Предыстория Квебека
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( май 2018 г. ) |
Люди населяли Квебек на протяжении 11 000 лет, начиная с обезледеневших территорий долины реки Св. Лаврентия и заканчивая частями Канадского щита после того, как ледники отступили 5 000 лет назад. В Квебеке почти повсеместно кислые почвы, которые разрушают кости и многие другие следы человеческой деятельности, что усложняет археологические исследования и развитие в некоторых частях южного Квебека. Серьезные археологические исследования начались только в 1960-х годах, и большая часть провинции остается плохо исследованной.
Южный Квебек находился под влиянием индийских культур, тесно связанных с Онтарио, Нью-Йорком, Новой Англией и Ньюфаундлендом, тогда как северный Квебек находится под влиянием инуитов.
Палеоиндийский период (9000–5000 до н.э.)
[ редактировать ]Остатки культуры Кловиса были обнаружены в Онтарио, Нью-Йорке и Вермонте, но не в Квебеке. В конце плейстоцена Квебек все еще был покрыт ледниками и морем Шамплен . Культуры Плано лучше засвидетельствованы: их памятники расположены на полуострове Гаспе и некоторых верхних островах Св. Лаврентия. Каменные отщепы и необработанные инструменты засоряют горнодобывающий участок в Гаспе. В результате раскопок были обнаружены молотковые камни, желваки железного пирита, скребки и ножи. Пиритовые конкреции имели следы использования в качестве разжигателей огня: их ударяли о кремень, чтобы образовались искры. Плано-палеоиндейцы, вероятно, охотились на карибу из-за субарктического климата региона. [1]
Архаический период (5000–1000 гг. До н.э.)
[ редактировать ]Три основные архаические культуры населяли Квебек и взаимодействовали. Археологи в 1970-х годах предположили, что Лаврентийская и Приморская культуры, возможно, произошли от культуры Хлодвига и, по-видимому, имели ориентацию на море. Третья группа, культура Щита, возможно, произошла от групп Плано и заняла земли, оставшиеся открытыми из-за отступающих ледников.
Лаврентийская культура
[ редактировать ]Раскопки лаврентианских захоронений в Квебеке и Нью-Йорке позволяют предположить, что культура просуществовала 4000 лет. Человеческие останки обнаруживают артрит, переломы костей и, в частности, заболевание десен и отсутствие зубов, что свидетельствует о грубом питании. На некоторых телах имелись признаки насильственной смерти, в том числе обезглавленные скелеты, сломанные черепа и снаряды, застрявшие в ребрах. В одном месте в Нью-Йорке даже находился скелет со следами операции по удалению острия снаряда из черепа. Археологи установили сезонный график рыбалки, сбора ягод, орехов, ловли странствующих голубей и охоты на оленей, лосей, бобров и медведей, а также сбора моллюсков. Очень мало остатков лаврентийских зимних построек, а кислая почва уничтожила остатки временных летних стоянок.
При вспашке часто обнаруживаются останки Лаврентия. В реке Оттава были обнаружены два рыбацких лагеря и кладбища, датированные 3300 г. до н.э. и 2750 г. до н.э. Из-за наличия в этом районе известняка почвенная кислота была нейтрализована, что позволило сохранить кости, а также птичью костную флейту, топоры, рыболовные крючки, гири атл-атл, сверла, ножи и скребки. О торговых отношениях с жителями Щита вблизи месторождений самородной меди на озере Верхнем свидетельствуют многочисленные отщепы меди на лаврентийских стоянках из самородков. [2]
Щитовая культура
[ редактировать ]Из-за кислой почвы почти не осталось каких-либо физических артефактов или костей от народов Щита, за исключением растрескавшихся в огне камней и каменных орудий. Однако археологи определили рацион рыбы и карибу: карибу охотятся в узких местах рек, где животные переходят воду вброд. Щитовые люди, вероятно, использовали каноэ из бересты, чтобы пересекать озера летом, и на снегоступах зимой и, возможно, были предками кри , оджибве и монтанье . Щитовые люди на севере имели больше связей с палеоэскимосами, хотя они и занимали часть озера Сент-Джон одновременно с приморскими индейцами. Помимо торговли медью, есть свидетельства торговли кремнем из кремневых отщепов в Нью-Йорке, доставленных в северный Квебек. [3]
Морская культура
[ редактировать ]Приморские народы занимали долину реки Св. Лаврентия и, возможно, простирались на восток до доисторических времен Ньюфаундленда и Лабрадора . Повышение уровня моря в голоцене затопило прибрежные остатки культуры Кловис в Новой Англии и Квебеке. Скелетные останки из Ньюфаундленда позволяют предположить высокую детскую смертность и грубую диету, приводящую к кариесу десен и потере зубов. Невысокие курганы из песка и булыжника были найдены на северо-востоке Квебека на берегу залива Святого Лаврентия недалеко от Лабрадора. Кислая почва разрушила кости на этих участках, но в одном кургане в Лабрадоре был обнаружен 12-летний ребенок, похороненный лицом вниз с могильными подношениями, такими как графитовые камни для рисования, пестик из рога, наконечники снарядов, ножи и самый старый в мире гарпун с переключателем. Сохранившиеся обугленные кости и находка гарпуна-рычага позволяют предположить, что охота скорее идет на моржей, чем на ловлю мойвы и лосося. Приморские индейцы, возможно, периодически поедали выброшенных на мель китов. [4]
Кварцит Рама из Лабрадора продавался приморским народам на реке Св. Лаврентия и на юге, вплоть до штата Мэн и Фортов. Леннокс на реке Ришелье . Остается много исследовательских вопросов о морской культуре, включая ее отношения с соседними культурами, степень контактов с лаврентийскими народами в Труа-Ривьер и стали ли эти группы алгонкинами .
