Манифест об учреждении министерств
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2018 г. ) |
Манифест об учреждении министерств — первый акт министерской реформы 1802—11, регламентировавший деятельность отраслевых органов управления в Российской империи . Издано 8 сентября 1802 года императором Александром I.
Обзор
[ редактировать ]Манифест учредил восемь министерств:
- военное министерство ;
- Морское министерство;
- Министерство иностранных дел;
- Министерство юстиции ;
- Министерство внутренних дел;
- Министерство финансов ;
- Министерство торговли ;
- Министерство национального образования .
Новыми исполнительными органами стали Министерство внутренних дел и Министерство национального образования.
Было провозглашено, что у каждого министра будет инструкция, которая точно определит объем его полномочий. Все вопросы, выходившие за министерские полномочия, решались императором на основании министерского доклада по этому вопросу.
Причины принятия манифеста
[ редактировать ]Работа отраслевых органов управления — коллегий, созданных при Петре Великом , не удовлетворяла насущным потребностям нового века. Во-первых, на протяжении XVIII века число коллегий значительно увеличилось по сравнению с эпохой петровского правления: эти органы часто сменяли друг друга, поскольку одна и та же функция возлагалась на несколько коллегий сразу . Иногда наоборот — какая-либо функция оставалась вне ведения коллегии . 9 коллегий , 2 учреждения, имевших статус коллегий, прокуратура, в которой сосредоточивалось управление внутренними делами, правосудием и финансами, и около 14 других коллегиальных учреждений, а также 10 центральных учреждений судебного управления, непосредственно подчинявшиеся императору, представляли собой громоздкий и плохо управляемый массив.
Эти учреждения, возникшие на протяжении всего XVIII века и продолжавшие действовать до 1801 года, по меткому замечанию советского историка Анатолия Чернова, "...не развились в централизованные ветви власти. Их внутреннее устройство отличалось неопределенностью". и неоднородность» . Правовой статус многих институтов также был противоречивым, что порождало неопределенность самого типа этих институтов (то есть невозможность их юридической идентификации).
Во-вторых, в коллегиях отсутствовала персональная ответственность конкретных лиц – все решения принимались коллегиально.
Манифест об учреждении министерств отразил новые требования к правительству:
- Персональная ответственность руководителей и исполнителей;
- Формирование новых отраслевых органов — министерств, которых стало восемь. Такое численное сокращение по сравнению с «разросшимися» институтами позволило повысить эффективность институтов.
Значение манифеста
[ редактировать ]Манифест явился важным этапом в преодолении кризиса государственного управления, в реформировании системы центральной власти в России. Это послужило основой для важнейшего документа – «Генерального учреждения министерств», более четко определившего министерские полномочия.
Источники
[ редактировать ]- Исаев, Игорь (2006). История государства и права России .
- Титов, Юрий (2006). История государства и права России .