Мбатиан
Мбатиан (умер в 1890 г.) был масаи- лайбоном, известным своими пророчествами и последующими победами воинов масаи, которые ему приписывались. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мбатиан родился у масаи-лайбона Супита и стал его преемником на посту лайбона. [2]
Война Масаи и Лайкипии
[ редактировать ]Бернтсен (1979) отмечает, что старейшины Пурко-Кисонго Мааса рассказывают , что именно воины возраста Иль Аймер (ок. 1870-1875) отразили нападение своих северных соседей илайкипиаков , а затем уничтожили их как социальную группу. единица. Старейшины объясняют победу воинов масаи не превосходящей военной силой, а, скорее, пророчески-ритуальным руководством знаменитого лайбона Мбатиана, который использовал свое влияние среди нескольких групп Пурко-Кисонго, чтобы объединить всех воинов Пурко-Кисонго против Илайкипиак. [1]
По словам информаторов Пурко, Пурко и илайкипяки объединились, чтобы совершить набег на Уасин Гишу во время воинской деятельности эпохи Иль Ньянкуси (ок. 1860-1870-х гг.). Эти традиции предполагают совместную или хотя бы скоординированную атаку. Совсем недавно ученые высказали предположение, что некий Пурко искал амулеты и лекарства у пророка Илайкипиака - Койкоти оле Тунаи - чей крааль был расположен гораздо ближе к Пурко, чем крааль Мбатиана. [1]
После одного из набегов пурко-илайкипаков на Уасин Гишу воины пурко и илайкипиаков поссорились из-за распределения захваченного скота. Детали различаются, но в повествовании постоянно утверждается, что Куйони, оратор воинов Пурко, приказал своим воинам брать больше скота, чем им полагалось. Возмущенные воины-илаикипиаки под руководством Койкоти совершили набег на Пурко и другие районы вокруг Найваши, полностью изгнав их из этого региона. [1] Ряд источников предполагают, что илайкипяки объединились с Уасин Гишу, чтобы отомстить Пурко.
Деморализованные воины и старейшины Пурко обратились за помощью к Мбатиану. Они обращались к нему различными методами и в конечном итоге сумели вовлечь его в конфликт. Мбатиан приказал воинам из других, незатронутых частей Пурко-Кисонго присоединиться к Пурко и другим разбитым частям, чтобы противостоять и уничтожить илайкипиаков. [1]
Во многих отчетах конца XIX века отражен конфликт между масаи и союзом Лайкипиа/Уасин Гишу Квави. Все они отмечают, что этот конфликт закончился последующим уничтожением последней. Стиганд, например, отметил, что окончательное исчезновение Лайкипии произошло из-за конфликта с южными масаи. [3]
Преемственность
[ редактировать ]Выбор преемника лайбона определялся рядом факторов, и, казалось бы, одним из наиболее влиятельных из этих факторов был возрастной набор, время которого было на момент смерти лайбона. При этом сыновья, принадлежащие к той возрастной группе, чье время обычно приходило на смену отцу, имели больше шансов стать преемниками своего отца, чем те, чье время прошло или еще должно было прийти. [1]
Время смерти Мбатиана в 1890 году было временем Иль Талалы, который был инициирован в 1882 году. Это был возраст двух сыновей Мбатиана, Сентеу и его сводного брата-соперника Ленаны. Из этих двух Мбатян отдал предпочтение первому, пригласив Сентеу присоединиться к нему в подготовке лекарств и пророчеств для церемонии установления возраста в 1882 году. [1]
Отмечается, что, когда Мбатиан был на грани смерти, он позвал старейшин Матапато, округа, где он проживал, и, среди других пророчеств, сказал им, что желает, чтобы его преемником стал сын, которому он передаст знахаря. знаки отличия. Считается, что затем он позвонил своему старшему сыну Сенденьо (также известному как Сентеу) и сказал ему: «Приходи завтра утром, потому что я хочу дать тебе знак знахаря». [4]
Ленана, спрятавшаяся в сарае для телят, подслушала разговор. На следующее утро он встал рано и пошел в хижину своего отца, после чего сказал: «Отец, я пришел». Мбатян к тому времени был уже очень стар и имел только один здоровый глаз. Поэтому он не видел, кто из его сыновей был перед ним, и дал Ленане знаки отличия знахаря (железную дубинку и рог, тыкву, камни и сумку), одновременно сказав: «Ты будешь великим». среди братьев твоих и среди всего народа». Ленана взяла знак отличия и ушла. [4]
Когда Сенденьо пошел к отцу, ему сказали, что его брат уже был там и забрал знаки отличия знахаря. Он разгневался и сказал: «Я не буду подчиняться моему брату; я буду сражаться с ним, пока не убью его». [4]
Мбатиан умер и был похоронен недалеко от Доньо Эрока. [4]
После смерти Мбатиана вокруг двух его сыновей сформировались фракции, и разразилась гражданская война. Вскоре после этого среди жителей Сенденьо вспыхнула болезнь, многие из которых умерли, весь их скот погиб, и они были разбиты немцами. И наоборот, люди Ленаны не заболели, добились успеха в своих набегах и, таким образом, получили скот. В конце концов Сенденьо пришел к своему брату Ленане в 1902 году и умолял позволить ему жить с Ленаной, и таким образом между двумя сторонами был заключен мир. [4]
Наследие
[ редактировать ]Пик Батиан , самая высокая вершина горы Кения (5199 метров или 17057 футов) и самая высокая точка Кении. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бернтсен, Джон (1979). «Возрастные группы масаи и пророческое лидерство: 1850-1910 гг.» . Африка: Журнал Международного африканского института . 49 (2): 134–146. дои : 10.2307/1158670 . JSTOR 1158670 . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Холлис, Альфред (1905). Масаи: их язык и фольклор . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 326.
- ^ Стиганд, Чонси (1913). Земля Зиндж, представляющая собой описание Британской Восточной Африки, ее древней истории и нынешних жителей . Лондон: Constable & Company Ltd. стр. 206–207.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Холлис, Альфред (1905). Масаи: их язык и фольклор . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 327-329.
- ^ Редакторы Британской энциклопедии (1998). «Гора Кения» . www.britanica.com/ . Британская энциклопедия Inc. Проверено 5 июня 2021 г.
Его вершина характеризуется крутыми пирамидальными пиками, главными из которых являются Батиан (17 058 футов [5 199 метров])...
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка )