Станко Блоудек

Станко Блоудек (11 февраля 1890 г. - 26 ноября 1959 г.) был словенским конструктором самолетов и автомобилей, спортсменом и изобретателем спорта, дизайнером, строителем и педагогом.
Биография
[ редактировать ]Станко Блоудек родился 11 февраля 1890 года в семье чеха и матери-словенки в словенском шахтерском городке Идрия . Он посещал школу в Мосте (нынешняя Чехия ), где его отец работал в местной горнодобывающей промышленности. После окончания средней школы в 1908 году Блоудек учился в Праге. Сначала он учился в Академии художеств , но посчитал, что это не его интерес, и переключился на техническое обучение. Он так и не окончил академию, но тем не менее считался инженером. [ 1 ]
Блоудек был пионером полетов. в Праге он представил свой первый моноплан Рачек В 1910 году («Чайка»). вторая по имени Либела В следующем году последовала («стрекоза»). Некоторое время он работал вместе с Иго Этрихом , изобретателем Этриха Таубе . До Первой мировой войны он работал в Трутнове , сегодня в Чехии. В то время он увлекся лыжным спортом. После окончания Первой мировой войны Блоудек переехал в дом своей матери в Любляне и жил в Любляне до самой смерти. Там он также занимался разработкой полетов, а также проявлял интерес к совершенствованию автомобилей. В 1920-х годах он и Люблянский аэроклуб построили еще один моноплан, названный Sraka («Сорока»), а затем двухместный самолет, названный Bloudek XV (по прозвищу Lojze ). Он прекратил свою работу в 1934 году, когда летчик-испытатель его самолета Янез Кольнар погиб во время авиашоу в Загребе. В 1930-х годах Блоудек сконструировал первый словенский автомобиль « Триглав» , который производился в 1934 году компанией «Автомонтажа» , где он был главным конструктором до Второй мировой войны. [ 1 ]
Блоудек также был активным спортсменом. В 1928 году он стал членом олимпийской сборной на зимних играх в Санкт-Морице как фигурист, но в итоге не участвовал в соревнованиях. В 1929 году он стал чемпионом Словении по метанию диска , бросив его на 29,95 метра (98,3 фута). [ 2 ] Будучи инженером, Блоудек также занимался строительством спортивных сооружений. По его планам в 1934 году был построен Блоудек Гигант — трамплин для прыжков с трамплина в Планице . Здесь первый прыжок на высоту более 100 м совершил в 1936 году австриец Зепп Брадл . В то время это был самый большой трамплин в мире, который иногда называли «матерью всех трамплинов». [ нужна ссылка ] Еще один трамплин по проекту Блоудека был построен в районе Шишка Любляны в 1954 году и просуществовал до 1976 года. Здесь были организованы международные соревнования на Кубок Конгсберга , на которых присутствовали тысячи зрителей. [ 3 ] В Любляне он также построил и иногда финансировал ряд других объектов: первую современную футбольную площадку, первый бассейн олимпийских размеров в Югославии (1929 г.), теннисные корты, первый каток в Словении (на улице Чуфара , улица Чуфарьева). ) и другие структуры. [ 2 ]
Блоудек также активно занимался спортивным администрированием. В 1909 году он участвовал в создании футбольных клубов «Гермес» и «Илирия» . В 1919 году участвовал в основании Югославского олимпийского комитета . Он был большим другом Рудольфа Цветко , первого словенского олимпийского медалиста, после того, как помог ему сохранить работу и продвигать фехтование в Любляне. [ 2 ] С 1947 по 1951 год он был президентом Югославского олимпийского комитета . В 1948 году Блоудек стал членом Международного олимпийского комитета (МОК). Он был единственным словенцем , который вообще был членом МОК. Во время Второй мировой войны он активно финансировал Фронт освобождения словенского народа и был за это заключен в тюрьму в 1942 и 1945 годах. В 1958 году он стал первым почетным членом Словенской футбольной ассоциации , а в следующем году возглавил реконструкцию Бежиграда . Стадион . Он умер 26 ноября 1959 года, когда писал письмо о строительстве трамплинов по всей Югославии. [ 1 ]
День памяти
[ редактировать ]создал бюст Станко Блоудека В честь его достижений Стоян Батич и установил его в парке Тиволи в Любляне в 1969 году. В 2008 году он был украден. [ 4 ] Наконец, самая престижная словенская спортивная награда — Премия Блоудека — была названа в честь «отца словенских зимних видов спорта». [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Груден, Тони (25 ноября 2009 г.). «Великий «летающий» инженер и отец словенского спорта» [Великий «летающий» инженер и отец словенского спорта]. MMC RTV Словения (и словенский). РТВ Словении.
- ^ Jump up to: а б с Груден, Тони (26 ноября 2009 г.). «Десять спортивных историй Станко Блоудека» [Десять спортивных историй Станко Блоудека]. MMC RTV Словения (и словенский).
- ^ «Невероятно: орлы над Шишкой» (на словенском языке). Дневник.si 25 февраля 2012 г.
- ^ Тержан, Весна (30 июля 2009 г.). «Технический гений и спортивный энтузиаст» [Технический гений и спортивный энтузиаст]. Молодёжный (и словенский). Хорошо. 30.
- ^ «Лучшие спортсмены получают 40-ю награду Блоудек» . Английская служба: Новости . Словенское агентство печати. 26 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марко Малец: Станко Блоудек и его самолеты , Любляна ISBN 978-961-251-175-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1890 рождений
- 1959 смертей
- Изобретатели авиации
- Конструкторы самолетов
- Члены Международного олимпийского комитета
- Инженеры из Любляны
- Словенские автомобильные дизайнеры
- Словенские промышленные дизайнеры
- Словенские метатели диска, мужчины.
- Словенские фигуристы.
- Словенские арбитры и судьи
- Словенцы чешского происхождения
- Спортсмены из Любляны
- Люди из Идрии
- Югославские инженеры