Камболе
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2016 г. ) |
Камболе | |
---|---|
Координаты: 8 ° 59' с.ш., 1 ° 08' в.д. / 8,983 ° с.ш., 1,133 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
Область | Центральный регион |
Префектура | Чамба |
Высота | 345 м (1132 фута) |
Население (2010) | |
• Общий | 52,000 |
Камболе ( Камболи или Каболи ) — небольшой город в префектуре Чамба, расположенный в 90 км к востоку от Сокоде , столицы Центрального региона в Того (Западная Африка). Он был основан между 14 и 15 веками первым охотником этнической принадлежности Ифе по имени Ода Амон , приехавшим из Нигерии . город является центром торговли для окружающего сельскохозяйственного региона. Население Камболе составляет около 50 000 жителей. Жители города говорят на языке Эде-Наго , на языке Манигри -Камболе. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Основание деревни датируется 16-17 веками. Основатель Ода Амон из Нигерии пришел из Илье Ифе (Иле Ифан, язык йоруба ), колыбели языка Анаго. Потомок Одудувы, Ода Амон был известным охотником, отсюда и его название: Ода Амон, то есть «охотник, которого мы знаем лучше», или «прославленный охотник» на языке йоруба.
По причинам социальной нестабильности Ода Амон покинул Илье-Ифе и после нескольких остановок в (Иджихо в Нигерии, Саве и Игбомако в Дагомее (ныне Бенин) вдоль реки Офе (нынешняя река Уэме )). Он прибыл в Катанко, где вместе со своими последователями основал свой первый лагерь. Во время охоты к югу от лесного массива Катанкоу он нашел поляну, на которой установил место перехода, позже названное Оке Генгеле , что на языке йоруба означает «Холм».
Он отпустил своего истребителя на помощь и спустился по реке к дикой впадине под названием Кпокпо Яа, истоком которой является Генгеле. Он увидел стадо слонов, пьющих воду. Винтовка, которую он зарядил, предназначалась для охоты на мелкую дичь с намерением убить только ради ужина. В отчаянии он все равно выстрелил и обнаружил, что убил одного из них. Обрадованный, он отрезал себе хвост и отправился вверх по реке, чтобы найти свой результат. Когда он прибыл, его охотник хотел помочь выяснить, что его убило. Он поднял хвост слона. Хелп Хантер заметил, что дичь слишком велика для ужина. Ода Амон возвращается вдоль другой реки под названием «Одо Нкпокоу», теперь называемой «Атан ЭДИ» (водохранилище (Атан), которое толкает водную установку, служащую стрелочной дверью (ЭДИ)). Там он увидел буйвола и убил его, доставая шланги для ужина. На следующий день он вернулся в свой лагерь в Катанкоу, где рассказал о своем приключении своему брату Олу Аджифо. По рекомендации брата они пригласили общину помочь Лофою в рассечении награбленного.
После этого Ода Амон сообщил своему брату о своем намерении поселиться в открытой им местности (Генгеле). Последний тогда посоветовал ему дать ему пару домашних птиц (петух и курица), чтобы проверить пригодность этого района для жизни. Но прежде чем пустить птицу на это место, он взмолился богам среды в таких выражениях: «Если это место обитаемо, то эта курица произвела потомство, иначе я обнаружил останки». Вернувшись в Катанкоу, он отправился на Золотой Берег (Гана) для продажи слоновой кости. Он остановился на окраине Анигана и отправился один на экскурсию. Затем он сел под деревом за домом охотника, которого он узнает позже. Действительно, деревенские дети, выглядя подозрительными и пугающими, предупредили своих родителей. Это не что иное, как Ода Агуэ по определенному знаку, признающая, что Ода Амон тоже был охотником. Затем он попросил и предоставил им гостеприимство во время их пребывания в Анигане. В ходе беседы Оде Агуэ дал понять принимающей стороне, что ему некомфортно в нынешнем районе проживания и что он был бы рад жить там, если докажет, что является более гостеприимным местом. Оде пообещал Амауну дать ему ответ по возвращении, а затем продолжил свое путешествие в Гану. Кроме того, он встретил ашанти (Адобия, Такете и Авойо), спасающихся от войны. Он пообещал им помощь по возвращении.
Как и обещал, он нашел ашанти там, где оставил их, и привел их к Алиби, который пришел предупредить своего брата, а затем организовать их установку. В Катанкоу он делился своими встречами со своим братом. Олу Аджифо отозвал его, чтобы он проверил свою птицу на участке Генгеле. Там он постучал по сухому дереву или потряс тыкву с сорго, чтобы вывести цыплят. У них появилось еще больше новых птенцов. Отсюда и новое будущее деревенских кварталов. Затем он приходит к выводу, что этот район гостеприимный, и сообщает эту новость своему брату. Затем они вернулись, чтобы построить первые хижины (абехема на языке йоруба). он дал название Аболия Своему хутору , что означает «мы освобождены от страданий».
Некоторое время спустя он отправил делегацию к своему другу Оде Агуэ из Аниягана. Он ответил, что он не может приехать, потому что потерял жену. Тогда Ода Амон решает выдать ему замуж свою дочь и снова возвращается на поиски. Ода Агуэ попросил время собрать вещи. Потребовалась третья делегация, чтобы возглавить Оду Агуэ Аболия сегодня Камболе, отсюда и прозвище, данное этой общине Амуянва, то есть «мы привели людей». Он установил их у подножия холма Генгеле в нынешнем квартале Джоборе. По договоренности Ода Амон выдал свою дочь замуж за Оду Агуэ. Отсюда и отношения, объединяющие две общины (и Атафа Бону).
Обратите внимание, что порядок прибытия сообществ различается от одной истории к другой. Это среди прочего:
Бону (Джоборе, Аджа) Лофой (маркетинг) Ашанти (Адобия, Авойо, Такете) Ткань (Адобия) Цвет (Цвет)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Репортаж «Этнолога 15» по Того» . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 г. Проверено 1 мая 2016 г.
- «Социолингвистический обзор языковых сообществ эде в Бенине и Того» (PDF) . sil.org . Проверено 20 февраля 2023 г.