Они заняты
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2011 г. ) |
![]() Чесета 501 | |
Производитель | Чешская Збройовка Страконице |
---|---|
Производство | 1957 |



Čezeta первоначально — мотороллер, производившийся с 1957 по 1964 год в Чехословакии , а затем в Чехии компанией Česká zbrojovka Strakonice (ČZ), которая производила мотоциклы с 1935 по 1997 год. [ 1 ]
Производство возобновилось в 2017 году с выпуском ограниченной серии электрического Type 506.
Типы 501, 502 и 505
[ редактировать ]Оригинальный дизайн Čezeta уникален среди самокатов. Он необычно длинный для двухколесного транспортного средства — 2 метра (6 футов 7 дюймов) и имеет характерный торпедообразный кузов с подножками во всю длину и длинным сиденьем, которое поднимается, открывая вместительный багажный отсек, используя пространство, которое в у большинства скутеров занят топливный бак. Это сделало Чезету идеальной для двух человек и популярной среди молодых чехов и их любовников. Переднее крыло закреплено на кузове и полностью интегрировано в щитки для ног. Топливный бак расположен над передним колесом, фара установлена в нише, а багажник — на плоской верхней поверхности.
Первоначально скутер оснащался двухтактным одноцилиндровым мотоциклетным двигателем ČZ объемом 175 куб.см, обеспечивающим максимальную скорость 89 километров в час (55 миль в час) и экономию топлива 3,2 литра на 100 км. Двигатель был модифицирован для закрытого скутера: на коленчатом валу был установлен приводной шкив, приводящий в движение вентилятор с помощью клиновидного ремня. Было четыре ножных механизма.
Оригинальным бензиновым версиям были присвоены номера типов, обозначающие их особенности. Первое производство началось с Type 501, затем с такими усовершенствованиями, как стартер, позже был выпущен Type 502. Модель 501, выпускавшаяся с 1957 по 1959 год, имела заднее колесо, поддерживаемое только с одной стороны и подвешенное на резиновом блоке. Более поздняя модель 502 имела полную вилку с мотоциклетными амортизаторами. Эти типы содержат подтипы для дальнейшего указания их характеристик, например, Тип 502/00 — это модель на 12 В с электростартером, а Тип 502/01 — это модель на 6 В с ножным запуском.
Трехколесная универсальная версия Type 505 (или «рикша») производилась начиная с 1960 года. В этом автомобиле использовались механические компоненты и передняя часть кузова от модели 502.
Популярная коляска также производилась, хотя и в ограниченном количестве – всего около 900 экземпляров, на заводе «Друпол» в Стиржине под Прагой. Она продавалась как «Друзета», название которой представляло собой комбинацию названий двух компаний.
Н-Зета
[ редактировать ]
В Новой Зеландии местная компания JNZ Manufacturing Ltd собрала «Чезету» под названием «Н-Зета». Целью производства Новой Зеландии было избежать пошлин, налагаемых на импортируемые автомобили. Пошлину можно было бы свести к минимуму за счет сборки на месте и использования новозеландских запчастей, где это возможно. [ 2 ] Компания, очевидно, достигла 25% производства в Новой Зеландии по стоимости, включая шины, сиденья, отделку салона, фонари, органы управления и т. д., и произвела 4000 скутеров в начале 1960-х годов. [ 3 ]
Тип 506
[ редактировать ]Чешская компания Čezeta Motors sro была основана в 2013 году для разработки электрической модели Čezeta под названием «Type 506» британским эмигрантом Нилом Имонном Смитом. Он заявил, что миссией компании было «создать самый желанный скутер в мире».
Тип 506 разрабатывался с 2013 по 2017 год. Велосипед имел стально-алюминиевую раму и композитный кузов для снижения веса. Местные инжиниринговые компании и Чешский технический университет в Праге сотрудничали с Čezeta для разработки передовых технологий для дросселей, аккумулятора и системы ECU-CAN.
Последний серийный скутер имел классический культовый дизайн и имел мощность до 11 кВт и батарею Panasonic емкостью 8,5 кВтч, что обеспечивало ему лучшую скорость (120 км/ч (75 миль в час)) и запас хода (200 км (120 миль)) среди всех скутеров. Скутер А1 в мире.
Предварительные заказы начались в марте 2017 года, к 60-летию Чезеты. 15 сентября 2017 года Министерство транспорта Чехии подтвердило омологацию Type 506 в качестве первого в стране серийного электромобиля. Производство началось в апреле 2018 года в Простеёве на историческом заводе Wikov. Планировалось выпустить 60 экземпляров Type 506, что сделало бы его одним из самых редких серийных электросамокатов в мире. [ 4 ]
Летом 2018 года компания завершила краудфандинговую кампанию. [ 5 ] собрал 20 миллионов чешских крон (около 800 000 евро) за 10 дней. Эти средства профинансировали запуск Type 506 и производство 60 скутеров.
В октябре 2020 года компания была выставлена на продажу. Смит заявил, что совладельцы компании убедили его, что в интересах компании продать проект 506. [ 6 ]
Записи в реестре чешских компаний показывают, что на ежегодном общем собрании 27 августа 2020 года и внеочередном общем собрании 15 декабря 2020 года не удалось прийти к соглашению между Смитом и совладельцами краудфандинга относительно планов компании. [ 7 ] Следовательно, 9 февраля 2021 года компания объявила о неплатежеспособности и, не сумев найти покупателя или новое финансирование, 29 июля 2022 года окончательно обанкротилась. [ 8 ] Смит заявил, что на момент ликвидации компания имела потенциальные заказы на сумму более 1 миллиона евро. [ 9 ]
Смит продолжал создавать мотоциклетные проекты под своим брендом DEVS . [ 10 ] Он заявил о планах по выпуску нового скутера Čezeta Type 507, а также нового мотоцикла. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гомола, Мирослав (2003). Мотоциклы ČZ или История Страконицки . Брно: AGM CZ. ISBN 9788085991253 .
- ^ «Красота, как никто другой» . AA.co.nz. Новозеландская автомобильная ассоциация Inc. Проверено 19 ноября 2018 г.
- ^ Может ли культовый скутер N-Zeta вернуться на электрической энергии? , Пол Оуэн, Stuff.Co.NZ, 09:51, 25 апреля 2017 г., дата обращения 19 октября 2018 г.
- ^ «Скутеры ручной работы Čezeta®» . cezeta.com . Проверено 06 апреля 2023 г.
- ^ «Чезета получила инвестиции в размере 15 миллионов через краудфандинг, хочет еще пять миллионов» . Lidovky.cz (на чешском языке). 20 июля 2018 г. Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ «Легендарная Чезета официально выставлена на продажу. Электрические свиньи ищут новых хозяев» .
- ^ «Государственный реестр и сбор документов – Министерство юстиции Чешской Республики» . или.justice.cz . Проверено 06 апреля 2023 г.
- ^ «Решение Пражского городского суда» (PDF) . Чешский регистр неплатежеспособности .
- ^ «Свинья хрюкнула. Перезапуск знаменитого скутера «Чезета» потерял двадцать миллионов и идет к банкротству» . 29 июля 2022 г.
- ^ «Devs Alien — чешско-британско-китайский электромотор на пару — Garáž.cz» . garaz.cz (на чешском языке). 18 октября 2021 г. Проверено 06 апреля 2023 г.
- ^ «О Чезете» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]