Гипотеза сравнения
Гипотеза компаратора представляет собой психологическую модель ассоциативного обучения и успеваемости. Чтобы понять модель, полезно рассмотреть, как обычно изучается ассоциативное обучение. Например, чтобы изучить обучение ассоциации между сигналами, такими как свет и звуки, и результатом, таким как еда, экспериментатор обычно соединяет сигналы и еду несколько раз (фаза обучения), а затем проверяет один или несколько раз. больше сигналов, чтобы увидеть, усвоен ли ответ (фаза тестирования). Большинство теорий ассоциативного обучения предполагают, что интересующие явления (список явлений см. в «Классическом обусловливании ») зависят от того, что происходит на этапе обучения. Гипотеза компаратора, напротив, предполагает, что то, что происходит на этапе обучения, довольно просто и что наиболее интересные явления зависят от того, что происходит на этапе тестирования. Гипотеза компаратора возникла в первую очередь в ответ на так называемые эффекты «конкуренции сигналов». Если, например, при классической обусловленности два условных раздражителя А и В предъявляются вместе с безусловным раздражителем, при тестировании можно обнаружить, что испытуемый реагирует либо на А, либо на В, либо на оба, либо не очень сильно на любой из них. Как можно объяснить такие разнообразные результаты?
Впервые предложено Ральфом Миллером. [ 1 ] Гипотеза сравнения — это модель павловских ассоциаций, которая утверждает, что эффекты конкуренции сигналов возникают во время теста, то есть во время выполнения , а не во время обучения. По сути, модель предполагает, что во время кондиционирования субъект приобретает ассоциации как CS-US, так и контекст-US. Во время теста ассоциации сравниваются, и ответ на CS происходит только в том случае, если ассоциация CS-США сильнее, чем ассоциация контекст-США. Первоначально модель была предложена для учета необъяснимых изменений эффектов конкуренции сигналов, таких как восстановление после блокировки , но была расширена для более широкого применения к явлениям обучения. [ 2 ] Успех гипотезы привел к модификациям существующих теорий, таких как СОП Вагнера и модель Рескорлы-Вагнера, что позволило им объяснить такие явления, как ретроспективная переоценка, но другие явления, такие как противодействие, по-прежнему создают трудности для большинства моделей.
Недавно Гирланда и Ибадуллаев изучили математическую формулировку гипотезы компаратора Стаута и Миллера: [ 3 ] и сравнил свои предсказания с различными экспериментальными результатами. Они пришли к выводу, что «...все версии теории компаратора делают ряд удивительных предсказаний, некоторые из которых трудно согласовать с эмпирическими данными».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Психология обучения и мотивации . Академическая пресса. Март 1989 г. ISBN. 9780080863733 .
- ^ Стаут, С.К. и Миллер, Р.Р. «Иногда конкурирующий поиск (SOCR): формализация гипотезы компаратора», Psychoological Review, 2007, 114, 759-783.
- ^ Гирланда С. и Ибадуллаев И. «Решение компараторной теории ассоциативного обучения», Psychoological Review, 2015, 122 (2), 242-259.