Матхуре, в Видише не были обнаружены. [ 8 ]
- Во время раскопок под руководством Д. Р. Бхандаркара на стоянке Беснагар в Видише были обнаружены пять монет более поздних правителей нагов Бхима-нага и Ганапати-нага. Эти монеты меньше по размеру по сравнению с монетами Матхуры царей Датты, но к имени царя обязательно добавляется «-нага». С другой стороны, на более крупных монетах Матхуры достаточно места для включения суффикса «-нага», но ни одна из них этого не делает. [ 8 ]
- Никакие исторические надписи или тексты не добавляют к имени короля суффикс «-данные», указывающий на то, что он был знаменитым дарителем. [ 9 ]
- Лишь в некоторых рукописях Ваю-пураны цари-наги Видиши описываются как « вриши »: в других рукописях вместо этого используется слово «нрипа» ( IAST : nṛpa , «царь»). В некоторых рукописях слово « Вриша » кажется ошибкой переписчика. [ 4 ]
- Символ быка присутствует не на всех монетах Матхуры: он присутствует только на одной разновидности монет, выпущенных Рамадаттой. [ 4 ]
- Волнистые или прямые линии, появляющиеся на монетах Матхуры, не могут быть интерпретированы как символ наги (змеи): они представляют собой другие объекты, например дерево, или используются в декоративных целях. Более того, на монетах правителей, признанных нагами, таких как наги Падмавати, не встречается никакого символа змеи. [ 10 ]
- Если бы цари «Датта» Матхуры были царями нагов Видиши, они бы упоминались в Пуранах. Однако Джаясвал мог отождествить только некоторых царей Датта с царями-нагами из Пуран, и то после того, как «взял на себя значительную вольность» с их именами. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ПК Каул 2008 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с Р.К. Шарма 2001 , с. 144.
- ^ Васудев Шаран Агравал 1963 , с. 377.
- ^ Jump up to: а б с д Р.К. Шарма 2001 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Аджай Митра Шастри 1992 , стр. 23.
- ^ РК Шарма 2001 , стр. 144–145.
- ^ РК Шарма 2001 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б с д Р.К. Шарма 2001 , с. 145.
- ^ РК Шарма 2001 , стр. 145–146.
- ^ РК Шарма 2001 , с. 147.
- ^ РК Шарма 2001 , стр. 147–148.
Библиография
[ редактировать ]- Аджай Митра Шастри (1997). Вакатаки: источники и история . Ариец. ISBN 978-81-7305-123-4 .
- Аджай Митра Шастри (1992). Эпоха Вакатаков . Харман. ISBN 978-81-85151-51-9 .
- ПК Каул (2008). Культ нагов и деревянное искусство в Индии . Восточные книжные переплетчики. ISBN 9788178541389 . OCLC 825736302 .
- Р.К. Шарма (2001). «Древняя история племени нагов Центральной Индии » В А.А. Аббаси (ред.). Размеры человеческих культур в Центральной Индии: Том поздравлений профессора С.К. Тивари . Саруп и сыновья. ISBN 978-81-7625-186-0 .
- Васудев Шаран Агравал (1963). Матсья-Пурана: Исследование . Всеиндийский Кашираджский трест. OCLC 961467 .