Китайская дорога
Китайская дорога (или Китайские дороги ) — серия автомагистралей, построенных в рамках иностранной помощи проекта Китайской Народной Республикой (КНР) на севере Лаоса , начиная с 1962 года. Первая новая дорога была построена в Менгла , провинция Юньнань , КНР. в Пхонгсали , Лаос; оно было завершено 25 мая 1963 года. Следующей построенной крупной дорогой был Маршрут 46, начатый в засушливый сезон 1966 года и простирающийся от южной оконечности провинции Юньнань на юг к границе Королевства Таиланд . Когда 25 000 китайских солдат и 400 зенитных орудий были размещены для защиты шоссе 46, а поддержка Тайландом американских военных усилий как во время гражданской войны в Лаосе , так и во время войны во Вьетнаме стала широко известна, среди тайских и американских разведывательных сообществ возникла тревога по поводу коммунистического режима. Намерения Китая по строительству всепогодной автомагистрали. Американский интерес к новой дороге распространился и на Белый дом.
Центральное разведывательное управление (ЦРУ) обучало партизан шпионить на шоссе 46, и была попытка заблокировать его с помощью неудавшейся операции «Змеиные глаза» . Однако китайский зенитный огонь по пролетающим самолетам и постоянное увеличение численности китайских войск гарантировали его безопасность от атак. В свою очередь, хотя в 1972 году войска Королевской армии Лаоса и Королевской армии Таиланда провели несколько превентивных совместных военных операций вдоль лаосско-таиландской границы к югу от шоссе 46, дорога не использовалась для вторжения в Таиланд. Китайцы действительно преследовали местное лаосское население из долины Пак-Бенг, граничащей с дорогой, чтобы ускорить китайскую оккупацию, но остановили дорогу у реки Меконг, недалеко от лаосско-тайской границы. Хотя существовало несколько теорий о намерениях Китая построить Шоссе 46, единственным твердым выводом был вывод анонимного американского аналитика военной разведки : «У Северного Лаоса есть новая граница».
Фон
[ редактировать ]Королевство Лаос получило независимость от французского колониального правления в конце Первой Индокитайской войны . С самого начала Лаос был обеспокоен коммунистическим восстанием. Соединенные Штаты оказали Лаосу иностранную помощь, чтобы помочь в подавлении восстания. [ 1 ]
В марте 1961 года Женевская конференция 1954 года вновь собралась с более широким участием, чтобы пересмотреть вопрос о нейтрализации Королевства Лаос. С момента подписания Соглашения 1954 года Патет Лао усилилось восстание , угрожающее национальному суверенитету. В конечном итоге это привело к попытке урегулировать гражданскую войну в Лаосе , Международное соглашение о нейтралитете Лаоса было подписано 23 июля 1962 года. [ 2 ]
Премьер-министр Суванна Фума заслужил расположение Китайской Народной Республики, заключив с ней соглашение о строительстве дорог в январе 1962 года. Китайское правительство взяло на себя обязательство предоставить иностранную помощь в строительстве дорог, соединяющих провинцию Юньнань с северным Лаосом, несмотря на развивающуюся гражданскую войну в Лаосе. [ 3 ] [ 4 ] На момент объявления соглашения битва при Луанг Намте . на лаосско-китайской границе велась [ 5 ]
Деятельность
[ редактировать ]Провинция Пхонгсали
[ редактировать ]
Первая дорога, построенная китайцами, была начата 10 000 рабочих в 1962 году по ветхому маршруту из Мэн Ла, Китай, в Пхонгсали , Лаос. 80-километровая грунтовая дорога была завершена 25 мая 1963 года. Ее назвали «Шоссе лаосско-китайской дружбы» и передали Патет Лао. Новую дорогу размыло в тот сезон дождей. В течение следующих двух лет последовал цикл ремонта и промывки. Единственной военной деятельностью, связанной с этой дорогой, была некоторая подготовка офицеров- патриотических нейтралистов китайской армией в Пхонгсали позже, в 1965 году. После завершения строительства «Шоссе Дружбы» китайцы не консультировались с Королевским правительством Лаоса (RLG), прежде чем начать обследование других выравнивание дорог. [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ]