Палеоэскимосская и эскимосская культуры Туле
[ редактировать ]Палеоэскимосы быстро распространились от Аляски до северного Квебека примерно 4000 лет назад и оккупировали побережье в течение 3500 лет. Они достигли Пост-де-ла-Бален к 1500 г. до н.э. и залива Гамильтон в Лабрадоре к 1800 г. до н.э. На этих участках обнаружены остатки круглых колец для палаток и крупные залежи костей морских млекопитающих, но очень мало физических останков внутреннего оленя. Некоторые места датируются по высоте, причем самые старые места находятся на самых высоких точках из-за изостатического отскока после исчезновения ледников. В результате Пост-де-ла-Бален находится на высоте 69 метров над уровнем моря.
Палеоэскимосы в Квебеке превратились в культуру Дорсета, воспользовавшись теплым периодом между 850 г. до н.э. и 350 г. н.э. Дома периода Дорсета больше по размеру и, возможно, в них жили большие семьи. Жители Дорсета продолжили палеоэскимосские традиции, такие как использование переключаемых гарпунов, и держали небольшую породу собак. Помимо тюленей и моржей, они охотились на белух, белых медведей, карибу, птиц и лисиц. Народы Дорсета вырезали из небольших кусочков слоновой кости фигуры животных и людей. [5]
Люди Туле постепенно вытесняли группы Дорсета, хотя они пересекались в одном и том же регионе. Народы Туле добывали большое количество пищи из океана путем китобойного промысла и оккупировали побережье от залива Джеймса до Лабрадора . Расширение морского льда и нападения Монтанье и Микмака заставили их отказаться от китобойного промысла и отступить в северный Лабрадор примерно во время контакта с европейцами. В период китобойного промысла Тулес построил большие зимние деревни с частично подземными домами, построенными из китовых ребер и челюстей, поддерживающих дерновые крыши. В отличие от палеоэскимосов, Тулесы использовали валуны для строительства домов и предпочитали сланцевые орудия каменным орудиям. [6]
Лесной период (1000 г. до н.э. – контакты с европейцами)
[ редактировать ]Лесной период в Квебеке начинается с появлением керамики. Лаврентийские народы были одними из первых, кто освоил гончарное дело и перешел в археологических данных к более продвинутым технологиям. Керамика распространена на западной окраине Канадского щита, в восточных поселках и в верховьях реки Святого Лаврентия, но ее мало или вообще нет вблизи Персидского залива. Археологи в Квебеке изо всех сил пытались разобраться в керамических артефактах, которые сложнее интерпретировать, чем в соседних регионах (Ньюфаундленд никогда не использовал керамику, и она встречается лишь изредка в Лабрадоре). Например, народы Щита в западной части Квебека использовали керамику, а группы Щита дальше на север и восток - нет. В результате археологи делят лесной период Квебека на Начальный лесной массив с 1000 г. до н.э. по 1000 г. н.э. и Конечный лесной массив, который относится к ирокезам Монтанье и Св. Лаврентия. [7]
Луговая культура
[ редактировать ]Культура лугового леса засвидетельствована погребениями в Квебеке, Вермонте и Нью-Йорке и, вероятно, произошла от лаврентийских народов. Похороны сопровождались кремацией, а умерших окружали медными и каменными безделушками. В этот период появились плохо изученные резные сланцевые птицы, а луки и стрелы постепенно заменили атл-атлс. Также были обнаружены охра, лимонит и графит, которые, возможно, использовались для окраски тела. Останки пресноводных моллюсков, лосей, черепах, бобров и черных медведей были найдены в сильно разрушенном эрозией кемпинге Медовуд в Труа-Ривьер. [8]
Культура полуострова Пойнт
[ редактировать ]Участки полуострова Пойнт разбросаны по всему острову Святого Лаврентия, но часто не подвергались тщательным исследованиям. Керамика изготавливалась с воротниками и штампованными знаками с множеством различных рисунков. На одном месте была обнаружена сгоревшая и закопанная корзина для кос, которая осталась целой. Археологи обнаружили несколько гарпунов, каменные грузила для сетей и костяные рыболовные крючки. Жители полуострова Пойнт коптили самые разные растения в лечебных целях и сжигали кору боярышника, чтобы заманить оленей и шерстистый тысячелистник во время церемоний. [9]
Лавровая культура
[ редактировать ]Народы лавра, люди щитовой архаики, перенявшие гончарное дело, проживали на севере Онтарио, на большей части Манитобы и в некоторых частях Саскачевана. Никаких костяных орудий не осталось, хотя каменные орудия указывают на аналогичный образ жизни, основанный на озере. Народы лавра в основном известны своей керамикой, привезенной с юга, но сильно отличающейся по стилю, поскольку шнур никогда не использовался для обозначения глины. [10]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Райт, СП (1979). Предыстория Квебека . ТД Лучшая полиграфическая компания, ООО ISBN 9780442298319 . OCLC 654346642 .