Jump to content

Стамбульский протокол

Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания , широко известное как Стамбульский протокол , представляет собой первый набор международных руководящих принципов документирования пыток и их последствий. [ 1 ] Он стал официальным документом Организации Объединенных Наций в 1999 году; последняя редакция была в июне 2022 года.

Стамбульский протокол призван служить набором международных руководящих принципов для оценки лиц, заявляющих о пытках и жестоком обращении, для расследования случаев предполагаемых пыток и для сообщения о таких выводах судебным органам и любому другому следственному органу.

Предыстория и цель

[ редактировать ]

Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания содержит международно признанные стандарты и процедуры распознавания и документирования симптомов пыток, чтобы документация могла служить веским доказательством в суде.

Таким образом, Стамбульский протокол представляет собой полезное руководство для врачей и юристов, которые хотят расследовать, подвергался ли человек пыткам, и сообщить о результатах судебным органам и любым другим следственным органам.

Пересмотренная, расширенная версия была опубликована ООН в июне 2022 года. [ 2 ]

Необязательный документ

[ редактировать ]

Стамбульский протокол является необязательным документом. Однако международное право обязывает правительства расследовать и документировать случаи пыток и других форм жестокого обращения, а также наказывать виновных комплексным, эффективным, быстрым и беспристрастным образом. Стамбульский протокол является инструментом для этого.

Стамбульский протокол был разработан более чем 75 экспертами в области права, здравоохранения и прав человека в течение трех лет коллективных усилий. Хотя обширная работа была инициирована и координирована Фондом по правам человека Турции (HRFT) и организацией «Врачи за права человека США» (PHR USA), в ней участвовало более 40 различных организаций, таких как Международный совет по реабилитации жертв пыток .

Первые шаги по работе над руководством по расследованию и документированию пыток и других форм жестокого обращения были предприняты на международной встрече в 1996 году, организованной Турецкой медицинской ассоциацией , и были вдохновлены повседневными потребностями и практикой, с которыми сталкивались HRFT и Общество специалистов судебной медицины Турции . усилия по расследованию смерти Баки Эрдогана В частности, решающим фактором стали во время содержания под стражей.

Баки Эрдоган скончался на 11-й день заключения после того, как его перевели в государственную больницу Турции. В вскрытии и официальном заключении судебно-медицинской экспертизы указано, что в результате 10-дневной голодовки он умер от острого отека легких.

Турецкая медицинская ассоциация провела независимое расследование и представила альтернативное медицинское заключение, в котором выявлены многочисленные недостатки при вскрытии и медицинской экспертизе, сделанной официальными медицинскими экспертами.

Отправной точкой для разработки альтернативного медицинского заключения послужил Миннесотский протокол , Типовой протокол Организации Объединенных Наций по юридическому расследованию внезаконных, произвольных и суммарных казней, Док. ST/CSDHA/12, созданный в ответ на заключение Специального докладчика по вопросу о суммарных или произвольных казнях, назначенного Экономическим и Социальным Советом в 1982 году.

В альтернативном отчете подчеркивалось, что официальное судебно-медицинское расследование было неполным, ложным и не соответствовало стандартам, изложенным в Миннесотском протоколе. Кроме того, в свете собранных доказательств и других выводов причиной смерти был установлен респираторный дистресс-синдром взрослых (ОРДС), возникший в результате применения пыток.

После завершения разработки Стамбульского протокола в 1999 году статья о Протоколе была опубликована в международном медицинском журнале The Lancet . [ 3 ]

Стамбульский протокол публикуется Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека в серии профессиональных тренингов на шести официальных языках ООН.

Международное признание Стамбульского протокола

[ редактировать ]

Стамбульский протокол был представлен Верховному комиссару ООН по правам человека 9 августа 1999 года. И Генеральная Ассамблея ООН , и тогдашняя Комиссия ООН по правам человека (с 2006 года — Совет ООН по правам человека ) настоятельно рекомендовали государствам задуматься над Принципами. в Протоколе как полезный инструмент борьбы с пытками.

Специальный докладчик ООН по вопросам пыток в своих Общих рекомендациях 2003 года подчеркнул важность Стамбульских принципов в контексте создания независимых национальных органов по расследованию; оперативность и независимость расследований; независимость судебно-медицинской службы со стороны государственных следственных органов и получения судебно-медицинских доказательств.

23 апреля 2003 года Комиссия ООН по правам человека в своей резолюции о правах человека и судебной медицине обратила внимание правительств на эти принципы как на полезный инструмент в борьбе с пытками. Аналогично, ссылка на Стамбульский протокол была сделана в резолюции о компетенции национальных следственных органов по предотвращению пыток.

Помимо признания системой ООН, Стамбульский протокол также был принят несколькими региональными органами.

Африканская комиссия по правам человека и народов обсудила важность Стамбульского протокола на своей 32-й очередной сессии в октябре 2002 года и пришла к выводу, что расследования всех заявлений о пытках или жестоком обращении должны проводиться быстро, беспристрастно и эффективно и быть руководствуясь Стамбульскими принципами.

Европейский Союз сослался на Стамбульский протокол в своих «Руководящих принципах политики ЕС в отношении третьих стран в отношении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», Советом по общим вопросам в 2001 году. принятых беспристрастное и эффективное расследование всех заявлений о пытках в соответствии со Стамбульскими правилами, приложенными к резолюции 2000/43 ЦПЧ» и должны «создать и ввести в действие эффективные внутренние процедуры для реагирования и расследования жалоб и сообщений о пытках и жестоком обращении в соответствии с Стамбульские правила».

Другие учреждения и организации подтвердили рекомендации ООН и других органов в своих отчетах, заявлениях и комментариях (включая Консультативный совет юристов и Азиатско-Тихоокеанский форум национальных правозащитных учреждений). Эти ссылки можно условно разделить на три категории:

  • Ссылки, в которых Стамбульский протокол упоминается как полезный инструмент в усилиях по борьбе с пытками и настоятельно призывают правительства задуматься над принципами, содержащимися в Протоколе;
  • Ссылки, в которых подчеркивается, что все расследования и документирование заявлений о пытках должны проводиться оперативно, беспристрастно и эффективно и руководствоваться Стамбульскими принципами;
  • Ссылки, в которых говорится, что государства должны установить и применять эффективные внутренние процедуры для расследования и документирования заявлений о пытках в соответствии со Стамбульским протоколом.
  1. ^ «Джулиан Ассанж просит специального докладчика ООН: «Пожалуйста, спасите мне жизнь» » . Личная свобода . 16 сентября 2019 г. Проверено 16 сентября 2019 г. Это последовало за «Стамбульским протоколом». Полное название протокола — «Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
  2. ^ «Стамбульский протокол: Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (издание 2022 года)» . УВКБ ООН . Проверено 28 сентября 2022 г.
  3. ^ Винсент Якопино ; Ондер Озкалипчи ; Кэролайн Шлар (25 сентября 1999 г.). «Стамбульский протокол: международные стандарты эффективного расследования и документирования пыток и жестокого обращения» . Ланцет . Том. 354, нет. 9184. с. 1117. Архивировано из оригинала 4 октября 2012 г. Проверено 16 сентября 2019 г.

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f39a1641216db3604d5aa3b76cc474e1__1695828600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/e1/f39a1641216db3604d5aa3b76cc474e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Istanbul Protocol - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)