В то время ЦРУ проводило тайную военизированную операцию в Нам Ю, Лаос, несколько к юго-западу от этой первоначальной дороги и недалеко от Луанг Намтхи. Партизаны-роялисты, спонсируемые ЦРУ, перерезали линию снабжения по шоссе 32 Патет Лао между Мунг Сингом и Луанг Намтхой . ЦРУ полагало, что боевые действия между их партизанами и Патет Лао вдоль границы могли спровоцировать строительство дороги. В засушливый сезон первых нескольких месяцев 1966 года китайские бригады начали строительство еще трех дорог в провинции Юньнань, но направленных в сторону границы с Лаосом. Маршрут 411 шел на юго-запад от Мэн Манга. Маршрут 412 тянулся в сторону приграничного села Батене. Маршрут 4023 отделился от 412 и пошел на юго-восток. После перерыва в сезон дождей дорожные бригады возобновили строительство в конце 1966 года, продлив три дороги до границы к началу 1967 года. Китайские носильщики помогли восстановить нарушенное логистическое сообщение на Маршруте 32. К концу 1967 года силы Народно-освободительной армии начали совершать одно- и двухдневные вторжения в Лаос вдоль границы. Маршрут 12 теперь защищали 17 зенитных орудий. [ 7 ]
Постоянный офицер ЦРУ теперь отправил группы дорожного наблюдения из Нам Ю в Китай, чтобы шпионить за строительством, пока работы продолжались в 1968 году. Поражение Лаоса в битве при Нам Баке к юго-востоку от строительства в январе, похоже, подстегнуло китайцев в их начинания. Теперь в Лаосе дислоцировалось шесть рот НОАК. Однако 16 июня 1968 года дорожные работы были остановлены из-за китайской культурной революции . Оно возобновилось в середине августа с прибытием колонны из 208 грузовиков. К концу августа Маршрут 412 был расширен, чтобы присоединиться к существующему Маршруту 31. В свою очередь, он присоединился к Маршруту 4. К середине октября на Маршруте 4 находилось 1000 боевых солдат, охранявших 2000 строителей; они были оснащены десятью бульдозерами и паровым катком. Их заявленной целью было модернизировать Маршрут 4 до шестиметрового продолжения их дорожной сети до Мунг Сай. Там он встретится с шоссе 45 и шоссе 46. [ 8 ] [ 9 ]
В январе 1969 года было завершено строительство нового участка дороги до Мунг Сай. Оставшуюся часть засушливого сезона китайцы потратили на строительство дороги на северо-восток к Мунг Сай, которая соединится со старым шоссе 45. К апрелю дожди снова остановили строительство. Позже в том же году из-за засушливой погоды дорожные работы возобновились. Новый участок 45-го маршрута был перезапущен, хотя и с низким уровнем активности. Китайским акцентом стал Маршрут 46. [ 8 ]
Тем временем шоссе 45 было продлено до Мунг Кхуа на Нам Оу ; был построен паромный причал для перевода движения через реку на шоссе 19, которое соединялось с Дьен-Бен-Фу . В Муанг Хоуа была установлена батарея зенитных орудий. [ 10 ]
Юг в сторону Таиланда
[ редактировать ]
Старая французская трасса 46 на юг по долине Пак-Бенг до Пакбенга на реке Меконг заканчивалась недалеко от границы с Королевством Таиланд . Улучшение этой дороги поставило под угрозу безопасность Таиланда. Как заявил, с некоторым преувеличением, вице-премьер Таиланда, «коммунисты Китая и Северного Вьетнама… всего лишь три часа езды на автомобиле от границы». Если новость о том, что шоссе 46 достигла Мунг Хоуна к началу ноября 1969 года, не вызвала достаточного беспокойства, то движение зенитных орудий далеко на юг привлекло внимание. В декабре они обстреляли невооруженный «Дуглас С-47» генерала Уана Раттиконе, доказав, что китайцы отразят вторжение. Королевское правительство Лаоса также начало беспокоиться, и король Сисаванг Ваттхана призвал Суванну Фуму принять военные меры против строительства. В середине декабря посол США Дж. Макмертри Годли телеграфировал с просьбой разрешить проведение военных действий в следующий засушливый сезон. В одобрении было сразу отказано. Однако, несмотря на отказ Вашингтона, партизаны-роялисты уже шпионили за строительством. Для дополнительной экспертизы несколько Китайцев-националистов переманили от торговли опиумом в соседней Бирме, чтобы пополнить бригады дорожного наблюдения. [ 11 ]
