Эллен Диссанаяке
Эллен Диссанаяке [ произношение? ] (урожденная Эллен Франзен ), американский антрополог и писатель, занимающийся искусством и культурой. [1] Она живет в Сиэтле , штат Вашингтон, и является сотрудником Вашингтонского университета . [2]
Биография
[ редактировать ]Имя при рождении Диссанаяке было Эллен Франзен; она родилась в Иллинойсе и выросла в Уолла-Уолла, штат Вашингтон, где ее отец был инженером, а мать - домохозяйкой. Она получила степень бакалавра в Университете штата Вашингтон в 1957 году (гуманитарные науки: музыка и философия) и степень магистра в Университете Мэриленда в 1970 году (история искусств). [3] За свою работу она получила степень почетного доктора гуманитарных наук Колледжа искусств Мэрилендского института (MICA) в Балтиморе в 2013 году. [4]
Она цитирует [ нужна ссылка ] [ нужен год ] «Живой опыт» за границей, где она воочию наблюдала культурные различия и отношение к искусству и культуре среди этого разнообразия народов, что послужило источником вдохновения для ее работы. Она провела время в Шри-Ланке , Нигерии , Индии , Мадагаскаре и Папуа-Новой Гвинее . [ нужна ссылка ] [ нужен год ]
Она преподавала в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке , Эдинбургском университете в Шотландии , Колледже Сары Лоуренс , Национальной школе искусств в Папуа-Новой Гвинее и Университете Перадении в Шри-Ланке . [ нужна ссылка ] В 1997 году она была приглашенным профессором. [ нужны разъяснения ] в Университете штата Болл в Индиане , а в следующем году преподавал [ нужны разъяснения ] в Университете Альберты в Эдмонтоне, Альберта , Канада. [ нужна ссылка ]
Homo Aestheticus: откуда появилось искусство и почему
[ редактировать ]В своей книге «Homo Aestheticus: Откуда и почему появилось искусство» (впервые напечатанной в 1992 году) Диссанаяке утверждает, что искусство сыграло центральную роль в возникновении, адаптации и выживании человеческого вида, что эстетические способности врождены у каждого человека и что искусство Это такая же фундаментальная потребность для нашего вида, как еда, тепло или кров. [ нужна ссылка ]
Она рассматривает искусство как продукт «создания вещей особенными», и эти вещи могут быть не только моделями поведения, но и объектами. Другими словами, искусство эволюционировало, чтобы сделать определенные события, потенциально важные для выживания или социальной сплоченности, более заметными, приятными и запоминающимися. Говорят также, что артефакты искусства являются результатом попыток справиться с неопределенностью природы путем осуществления контроля над ней.
Утверждается, что художественный опыт доставляет физическое удовольствие, и особенно потому, что человек ценит то, как создатели искусства придавали форму исходным материалам. некоторые из этих исходных материалов могут быть приятными сами по себе, т.е. Однако Диссанаяке также утверждает, что Принципы . В целом процесс «придания вещам особенных» описывается как использование тех аспектов мира, которые эволюция заставила нас считать привлекательными: визуальные признаки здоровья, молодости и жизненной силы, а также баланс между единообразием и асимметрией.
Глава «Искусство как средство совершенствования» представляет собой сборник межкультурных свидетельств случаев, подпадающих под определение искусства Диссанаяке; критика узких, европейски ориентированных представлений об искусстве XIX и XX веков. Эта критика получает дальнейшее развитие в последней главе книги, в которой отстаивается необходимость продвижения искусства в образовании и повседневной жизни, поскольку оно считается универсальным, биологически укорененным человеческим поведением.
Книга получила положительную оценку Дениса Даттона в 1994 году, который заявил, что она «призывает к контрреволюции в нашем мышлении об искусстве. Ее послание своевременно, провокационно и чрезвычайно ценно». [5]
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Диссанаяке, Эллен (1990). Для чего нужно искусство? (Второе изд.). Вашингтонский университет Press. ISBN 0295970170 .
- Диссанаяке, Эллен (1988). Для чего нужно искусство? (Первое изд.). Вашингтонский университет Press.
