Дворец Мирбах
Дворец Мирбах | |
---|---|
Дворец Мирбах | |
Общая информация | |
Тип | Дворец |
Архитектурный стиль | Барокко , Рококо |
Страна | Словакия |
Координаты | 48 ° 08'41 ″ с.ш. 17 ° 06'28 ″ в.д. / 48,1448 ° с.ш. 17,1078 ° в.д. |
Дворец Мирбаха — здание в стиле барокко-рококо в исторической зоне Братиславы , Словакия. Четырехкрылое двухэтажное здание, входящее в число самых красивых и наиболее хорошо сохранившихся архитектурных памятников указанного стиля в Словакии, было названо в честь последнего владельца, барона доктора Эмиля Мирбаха.
История дворца и его владельцев
[ редактировать ]История дворца и места, где стоит нынешнее здание, уходит корнями в далёкое прошлое. Первым историческим документом, связанным с предшественником здания, является кадастровая запись находящегося здесь участка, датируемая 1379 годом. В акте упоминается владелец дома на этом участке, некий Микулаш Даманкуш. Сохранился документ 1443 года, в котором указанный дом упоминается как «Вайттенхоф» (от нем. широкий двор). Известный братиславский историк Тивадар Ортвай (1843 – 1916) в одном из своих сочинений утверждает, что стоящее здесь здание было украшено городским гербом, а его ядро состояло в основном из деревянных конструкций. С середины XVII до начала XVIII века в исторических записях, помимо названия «Вайттенхоф», упоминается обозначение «domus civitatis» (т.е. «городской дом»), на основании которого можно Можно предположить, что первоначальный объект поступил в собственность упомянутого города в указанный период.
С момента своего основания в 14 веке здание принадлежало нескольким владельцам разного социального статуса. Среди наиболее важных из них был, например, камерный советник Юрай Сомбатхей (жил в этом доме в 1621 году); в 1636 году он принадлежал семье Иллешази.
Строительство дома не ускользнуло от внимания Матея Бела. В своих знаменитых «Записках» (1735 г.) он описывает это так:
«Наконец, нельзя пропустить дворец, который в народе называют Вейтер-Хофф из-за его широкого двора. Он принадлежит городу по очень старому закону. Он построен на обширной территории в устье улицы Замочницкой ( Немцы называют его Шлоссер-Гассе, венгры - Лакатош-Уца). Там, где открывается вид на францисканскую церковь, комнаты пригодны для проживания. Но поскольку он вытянут на другую сторону в два крыла, он не лишен красоты и красоты. комфорт..."
Бел продолжает описание события, существенно повлиявшего на судьбу здания – 23 октября 1733 года дом сгорел. Очевидной причиной стала халатность театральной труппы, арендовавшей помещения во дворце. Кроме того, из описания Бела мы узнаем, что помещения дворца использовались несколько раз, например, для проживания офицеров или что подвальные помещения использовались для хранения вина.
В 1762 году дом или остатки дома купил братиславский пивовар Иоганн Михаэль Шпех, выходец из семьи бывшего мэра Подград. Об этом факте оставил сообщение известный историк и картограф Ян Матей Корабинский в своей работе Beschreibung der königlich – ungarischen Haupt-, Frey – und Krönungstadt Pressburg (Описание венгерского королевского, столицы и коронационного города Прешпорка) 1781 года.
4 марта 1768 года Михаил Спех получил разрешение на строительство нового здания на месте бывшего здания, пострадавшего от пожара. На сегодняшний день не удалось установить автора проекта. Ряд экспертов указали на иностранное происхождение дизайнера; произошло размышление о творчестве выдающегося австрийского архитектора Франца Антона Хиллебрандта. Строительными работами руководил мастер-каменщик Матей Хёлльригл (1728 – 1801), который приехал в Прешпорк в 1755 году и работал здесь городским мастером. Согласно архивным данным, строительство продолжалось два года – с весны 1768 года по весну 1770 года.
Результатом строительства стал представительный городской дворец в стиле барокко с богатым лепным орнаментом в стиле рококо и отделкой внутренних помещений, с высоким уровнем исполнения художественных и ремесленных произведений.
Одна из оригинальных комнат дворца с деревянной обшивкой.
Вскоре после завершения строительства Спех продал дворец. Его новым владельцем стал граф Имрих Чаки, который появляется как владелец еще в 1813 году. В более старой литературе ему приписывают два пластиковых герба, помещенных в тимпан на фасаде. Лишь последующие исследования показали, что они принадлежали одному из более поздних владельцев здания.
В течение следующих ста лет объект несколько раз менял своего владельца. Среди наиболее известных был Адам Юренак (1772–1837), член городского совета. Он указан как владелец с 1828 года.
Два последних частных владельца дворца - Нярёвци и др. Эмиль Мирбах. Семья Нярис приобрела дворец в 1908 году в лице графа Коломана Ньяри и его сына Кароля. Ведущая венгерская графская семья происходит из деревни Бедег в столице Тольнина. Вышеупомянутые гербы на тимпане принадлежат семье Ньяри. Семья владела дворцом всего восемь лет. 30 марта 1917 г. его купил барон доктор. Эмиль Мирбах с женой. Новый владелец осознавал историческую ценность дворца, а также ценность произведений искусства, которыми он был обставлен. Поэтому в своем завещании он завещал его городу с просьбой сделать дом доступным для публики как музей изобразительных искусств.
Город перешел во владение дворцом в 1949 году, а уже в следующем году там прошли первые выставки произведений искусства. В последующие годы дворец подвергся масштабной монументальной реконструкции, после чего в 1975 году был открыт для публики. В апреле того же года он стал штаб-квартирой основанной в то же время Муниципальной галереи.
В настоящее время интерьер дворца конструктивно приспособлен под музейные цели, несмотря на это, в первозданном состоянии сохранились две комнаты первого этажа с деревянными панелями на стенах, в которых установлены редкие старинные графические листы XVIII века. . В 1963 году дворец Мирбаха был внесен в государственный список памятников культуры. Во дворце есть постоянная экспозиция живописи и скульптуры центральноевропейского барокко, а также помещения, предназначенные для краткосрочных выставок.
Описание здания
[ редактировать ]Четырехкрылый двухэтажный дворец с двускатными крышами, построенный в плане неправильной трапеции, архитектурно завершает пространство северного конца Франтишканской площади. Крылья дворца окружают внутренний двор. Его доминантой является фонтан с копией скульптуры Тритон и нимфа работы ведущего братиславского скульптора Виктора Тильгнера.
Главный, строго симметричный фасад, ориентированный на Франтишканскую площадь, украшен изящными, воздушными рокариями причудливых форм. В середине фасада ведет эффектный ризалит, заканчивающийся массивным тимпаном, на котором находится картуш с парой овальных щитов под графской короной. Они составляют герб предпоследних владельцев дворца – семьи Шарио.
Ресурсы
[ редактировать ]полковник авторы, 50 лет Братиславской городской галереи 1961 – 2011, GMB, Братислава, 2011, ISBN 978-80-89340-30-9
Я. Оршулова, Геральдические памятники Братиславы, Альберт Маренчин, Издательство PT, Братислава, 2007, ISBN 978-80-89218-64-6
Б. Бублинцова, Št. Гольчик, Братиславские фонтаны, Татран, Братислава, 1990 г., ISBN 80-222-0175-8
Л. Кемени, Братиславский Град и Подградье, Альберт Маренчин, Издательство PT, Братислава, 2008 г., ISBN 978-80-89218-68-4
Другие проекты
[ редактировать ]Сотрудничать на Commons Commons предлагает мультимедийные файлы на тему дворца Мирбах.