В начале 1970 года коммунистические силы начали вытеснять партизан-роялистов из долины Пак-Бенг на юг до Меконга. Захвачено несколько постов на тайско-лаосской границе. [ 10 ] Посол Годли телеграфировал в Вашингтон, предлагая, чтобы операция «Глаза змеи» превратилась в группу дорожного наблюдения, пассивно собирающую военную разведку, прежде чем роялисты смогут начать атаку. Пока он ждал ответа, в начале января 1970 года два Т-28 Королевских ВВС Лаоса (RLAF) вырвались на дорогу. Два тайских пилота-наемника, по наущению своего правительства, вылетели из Вьентьяна и нанесли удар по китайскому конвою, уничтожив 15 грузовиков. Примерно в это же время вербовка рейдеров-коммандос для операций против китайской постройки. в Луангпрабанге началась [ 12 ]
Неделю спустя операция «Змеиные глаза» была санкционирована при условии, что Суванна Фума, которая была нейтралистом, выступит против строительства китайской дороги через Королевство. Поскольку на сезон дождей вдоль шоссе 46 располагалась лишь бездействующая основная бригада , фактическая дата начала операции была перенесена на шесть месяцев. Однако три взвода партизан из Нам Ю проникли в 50 км к югу от Луанг Намтхи, чтобы шпионить на шоссе 46; их назвали командами 37A, 37B и 37C. [ 13 ]
Шестимесячная неудача оказалась неудачным временем для операций против Китайской дороги. Когда отсрочка закончилась, вторжение США в Камбоджу вызвало такой международный резонанс, что операцию «Змеиные глаза» снова было приказано отложить, чтобы не привлекать внимание к тайным операциям США в Лаосе. [ 13 ]
К апрелю 1971 года шоссе 46 было заасфальтировано до Мунг Хоуна, что сделало его всепогодной дорогой. В течение первых четырех месяцев 1971 года северный Вьетнам перебросил по шоссе 46 400 зенитных орудий вместе с 30 радарами направления огня. 400 зенитных орудий и 25 000 военнослужащих сделали проект иностранной помощи «Китайская дорога» одним из наиболее хорошо защищенных мест в Юго-Восточной Азии. Реакцией Таиланда на это расширение стала зачистка границы под названием «Операция Фалат» . [ 10 ] В начале августа президент США Ричард М. Никсон пресек трансграничные вторжения Нам Ю и установил 11-километровую бесполетную зону вокруг шоссе 46; это была прелюдия к его последующей поездке в Китай. Китайские бульдозеры разрезали последний участок шоссе 46, ведущего в Пакбенг. В городе теперь находился базовый лагерь Патет Лао. Поскольку опасения по поводу проникновения на границу с Таиландом росли, 11 сентября американское посольство потребовало от ВВС США нанести удар по базовому лагерю Патет Лао. [ 14 ]
Запрет полетов ВВС США над шоссе 46 не помешал китайским зенитчикам заградительного огня по гражданским самолетам. Самолеты Royal Air Lao DC-3 и Air America C-123 были сбиты в декабре 1971 года. В январе 1972 года пилот Air America потерял ногу в результате китайского зенитного огня. [ 14 ] Начиная с марта 1972 года китайские войска начали фильтровать маршрут 46. К осени 1972 года маршрут 46 был продлен до 15 километров от Пакбенга. Большая часть дороги представляла собой двухполосную асфальтированную дорогу. Численность китайских сил в Лаосе теперь составляла 25 000 человек, включая полк регулярной пехоты НОАК. К настоящему времени нервные тайские власти разместили часть своих войск проекта «Единство» вдоль своей границы к югу от Пакбенга. Это привело к серии столкновений, которые стали операциями «Фалат» и «Операция Сурисак Монтри» . Тайцы намеревались не только защитить свою границу; они хотели бороться с тайскими коммунистическими повстанцами. [ 15 ]
Политико-военные последствия Китайской дороги
