Албанская женщина
Груая Шкиптаре — женская организация в Албании , действовавшая с 1928 по 1939 год. [ 1 ] Это была организация по защите прав женщин, поддерживаемая государством, задачей которой было продвижение государственной политики в области прав женщин.
История
[ редактировать ]До создания национальной организации «Груая Шкиптаре» существовал ряд местных организаций по защите прав женщин с таким же названием. Движение за права албанских женщин началось среди пары городских женщин-интеллигенток под руководством Севасти Кириази и Парашкеви Кириази , но оно было прервано Первой мировой войной . Когда Албания завоевала независимость после войны, женское движение возобновилось. Мари Чоба из Шкодера основала местную женскую организацию под названием «Груая Шкиптаре» в 1920 году, а также несколько независимых местных организаций с таким же названием были основаны в Корче , Влёре и Тиране . [ 2 ] Хотя эти организации имели одно и то же название, они были отделены друг от друга и действовали независимо.
Когда король Албании Зог I взял под свой контроль Албанию, все политические организации были распущены, включая местные женские организации Груая Шкиптаре. В октябре 1928 г. [ 3 ] была основана национальная женская организация, в которую вошли все местные организации, и ей было присвоено название «Груая Шкиптаре», название, которое уже было популярно среди предыдущих организаций. Это была национальная организация, в которую вошли все ранее распущенные организации, а также были созданы новые филиалы. Хотя перед организацией стояла задача просто проводить в жизнь политику короля Албании Зога I , на самом деле эта политика представляла собой радикальный и прогрессивный государственный феминизм, поскольку Гражданский кодекс 1928 года закреплял за женщинами право на равное наследство, развод, образование и право на труд, а также запрет браков по расчету, гаремов и чадры. Он находился под защитой королевы-матери Садие Топтани , а его председателем была принцесса Сении Зогу .
Задачей этой государственной женской организации было поддерживать официальную политику в области прав женщин, а не действовать независимо, а также проводить кампанию и проводить в жизнь новые реформы в области прав женщин через свои местные отделения. Однако политика правительства была радикальной: Гражданский кодекс 1928 года гласил, что женщины имеют равные права на наследование и развод, отменил браки по расчету и принудительные браки и многоженство и дал женщинам право на образование и профессиональную жизнь. Албанское женское движение поддерживалось образованными женщинами из городской элиты, вдохновленными государственным феминизмом Турции при Кемале Ататюрке ; Режим Зога был готов предоставить женщинам все права, кроме политических прав, таких как избирательное право женщин, которое он считал ненужным и вдохновляемым Западной Европой. [ 4 ] Среди многих реформ, которые были проведены женской ассоциацией через ее местные отделения, была отмена чадры, которую нужно было проводить путем убеждения и кампании, а не агрессивно, а сестрам короля было поручено действовать как образец для подражания, появляясь обнародовано публично. [ 5 ]
При принцессе Сении « Груая Шкиптаре» основала местные отделения в 20 городах, издавала собственную газету и поддерживала многочисленные проекты в поддержку женской политики режима, особенно в отношении образования. В действительности, однако, эта работа не имела большого успеха за пределами космополитической элиты городов и на практике приносила в основном пользу высшему классу. В послевоенной коммунистической Албании его заменил Союз албанских женщин .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биографический словарь женских движений и феминизма в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе: 19 и 20 века. G - Серия справочных, информационных и междисциплинарных предметов. Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 963-7326-39-1 .
- ^ Мусай, Фатмира; Николсон, Берил (январь 2011 г.). «Женщины-активистки в Албании после обретения независимости и Первой мировой войны» . Женские движения и женщины-активистки, 1918–1923 : 179–196. дои : 10.1163/ej.9789004191723.i-432.49 . ISBN 9789004182769 .
- ^ Ингрид Шарп; Мэтью Стиббе (14 февраля 2011 г.). Последствия войны: женские движения и женщины-активистки, 1918-1923 гг . БРИЛЛ. п. 191. ИСБН 978-90-04-18276-9 .
- ^ Мусай, Фатмира; Николсон, Берил (январь 2011 г.). «Женщины-активистки в Албании после обретения независимости и Первой мировой войны» . Женские движения и женщины-активистки, 1918–1923 : 179–196. дои : 10.1163/ej.9789004191723.i-432.49 . ISBN 9789004182769 .
- ^ Стефани Кронин: Кампании против хиджаба в мусульманском мире: гендер, модернизм и ... , с. 229-236