Jump to content

Queukople

Лайкипиак
(Говорящий MAA, связанный с народом Квави ) Говоряние MAA, связанное с народом Квави (в том числе изначально происхождение )
Регионы со значительным населением
 Кения
Языки
MAA Language
Религия
Традиционные убеждения
Связанные этнические группы
Народ масаи , народ Самбуру , для людей , народ Уазин Гишу

Laikipiak был значительным сообществом в 19 -м веке, известной своими конфликтами с масаи и их возможным рассеянием.

Люди Лайкипиак , были сообществом, которое населяло плато, расположенное на восточном отходе Рифтовой долины в Кении которое сегодня носит их имя. [ 1 ] [ 2 ] Говорят, что они возникли из -за рассеяния Квави масаи в 1830 годах . Они были одним из двух важных разделов этой общины, которые остались вместе. Другим является Уазин Гишу, с которым они позже союзнили против масаи. Многие спикеры MAA в округе Лайкипия сегодня претендуют на происхождение Лайкипиака, а именно среди подразделов Илнг'веси, Илдигирри и Ильмунит в Лайкипии Маасаи. [ 3 ]

C.1830 Происхождение

[ редактировать ]

Согласно повествованиям, рассказанным Томпсону в 1883 году, сообщество, называемое «ва-квафи» (Kwavi), фрагментировалось после серии несчастий, которые постигли их »около 1830 года ...». [ 1 ]

Томпсон отмечает, что первоначальным домом «ва-квафи» был «большой район, лежащий между Килиманджаро, Угоно и Паре на западе, и Тейта, и Усамбарой на востоке. «Несчастия», в результате чего сообщество было разбито и разбросано по различным углам. [ 1 ]

Однако ва-квафи не были разбросаны, однако, для большого разделения клана держались вместе, и придумали, чтобы пробиться через Кикую и добраться до Ликипии, где они поселились.
Другой раздел пересек меридиональный впадину и достиг противоположной половины плато в Гуас -Нгишу. В обоих местах они обнаружили превосходные выпасающие земли и много комнаты для локтя, и там какое-то время они оставались тихо ...

- Джозеф Томпсон, 1883 [ 1 ]

Согласно традициям Масаи, записанным Макдональдом (1899), Ликипия нашла Огика на плато и принесла их под их покровительством. [ 2 ]

Территория

[ редактировать ]

Согласно традициям масаи, записанным Макдональдом, территория Лайкипиака простиралась на плато, сегодня известное как Лайкипия после фрагментации общества Луикопа. [ 2 ] Chauncy Stigand сделал заметки на основе информации, которую он получил от Masai, Samurr, Rendile и Borana, касающегося «Старой Лайкипии Масаи», которого, как он утверждал, были известны как Loikop. Он отмечает, что;

... Страна к северу от Гилгила и простирающаяся от этого места до Бораны была в старые времена под названием «Лайкипия», имя, которое теперь ограничено плато между севером Абердареса и гор Лорогай.
Жители масаи этого тракта назывались «локоп» или «народ страны Лайкипии» ...

- Стиганд, Ch (1913) [ 4 ]

Господство

[ редактировать ]

Повествования, собранные Стиганом в северной Кении в период 1877-1919 годов, изображают период растущей силы для «старой Лайкипии Масаи», которого он называет Loikop.

Что касается Loikop, они, похоже, стали очень сильными, и их рейды, как утверждается, распространились на восток до Сомалиленда. В любом случае, несомненно, что они совершили набег на Нгонг, и Борана говорят, что они достигли Дирри, к востоку от озера Стефани, в котором Борана находилась на грани того Последнее усилие. Таким образом, собирая всех доступных мужчин издалека и многих лошадей, им удалось отвезти их обратно из своей страны.