[ редактировать ]Последствия строительства Китайской дороги остаются неясными. Первоначально ЦРУ не могло понять причину строительства этого участка дороги в Фонгсали. Однако предполагалось, что китайцы были готовы позволить Северному Вьетнаму взять на себя основную тяжесть ведения войны в Лаосе, но безопасность лаосско-китайской границы по-прежнему вызывала беспокойство. [ 4 ] Аналитики военной разведки США размышляли о цели Дороги. Был ли это путь проникновения, чтобы помочь тайскому коммунистическому восстанию вблизи северной границы Таиланда? Или он был построен, чтобы противостоять любому возможному влиянию ПАВН в долине Меконга? [ 9 ] Послевоенный Чжоу Эньлай действительно намекнул Генри Киссинджеру , что Китайская дорога была уловкой, призванной лишить Северный Вьетнам какого-либо влияния на Меконге. Однако он это не подтвердил. [ 16 ]
К концу 1971 года международная политика вмешалась в «Китайский путь». Президент Никсон намеревался извлечь выгоду из разногласий между Китайской Народной Республикой и Советским Союзом. Чтобы расположить к себе китайское руководство, Никсон приостановил трансграничные разведывательные миссии, проводимые на севере Лаоса. Он также запретил любые полеты ВВС США в пределах 11 километров от шоссе 46. Когда самолет врезался в конструкцию и попал под обстрел, он проигнорировал инциденты. [ 14 ]
Анонимный аналитик разведки ЦРУ сделал единственный вывод из ситуации в содержательном замечании: "У Северного Лаоса появилась новая граница". [ 9 ]
Послевоенный
[ редактировать ]Хотя китайские дорожные строители оставались в Лаосе до конца гражданской войны в Лаосе, маршруты 45 и 19 так и не были полностью связаны, поэтому северные вьетнамцы не могли транзитом через Лаос на его крайний северо-запад. Новые китайские маршруты не были продлены до Луангпрабанга. После окончания войны Лаосская Народно-Демократическая Республика предложила Китаю продлить строительство дороги в бывшую королевскую столицу. Вьетнамское вторжение в Камбоджу испортило сделку в 1979 году, когда китайским дорожникам было предложено покинуть Лаос. После 1990 года политический климат достаточно потеплел, и Лаосцы предложили китайским фирмам в Юньнани тендер на дорожные работы. [ 3 ]
К 1993 году существовала сезонная грунтовая дорога, соединяющая Китайскую дорогу с Луангпрабангом. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Касл (1993) , стр. 9–13.
- ^ Стюарт-Фокс (2008) , стр. 118–120.
- ^ Jump up to: а б с Стюарт-Фокс (2008) , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с Конбой и Моррисон (1995) , с. 313.
- ^ Конбой и Моррисон (1995) , стр. 67–73.
- ^ Касл (1993) , с. 72.
- ^ Конбой и Моррисон (1995) , стр. 313–314.
- ^ Jump up to: а б Конбой и Моррисон (1995) , с. 314.
- ^ Jump up to: а б с Энтони и Секстон (1993) , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с Конбой и Моррисон (1995) , с. 318.
- ^ Конбой и Моррисон (1995) , стр. 314–315.
- ^ Конбой и Моррисон (1995) , с. 315.
- ^ Jump up to: а б Конбой и Моррисон (1995) , стр. 315–316.
- ^ Jump up to: а б с Конбой и Моррисон (1995) , с. 319.
- ^ Конбой и Моррисон (1995) , с. 320.
- ^ Ахерн (2006) , с. 202, примечание 64.
- ^ Хопкинс (1995) , с. 177.
Ссылки
[ редактировать ]- Ахерн, Томас Л. младший (2006). Тайные армии: ЦРУ и суррогатная война в Лаосе . Центр изучения интеллекта. Классифицированный контрольный номер. C05303949.
- Энтони, Виктор Б. и Секстон, Ричард Р. (1993). Война в Северном Лаосе . Командование истории ВВС. OCLC 232549943 .
- Касл, Тимоти Н. (1993). В войне в тени Вьетнама: военная помощь США королевскому правительству Лаоса в 1955–1975 гг . ISBN 0-231-07977-Х .
- Конбой, Кеннет и Моррисон, Джеймс (1995). Теневая война: Секретная война ЦРУ в Лаосе . Паладин Пресс. ISBN 978-1-58160-535-8 .
- Хопкинс, Сюзанна (1995). «Глава 3. Экономика.». В Матлесе Саваде, Андреа (ред.). Лаос Страновое исследование . ISBN 978-1-57980-141-0 .
- Стюарт-Фокс, Мартин (2008). Исторический словарь Лаоса . Пугало Пресс. ISBN 978-0-81086-411-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- С помощью [1] можно щелкнуть «Статьи» в раскрывающемся меню и выбрать «Приключения Боба и Дона». Третий эпизод представляет собой рассказ очевидца об операциях против Китайской дороги.