Синий плащ
«Синий плащ» , или De Blauwe Huik , отсылает к старой концепции популярной серии гравюр XVI века, в которой представлены фламандские пословицы. На гравюрах обычно были подписи в соответствии с каждой изображенной пословицей, и центральной частью них была женщина, натягивающая плащ на мужчину. Эта пословица также занимает центральное место в картине Питера Брейгеля Старшего «Нидерландские пословицы», написанной году в 1559 .
В печатных вариантах центральную роль играет синий плащ или хуик:
-
Хогенберг, 1558 г.
-
Доэтекум, 1577 г.
-
Галле, 1571–1633 гг.
Более поздние версии: Художник Давид Тенирс Младший , женившийся на внучке Брейгеля, также написал в 1645 году картину со своей современной интерпретацией тех же пословиц, которые также окружают центральную сцену «Синего плаща»:
Значение
[ редактировать ]Центральная фигура — женщина, натягивающая на мужа синий плащ. Она буквально пускает пыль ему в глаза. Этот поступок является метафорой измены, явно измены женщины, а плащ - лживым «прикрытием», помогающим мужу «не видеть этого», на что указывает и другая пословица или выражение на гравюре Галле, изображающее мужчину. с пальцами перед глазами с замечанием «Dese siet Door de vingeren» (английский: Этот действует слепо, но «смотрит сквозь пальцы»).
-
Брейгель
-
Хогенберг
-
Галле
Цвет плаща
[ редактировать ]Плащ назывался «хуйк» (huik на современном голландском языке), и это была черная одежда, которую, начиная с 16 века, носили женщины из высшего сословия, когда они выходили за пределы дома. Неизвестно, почему в пословице играет роль синий цвет хуика. То, что хуик должен был быть синим, подчеркивалось не только общим названием, но и использованием черного хуика в других местах картины. Этот вторичный облик хуика также можно увидеть на гравюрах Хогенберга и Галле, хотя он не играет центральной роли.