Миннесотский протокол
Миннесотский протокол о расследовании потенциально противоправных смертей (2016 г.) представляет собой набор международных руководящих принципов по расследованию подозрительных смертей, особенно тех, в которых предполагается ответственность государства (либо в результате действия, либо бездействия).
Первоначальная версия Протокола, выпущенная в 1991 году, называлась « Руководство по эффективному предотвращению и расследованию внезаконных, произвольных и суммарных казней» . Он был разработан для поддержки реализации Принципов ООН по эффективному предотвращению и расследованию внезаконных, произвольных и суммарных казней, которые были одобрены Организацией Объединенных Наций в 1989 году. [1] Руководство стало известно как Миннесотский протокол из-за центральной роли, которую в его разработке сыграл Международный комитет юристов Миннесоты. Использование термина «Протокол» отражает судебно-медицинский элемент документа, а не его правовой статус. В 2016 году, после двухлетнего процесса пересмотра, новая версия Миннесотского протокола была доработана международной группой экспертов, созванной Специальным докладчиком ООН по вопросу о внесудебных, суммарных и произвольных казнях, а также Управлением Верховного комиссара ООН по делам ООН. Права человека (УВКПЧ). [2] Пересмотренная версия была опубликована УВКПЧ в 2017 году.
Фон
[ редактировать ]Первоначальный Миннесотский протокол был задуман как технический документ, призванный оказать практическую помощь тем, кто расследует подозрительные смерти. Столкнувшись с вопросом о том, как бороться с политическими убийствами в середине 1980-х годов, различные группы гражданского общества пришли к выводу, что методы уголовного расследования являются очевидной отправной точкой. [3] В 1984 году Amnesty International провела собственное исследование того, как различные государства относятся к вскрытиям произвольных убийств. Дэвид Вайсбродт , профессор Университета Миннесоты, проводил творческий отпуск в юридическом отделе Amnesty International в 1982–1983 годах, когда возникла идея создания Руководства. [4]
Необходимость в каком-то стандарте была подчеркнута убийством Бениньо Акино-младшего в августе 1983 года. Несмотря на публичные заявления о намерениях, правительство Филиппин не провело адекватного расследования. Однако, как впоследствии заметила Энн Мари Кларк: «В то время не существовало международно-стандартизированных процедур расследования смертей. Таким образом, не было внешней нормы, которую можно было бы использовать в качестве основы для критики, когда правительства не смогли провести надлежащее расследование политических убийств в таком случае, как смерть Акино». [5]
В конечном итоге Протокол был подготовлен группой юридических и судебно-медицинских экспертов, деятельность которых координировала Комитет международных юристов Миннесоты по правам человека (ныне «Защитники прав человека»), в сотрудничестве с Программой по науке и правам человека Американской ассоциации содействия развитию науки. . [6]
В нескольких резолюциях Комиссия ООН по правам человека поручила УВКПЧ обновить Протокол. Эти резолюции позже были процитированы Советом по правам человека в резолюциях по судебной генетике и правам человека. [7]
В 2014 году специальный докладчик по вопросу о суммарных казнях Кристоф Хейнс начал процесс консультаций с соответствующими экспертами и в сотрудничестве с УВКПЧ и УНП ООН собрал большую группу, которая в конечном итоге примет участие в пересмотре Миннесотского протокола. В 2015 году в своем докладе Генеральной Ассамблее он отметил, что «степень постоянного использования Руководства в международной юриспруденции и национальными юридическими лицами подчеркивает необходимость того, чтобы документ был актуальным и всеобъемлющим. Следует ожидать, что, если документ будет более современным, он будет чаще и легче служить руководством». [8]
В 2016 году две рабочие группы и большая международная консультативная группа провели пересмотр, в том числе с учетом двух консультаций с заинтересованными сторонами. Как и в случае с оригинальной версией, авторитетность документа зависела от опыта этих редакционных и рецензирующих групп. Некоторые люди участвовали в процессах разработки как первоначального, так и пересмотренного текстов. [9] Окончательный документ был представлен УВКПЧ в июле 2016 года и опубликован в мае 2017 года. [10]
Использование протокола
[ редактировать ]Объявляя об этом, Верховный комиссар ООН по правам человека подчеркнул, что «надлежащее расследование подозрительных смертей является неотъемлемой частью защиты права на жизнь». [11]
Региональные суды по правам человека ссылались на Руководство при вынесении выводов о неадекватности расследований подозрительных смертей. [12] Национальные суды сделали то же самое, устанавливая руководящие принципы расследования убийств, совершенных полицией. [13] Международный комитет Красного Креста (МККК) опирался на «Принципы» и «Руководство» в своем «Исследовании обычного международного гуманитарного права: вклад в понимание и уважение верховенства права в вооруженных конфликтах» (2005 г.) и в своем «Руководстве по расследованию Смерти в заключении (2013).
