Вестервигское аббатство
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( сентябрь 2009 г. ) |
Аббатство Вестервиг , также известное как Церковь Вестервига , было основано примерно в 1059 году, что делает его одним из Дании самых древних религиозных домов . Аббатство , на крайнем расположено в Вестервиге , Тистед севере Ютландии .
История
[ редактировать ]Вестервиг расположен внутри Лимфьорда недалеко от западного побережья, где Лимфьорд впадает в Северное море . Есть много заливов (датский: виг), которые ответвляются от главного канала Лим-фьорда. Вестервиг был важным торговым центром во времена викингов .
Около 1030 года святой Тёгер поселился в Вестервиге и построил первую церковь из плетня и глины в Тю (ныне графство Тистед ). Тёгер (или Теодгар) был тюрингским миссионером, который жил в Англии, когда Олаф II отправился туда в экспедицию викингов. Замечательные проповеди Тёгера принесли ему приглашение вернуться в Норвегию с Олавом в качестве его личного капеллана. Еще в молодости он имел репутацию человека, способного исцелять больных. Он стал личным советником Олафа II. Когда Олаф был изгнан из Норвегии в 1028 году, Тёгер отправился с королем на восток, в Швецию и дошел до Киева . Олаф вернулся в Норвегию в 1030 году, собрал армию и снова попытался занять трон. Он был убит в битве при Стиклестаде 29 июля 1030 года. Олаф был канонизирован на местном уровне как Святой Олаф. Тёгер бежал из Норвегии и поселился в Вестервиге. Он без особого успеха начал обучать местное население христианству.
Однажды ночью он спал на земле на рыночной площади Вестервига. Утром там, где была его голова, забил родник. Датчане сочли это чудом, и вскоре у Тёгера появилась своя община. Рядом с источником была построена церковь, и даже в 19 веке люди пили воду из источника в надежде вылечить недуги. Не обязательно было посещать источник лично, если здоровье не позволяло, достаточно было просто выпить воды.
Однажды Тёгер посетил близлежащую ферму под названием Рандрупгорд, где встретил человека, стоящего у его дверей и жалующегося на то, что ему не везет с домашним скотом. Тёгер ответил: «Поставьте крест Христа там, где еще никто не стоял, и ваша удача улучшится!» Тут же на месте из-под земли бил родник, и к нему стекались люди из-за его восстанавливающих свойств. После этого на этом месте был установлен крест.
После его смерти, 24 июня 1067 года, делегация Вестервига отправилась к епископу Альбрику в Выборг , чтобы беатифицировать Тёгера. Сначала епископ отнесся к этому скептически, но позже был убежден и одобрил процесс объявления Тёгера местным святым. (Это было до того, как курия в Риме утвердила святых.) Король Свенд Эстридсен возражал, поскольку Тёгер был близким советником своего старого врага Олава II. 30 октября 1117 года останки Тёгера были перенесены в церковь для поклонения верующим. Но на этом история не заканчивается. Тёгер появился в последний раз. Он явился священнику церкви в ночь своего перевода в церковь, волоча за собой одну ногу. Он объяснил, что одна из его костей не была включена в реликварий; он все еще был похоронен в старой могиле Тёгера. На следующее утро могилу открыли, и, как и сказал Тёгер, одну из костей его ноги не заметили. С него стряхнули пыль и поместили в реликварий, и Тёгер больше не беспокоил священника.
Церковь аббатства и церковь Вестервига со священным источником были посвящены святому Тёгеру и имели местное значение как места паломничества. Слава Тёгера как целителя распространилась далеко за пределы Тая.
Вестервиг стал резиденцией епископа Вестервига (позже Борглума) в 1059 году, когда после смерти епископа Вала Вендсиссель (Ютландия над Лимфьордом) была создана как отдельная епархия. Тёгер был назван покровителем епархии.
Каноники -августинцы, обосновавшиеся в Вестервиге не позднее 1140 года, сыграли важную роль в основании аббатства Бёрглум , которое позже заменило Вестервиг в качестве резиденции епархии. Вероятно, они были иммигрантами из Англии . Западная оконечность Лим-фьорда была затоплена, что сделало невозможным проход кораблей через фьорд из Северного моря. Международная торговля практически остановилась. Одной из причин передачи кафедры Борглуму могло быть облегчение доступа к побережью.
Августинцы не были обычными монахами. Это были священники, принявшие обеты бедности, целомудрия и послушания . Они жили просто, и их работой было обучение, помощь бедным и больным, проповедование слова Божьего, а также посещение служб для молитв и пения. Их одежда была простой белой с черным фартуком или наплечником.
Августинцы построили новую церковь в 13 веке из большого красного кирпича, самого распространенного строительного материала того времени.
Легенда гласит, что один из каноников аббатства Вестервиг похитил жену местного фермера. Жена сбежала и побежала домой, чтобы рассказать мужу о похищении. Фермер схватил топор и направился в аббатство. Он нашел каноника на его молитве в церкви и нанес ему такой сильный удар, что кровь брызнула на пол церкви. После этого пятна крови оставались на полу церкви, и даже когда пол был разорван и заменен, пятна появлялись в трудные для региона времена.
В Каппеле, недалеко от аббатства Вестервиг, был женский монастырь, и ходили слухи, что монахи построили туннель, ведущий от аббатства к женскому монастырю, чтобы каноники могли перемещаться взад и вперед, оставаясь незамеченными. Местные историки ссылаются на сообщения о кирпичной кладке, найденной под полями между аббатством и Каппелем, в качестве доказательства существования туннеля, но никаких серьезных раскопок, чтобы доказать или опровергнуть старую историю, не проводилось.
Реформация в Дании
[ редактировать ]Аббатство было распущено в 1536 году, когда Дания стала официально лютеранской . Монахи либо отказались от своих привычек и стали местными жителями, либо покинули страну, возможно, на юг, в Германию. Аббатство стало собственностью короны, а имущество, которое с годами стало частью поместья аббатства, было продано или подарено. С того времени несколько землевладельцев приобрели или унаследовали недвижимость.
Большая часть аббатства была уничтожена пожаром в 1703 году. История гласит, что корабль застрял у побережья в канун Рождества, и Педер де Молдруп/Моллерап , скупой владелец построек аббатства, получил большую часть уцелевших остатков. Поскольку у капитана насильно отобрали ценные вещи, он выпалил: «Если наш сочельник такой ужасный, то и ваш Новый год будет еще хуже». Найденный на пляже запас бумаги был вывешен на чердаке сушиться. Жена Молдрупа пошла проверить это в канун Нового года, и пламя свечи подожгло бумагу, и старые здания аббатства, за исключением церкви, загорелись. Пророчество капитана дальнего плавания сбылось.
После разрушения церкви Св. Тёгера в 1752 году церковь аббатства стала приходской церковью города Вестервиг. На церковной башне сохранились два колокола, которые все еще используются со времен аббатства: один отлит в 1513 году Свеном Андерсеном, а другой - неизвестным мастером колоколов 15 века.
Источники
[ редактировать ]- Древний престол Борглума
- Церковь Вестервига (на датском языке)
- Вестервигский фольклор Сёгард, Кнуд (на датском языке)