- Диссанаяке, Эллен (1995). Homo Aestheticus: откуда и почему появилось искусство . Вашингтонский университет Press. ISBN 0295974796 .
- Диссанаяке, Эллен (1992). Homo Aestheticus: откуда и почему появилось искусство (первое изд.). Свободная пресса. ISBN 978-0029078853 .
- Искусство и близость: как начиналось искусство (2000)
Статьи
[ редактировать ]- «Искусство как человеческое поведение: к этологическому взгляду на искусство», Журнал эстетики и художественной критики 38/4, 397–404. (1980)
- «Эстетический опыт и эволюция человека», Журнал эстетики и художественной критики 41/2, 145–55. (1982)
- «Имеет ли искусство избирательную ценность?» Эмпирические исследования искусств II , 1:35-49. (1984)
- «Искусство ради жизни», Арт-терапия: Журнал Американской ассоциации арт-терапии 9/4, 169–178. (1992)
- «Химера, спандрел или адаптация: концептуализация искусства в эволюции человека». Человеческая природа 6:2, 99–118. (1995)
- «Удовольствие и смысл творчества», American Craft 55,2: 40–45. (1995)
- «Размышления о прошлом: значение предыстории и младенчества для арт-терапии», ARTherapy 12, 1: 17–23. (1995)
- «Дарвин встречается с литературной теорией: критическая дискуссия», Philosophy and Literature 20:1, 229–239. (1996).
- «Комар и Меламид открывают вкус плейстоцена». Философия и литература 22, 2: 486–496. (1998).
- «Начало искусной формы», журнал Surface Design Journal 22: 2, 4–5. (1998)
- «Эстетическая инкунабула», Философия и литература 25:2, 335–346. (2001)
- «Искусство в глобальном контексте: эволюционная/функционалистская перспектива XXI века», Международный журнал антропологии 18:4, 245–258. (2003)
- «Если музыка — это пища любви, то как насчет выживания и репродуктивного успеха?», Musicae Scientiae , специальный выпуск, 169–195. (2008)
- «Гипотеза артификации и ее актуальность для когнитивной науки, эволюционной эстетики и нейроэстетики», Cognitive Semiotics 5: 148-173. (2008)
- «Глубинная структура наскальных изображений плейстоцена:« Гипотеза артификации »». Документы Конгресса IFRAO, сентябрь 2010 г. – Симпозиум: Знаки, символы, миф, идеология... (Предварительные акты) http://www.ellendissanayake.com/publications/index.php#journals (2010)
- «Обходясь без идеологии искусства», Новая история литературы , 42: 71–79. (2011)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Из предисловия к изданию 1995 года ее книги « Homo Aestheticus» 1992 года : «На первый взгляд, тот факт, что искусство и связанные с ним эстетические взгляды так сильно различаются от одного общества к другому, может показаться, предполагает, что они полностью образованы или «культурны» по своему происхождению. чем, как я покажу, также биологическим или «естественным». Можно провести аналогию с языком: умение говорить является универсальной, врожденной предрасположенностью для всех детей, даже несмотря на то, что отдельные дети изучают особый язык народа, среди которого они воспитываются. Точно так же искусство можно рассматривать как естественную, общую склонность, которая проявляется в культурно усвоенных особенностях, таких как танцы, песни, представления, визуальные проявления и поэтическая речь».
- ^ Эллен Диссанаяке, «Музыкальная школа Вашингтонского университета, доцент»
- ^ Крейн, Калеб (2001). «Художественное животное» (профиль Эллен Диссанаяке и ее работ), Lingua Franca , октябрь 2001 г. Интернет-версия получена 27 ноября 2007 г.
- ^ «История почетных кавалеров МИЦА» . Колледж искусств Мэрилендского института (MICA) . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ Философия и литература 18 (1994) также доступна здесь.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Живые люди
- Американские антропологи XXI века
- Американские женщины-антропологи
- Американские писатели-антропологи
- Теоретики эволюции человека
- Академики Эдинбургского университета
- Факультет государственного университета Болла
- Академический состав Университета Альберты
- Независимые ученые
- Выпускники Университета штата Вашингтон
- Американские женщины-ученые
- Американские женщины 21 века