Миннесотский протокол часто объединяют с другим документом, преследующим аналогичную медико-правовую и правозащитную цель, — Стамбульским протоколом , который направлен на документирование пыток. В своем докладе Генеральной Ассамблее ООН в 2014 году Специальный докладчик по вопросу о пытках Хуан Э. Мендес призвал использовать оба документа при проведении судебно-медицинских вскрытий и подчеркнул пробелы в потенциале судебно-медицинских служб, которые способствуют отсутствию ответственности за серьезные нарушения прав человека. нарушения. [14]
Область использования
[ редактировать ]Миннесотский протокол направлен на защиту права на жизнь путем содействия эффективному расследованию потенциально противоправных смертей или предполагаемых насильственных исчезновений. Он устанавливает общие стандартыэффективность и общий набор принципов и руководящих указаний для государств, а также для учреждений и отдельных лиц, которые играют роль в расследованиях. [15]
Миннесотский протокол применяется к расследованиям всех «потенциально незаконных смертей». В первую очередь это касается ситуаций, когда:
- смерть могла быть вызвана действиями или бездействием государства, его органов или агентов или может иным образом быть отнесена на счет государства в нарушение его обязанности уважать право на жизнь;
- смерть наступила, когда лицо было задержано или находилось под стражей государством, его органами или агентами; или
- смерть наступила в случае, когда государство могло не выполнить свои обязательства по защите жизни. [16]
Протокол ясно дает понять, что защита права на жизнь означает предотвращение произвольного лишения жизни, но также требует ответственности за произвольное лишение жизни, когда бы оно ни происходило. Таким образом, в дополнение к своим обязанностям уважать и защищать право на жизнь, государства должны также расследовать потенциально незаконную смерть, обеспечивать подотчетность и устранять нарушения. Протокол гласит:
Обязанность проводить расследование является важной частью защиты права на жизнь. […] Если в ходе расследования выявляются доказательства того, что смерть наступила незаконно, государство должно обеспечить, чтобы выявленные виновные были привлечены к ответственности и, при необходимости, наказаны в судебном порядке. […] Несоблюдение обязанности проводить расследование является нарушением права на жизнь. Расследования и судебное преследование необходимы для предотвращения будущих нарушений и содействия ответственности, справедливости, права на средства правовой защиты и установления истины, а также верховенства закона. [17]
Помимо сферы действия, Протокол также четко устанавливает «причину» обязанности государства провести расследование, а именно, когда оно знает или должно было знать о любой потенциально незаконной смерти, в том числе когда выдвигаются обоснованные обвинения в потенциально незаконной смерти. [18] Как уточняется в Протоколе, сюда входят все случаи, когда государство стало причиной смерти или когда утверждается или подозревается, что государство стало причиной смерти (например, когда сотрудники правоохранительных органов применили силу, которая могла способствовать смерти) или когда Государство не проявило должной осмотрительности для предотвращения смерти от рук третьего лица. Во всех случаях, за исключением ведения боевых действий во время вооруженного конфликта, эта обязанность существует независимо от того, подозревается или утверждается, что смерть была противоправной. [19]
В Протоколе особое внимание уделяется обязанности проводить расследование во время ведения военных действий, что в нем подчеркивается как контекст, который может создавать практические трудности для применения большей части содержания Протокола. Все предполагаемые военные преступления должны быть расследованы. Но в Протоколе также подчеркивается, что в тех случаях, когда во время ведения боевых действий выясняется, что в результате нападения есть жертвы, необходимо провести послеоперационную оценку для установления фактов, включая точность определения цели. [20]
В более широком смысле Протокол также подчеркивает, что государство также обязано расследовать все потенциально противоправные смерти, причиненные частными лицами, даже если государство не может нести ответственность за неспособность предотвратить такие смерти. [21]
Протокол также устанавливает стандарты для того, что он называет «Элементами и принципами расследований».
