Отбор на основе квалификации
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2024 г. ) |
Отбор на основе квалификации ( QBS ) — это процесс закупок, установленный Конгрессом США в рамках Закона Брукса. [ 1 ] и получил дальнейшее развитие как процесс, который государственные учреждения могут использовать для выбора архитектурных и инженерных услуг для проектов общественного строительства. Это конкурентный процесс закупок по контракту, при котором консалтинговые фирмы представляют квалификацию закупающей организации (владельцу), которая оценивает и выбирает наиболее квалифицированную фирму, а затем согласовывает объем работ по проекту, график, бюджет и гонорар консультанта.
Важно отметить, что при закупках QBS стоимость работы (цена) не учитывается при первоначальном выборе лучшего или наиболее подходящего поставщика необходимых профессиональных услуг. Однако стоимость услуг будет обсуждаться после отбора и до заключения контракта.
Многие штаты США приняли свои собственные версии Закона Брукса , обычно называемые «Законами Литтла Брукса» или «Законами мини-Брукса». Например, Грузия приняла QBS в соответствии с законодательством штата. [ 2 ] Практическое применение в государственных строительных закупках Грузии расширило использование QBS на несколько областей профессиональных строительных услуг, помимо архитектуры, инженерного дела, землеустройства и ландшафтной архитектуры. Эти области включают управление проектами и программами, управление строительством с риском (CM/GC), проектирование-строительство и ввод здания в эксплуатацию. Другие государства приняли различные интерпретации.
Государственные собственники разработали политику и процедуры отбора на основе квалификации для управления закупками, в которых цена не является определяющим фактором при отборе. Цена будет учитываться в рамках QBS, но не для целей определения государственным собственником наиболее подходящего и квалифицированного поставщика строительных услуг.
Импульс QBS
[ редактировать ]Отбор на основе квалификации был разработан потому, что у государственных собственников не было инструментов закупок услуг, для которых ценовая конкуренция не имела смысла. Например, творческие услуги не могут быть справедливо оценены до начала творческого процесса. Архитектор вряд ли сможет «жестко предложить» (представить твердую цену) на проект, если часть затрат архитектурной фирмы (и, следовательно, ее потребности в компенсации) будет определена позже, в процессе выяснения потребностей и намерений владельца.
Кроме того, минимальная стоимость широко признана наихудшим критерием выбора услуг, когда требуется качество и профессиональный творческий подход. Часто приводимая удачная аналогия за пределами строительной сферы касается сферы медицинского обслуживания: никто добровольно не выбирает хирурга, основываясь на его готовности выполнить операцию с наименьшими затратами.
В то время как частные собственники могут руководствоваться здравым смыслом при закупке услуг на основе оценки источников наибольшей ценности, государственные собственники, находящиеся под политическим контролем, вынуждены соблюдать предполагаемую объективность выбора, основанного на самой низкой цене, даже если реалистичная цена не может быть установлена. быть определена. Такие ситуации привели к непредвиденным последствиям , включая плохое обслуживание и качество, чрезмерные и дорогостоящие заказы на изменение, а также судебные разбирательства по поводу споров.
Адаптируясь к политической реальности, известным злоупотреблениям, ограниченным бюджетам и растущим ожиданиям со стороны налогоплательщиков в отношении качества и честности, государственный владелец разработал процедуры отбора, сознательно направленные на повышение вероятности получения стоимости, одновременно защищая от несправедливости и злоупотреблений.
Решающее значение для QBS имеет методология и документация, которые владелец публичного акционерного капитала использует для обеспечения конкуренции без учета цены. Важным элементом является использование отборочной комиссии, состоящей из нескольких знающих людей, обладающих бесспорной честностью, для проведения оценок. Владелец поручает отборочной комиссии объективно оценить квалификацию и, зачастую, идеи реализации проекта, предлагаемые конкурирующими фирмами.
Типичный процесс QBS
[ редактировать ]В рамках QBS владелец будет публично рекламировать проект и подробно описывать его в опубликованном «Запросе на квалификацию» (RFQ). В запросе предложений должны быть четко указаны критерии отбора, чтобы фирмы могли оценить вероятность того, что они будут выбраны. Владелец предложит фирмам представить свою квалификацию на оценку отборочной комиссии, которая затем должна будет ранжировать фирмы, используя опубликованные критерии отбора при проведении оценок.
Обычно первоначальная оценка заявок на квалификацию приводит к составлению короткого списка из трех-пяти фирм, которые, по мнению отборочной комиссии, обладают достаточной квалификацией для выполнения данной работы. Посредством дополнительного « Запроса предложений » (RFP) этим фирмам, включенным в короткий список, может быть предложено представить более подробные идеи о конкретном рассматриваемом проекте. Отборочная комиссия также оценивает ответы на запрос предложений и часто приглашает фирмы пройти личное собеседование.
В конечном итоге отборочная комиссия предоставит владельцу окончательный рейтинг фирм, вошедших в шорт-лист. Затем владелец приглашал ведущую фирму вступить в переговоры по установлению компенсации и других условий контракта. Если переговоры не увенчались успехом и стороны не могут прийти к соглашению о контракте, владелец уволит фирму, занимающую первое место, и пригласит к переговорам фирму, занимающую второе место, и так до тех пор, пока контракт не будет заключен.
Электронный процесс подачи
[ редактировать ]До недавнего времени оценка заявок на квалификацию осуществлялась полностью вручную. Это означало, что каждая фирма, подающая заявки на конкретные проекты, обычно должна была включать несколько копий запрошенных материалов для каждого члена отборочной комиссии, а также копию, которая оставалась в архиве агентства. С выпуском стандартной формы GSA (SF) 330 в 2004 году агентства теперь имеют возможность требовать, чтобы подача была выполнена в полностью безбумажной среде с использованием процесса электронной подачи (ESP). Помимо простой системы управления документами, настоящий ESP будет извлекать важную информацию из представленных материалов, вести списки проектов и конкретные критерии оценки, а также предоставлять комитетам инструменты для объективного сравнения, оценки и эффективного ранжирования фирм.