- Быстрый
- Эффективно и тщательно
- Независимый и беспристрастный
- Прозрачный [22]
Протокол явно не носит предписывающего характера в отношении механизмов расследования, отмечая, что обязанность проводить расследование не обязательно требует предпочтения одного конкретного механизма расследования другому. Государства могут использовать широкий спектр механизмов, определенных или предложенных внутренним законодательством и практикой, при условии, что эти механизмы соответствуют требованиям международного права. [23]
Проведение расследования
[ редактировать ]Основная часть Миннесотского протокола содержит сначала стратегии и принципы, а затем подробные рекомендации по практическим шагам, которые следует предпринять для эффективного расследования. Общая стратегия любого расследования должна быть методичной и прозрачной, и следует использовать все законные направления расследования. В ходе расследования могут быть собраны различные материалы, не все из которых будут использоваться в качестве доказательств в судебном разбирательстве. Однако все соответствующие материалы и наблюдения должны быть сохранены и зарегистрированы. [24]
Протокол устанавливает, что также должен быть разработан комплекс оперативных и тактических процессов расследования. Они должны быть направлены на установление важных фактов, сохранение соответствующих материалов и приведение к выявлению всех вовлеченных сторон, в том числе путем управления следующим:
- Сбор, анализ и управление доказательствами, данными и материалами
- Судебно-медицинская экспертиза важных физических мест, включая место смерти/преступления
- Семейная связь
- Разработка профиля жертвы
- Поиск, допрос и защита свидетелей
- Международная техническая помощь
- Телекоммуникации и другие цифровые доказательства
- Финансовые вопросы
- Хронология событий [25]
Отдельные разделы посвящены процессам допроса свидетелей и извлечения человеческих останков. [26] Затем Протокол содержит множество подробностей, подтверждающих как важность идентификации человеческих останков, так и практические рекомендации по ней. [27]
Особые рекомендации предлагаются по методам сбора и выборки различных типов доказательств, включая следующие:
- Биологические доказательства человека
- Небиологические вещественные доказательства
- Цифровые доказательства
- Судебно-бухгалтерский учет
- Образцы почвы/окружающей среды [28]
Расследованию потенциально противоправных смертей почти всегда будет способствовать проведение вскрытия . В разделе, устанавливающем общие принципы вскрытия, Протокол дает обзор обязанностей судебно-медицинского эксперта в связи с расследованием смерти, а затем устанавливает основные цели вскрытия, которые помогут в выполнении этих обязанностей. Основными целями вскрытия являются:
- обнаружить и записать все идентификационные характеристики умершего (при необходимости);
- обнаружить и зафиксировать все имеющиеся патологические процессы, в том числе травмы;
- сделать выводы о личности умершего (при необходимости); и
- сделать выводы о причине смерти и факторах, способствовавших смерти. [29]
В целом Протокол в разных местах устанавливает требования профессиональной этики к следователям, в том числе к судебным медикам. В нем подчеркивается, что любой судебный врач, участвующий в расследовании, несет ответственность перед правосудием, перед родственниками умершего и, в более широком смысле, перед обществом. Независимо от того, работают ли они на полиции или государстве, судебно-медицинские эксперты должны понимать свои обязательства перед правосудием (не перед полицией или государством) и перед родственниками умершего, чтобы дать правдивую информацию о причине смерти. и обстоятельства, окружающие его. [30]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Принципы ООН по эффективному предотвращению и расследованию внесудебных произвольных и суммарных казней (1989).
- ↑ Доклад Специального докладчика ООН по вопросу о внесудебных, суммарных или произвольных казнях Кристофа Хейнса: Приложение A/HRC/32/39/Add.4 (2016).
- ^ Энн Мари Кларк Дипломатия совести: Amnesty International и изменение норм прав человека (Принстон, 2001), стр. 113
- ^ Энн Мари Кларк Дипломатия совести: Amnesty International и изменение норм прав человека (Принстон, 2001), стр. 113
- ^ Энн Мари Кларк Дипломатия совести: Amnesty International и изменение норм прав человека (Принстон, 2001), стр. 114
- ^ Доклад Специального докладчика ООН по вопросу о внесудебных, суммарных или произвольных казнях Кристофа Хейнса: Приложение A/HRC/32/39/Add.4 (2016), п. 1.
- ^ Резолюции Комиссии ООН по правам человека 1998/36, 2000/32, 2003/33 и 2005/26, а также резолюции Совета ООН по правам человека 10/26 и 15/5.
- ↑ Доклад Специального докладчика ООН по вопросу о внесудебных, суммарных или произвольных казнях Кристофа Хейнса A/70/304 (2015), п. 61.
- ↑ о Миннесотском протоколе Сообщение в блоге The Advocates Post Дженнифер Престольдт (26 февраля 2016 г.) [по состоянию на июнь 2017 г.]
- ↑ Управление ООН по правам человека выпускает глобальные руководящие принципы по расследованию незаконных убийств. Пресс-релиз УВКПЧ [по состоянию на июнь 2017 г.]
- ↑ Управление ООН по правам человека выпускает глобальные руководящие принципы по расследованию незаконных убийств. Пресс-релиз УВКПЧ [по состоянию на июнь 2017 г.]
- ↑ См., например, Европейский суд по правам человека, Нахова и другие против Болгарии (жалобы № 43577/98 и 43579/98), 6 июля 2005 г.; Европейский суд по правам человека, Финукейн против Соединенного Королевства , жалоба № 29178/95, 1 июля 2003 г. и 1 октября 2003 г.; Межамериканский суд по правам человека, Гонсалес и др. против Мексики , дело № 281/02, 16 ноября 2009 г.
- ^ См. Верховный суд Индии, апелляционную юрисдикцию по уголовным делам, Народный союз за гражданские свободы и Anr. против штата Махараштра и Орс. (Уголовная жалоба № 1255 от 1999 г.), 23 сентября 2014 г.
- ↑ Доклад Специального докладчика ООН по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания Хуана Э. Мендеса , A/69/287 (2014), пп. 34–5.
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), пункт 1.
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), пункт 2.
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), параграф 8.
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), пункт 15.
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), п. 16.
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), пункт 21.
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), п. 18.
- ↑ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), пункты 23–33.
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), п. 38.
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), пункты 48–9.
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), п. 52.
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.) §IV.C и §IV.D
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.) §IV.E
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.) §IV.F
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), п. 149.
- ^ Миннесотский протокол о расследовании потенциально незаконной смерти (2016 г.) , Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, (Нью-Йорк/Женева, 2017 г.), п. 44.
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Миннесотский протокол о расследовании потенциально противоправных смертей (2016 г.)
- Рекомендации МККК по расследованию случаев смерти в заключении (2013 г.)
- Принципы ООН по эффективному предотвращению и расследованию внезаконных, произвольных и суммарных казней (1989 г.)
- Руководство Организации Объединенных Наций по эффективному предотвращению и расследованию внезаконных, произвольных и суммарных казней, Док. ООН. E/ST/CSDHA/.12 (1991) – через Библиотеку по правам человека Университета Миннесоты.