- Стиганд, c.1919 [ 5 ]

C.1870 Maasai - Laikipia War

[ редактировать ]

Томпсон (1883) отметил, что « ва-квафи» Гуас'нгишу и Ликипии , увеличившись в числах и выросшие смелые, объединенные вместе, чтобы начать войну с масаи. Ему сообщили, что это было около пятнадцати лет до этого, т.е. 1870. [ 1 ] Холлис в своем отчете о масаи записал подобные повествования, встречающиеся примерно в то же время. Он отмечает, что примерно в 1850 году Туркана управляла самой западной ветвью масаи с запада, к югу от (озеро Туркана) ». Он утверждает, что «где -то примерно в тот же период - в то время старик может помнить, согласно родному выражению - Масаи, жилье на плато Уазин Гишу, атаковали плато Найваши». Масаи Найваша позже будет союзником с таковыми Килиманджаро. [ 6 ]

Бернтсен (1979) отмечает, что старейшины Purko-Kisongo Maasai говорят о том, что именно воины возрастного возраста Ил Аймер (ок. 1870–1875)) притуплили атаку своих северных соседей Илайкипияка, а затем уничтожили их как социальную единицу Полем Старейшины не приписывают победу воинам масаи превосходной военной мощности, а скорее пророческим ритуальным лидерством знаменитого Лайбона Мбатиана , который использовал свое влияние среди нескольких секций Пурко-Кисонго, чтобы объединить все воины Пурко-Кисонго против Илаикипиак. [ 7 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

По словам информантов Purko, Purko и Laikipiak объединились, чтобы совершить набег на Уазин Гишу во время воина возрастного набора Il Nyankusi (ок. 1860 -х - 1870 -е годы). Эти традиции подразумевают совместную или, по крайней мере, скоординированную атаку. Совсем недавно были научные предположения о том, что некоторые Пурко искали чары и лекарства от Пророка Илайкипиака - Коикоти Оле Тунай, чей краал находился намного ближе к Пурко, чем был Мбатиан. [ 7 ]

После одного из набережений Purko-ilaikipak на Уазин Гишу, воинов Пурко и в Илаикипиаке выпали из-за распределения захваченного крупного рогатого скота. Детали различаются, но последовательный элемент повествовательного утверждения о том, что Куйони, спикер воинов Пурко, поручил своим воинам взять больше, чем их доля крупного рогатого скота. Воины Илаикипиака, управляемый Койкоти, совершил набег на Пурко и другие участки вокруг Найваши, полностью изгнав их из региона. [ 7 ] Ряд сообщений предполагает, что Илаикипиак сочетается с Уазин Гишу, чтобы отомстить Пурко.

Деморализованные воины и старейшины Пурко затем обратились к своему главному пророку Мбатиан за помощь. Они обратились к нему, используя различные методы и в конечном итоге добились успеха в том, чтобы привлечь его в конфликт. Мбатиан направил воинов из других, не ввешенных участков Purko-Kisongo, чтобы присоединиться к Пурко и другим разбитым секциям, чтобы сопротивляться и уничтожить Илаикипиак. [ 7 ]

Конфликт

[ редактировать ]

Многие рассказы конца 19 -го века отражают конфликт между масаи и альянсом Лайкипии/Уазин Гишу Квави. Все они отмечают, что этот конфликт закончился последующим уничтожением последнего.

Стиганд, например, отметил, что окончательное вымирание Лайкипии возникло из -за конфликта с южным масаи. Его аккаунт включает в себя ссылку на то, что воины Лайкипии прыгают или вынуждены сойти с обрыва, который похож на учетные записи, которые позже записаны в фольклоре современных кенийских общин.

... они решили атаковать и полностью сокрушить южный масай ... с этим, если они отправились по рифтовой долине, и, когда они боялись, что они совершили набег на их противники на севере, когда они были вдали, они принесли все Их запасы, женщины, дети и вещи, с ними.
Когда южный масай услышал, что они приходят, они объединились вместе и вышли, чтобы встретиться с ними. Они встретились с Луикопом к северу от Накуру (и) после отчаянной встречи, локоп постепенно отодвигался назад в западном направлении. Не зная страны, они не знали, что кратер Менегая, чья стена падает, позади их.
Когда около края южная армия удвоила атаку, и лойкоп внезапно повернулся, чтобы летать, и сбежала над грани кратера, тех, кто не был убит врагом, был осажден на дно.

- Стиганд, c.1919 [ 5 ]

Профессор Ciarunji Chesaina (1991) писал о конфликте, который произошел между "sikyinet'ab kaplong'ole" (клан района Лонг'л) и Масаи. Говорят, что клан Long'ole жил на «плоской» горе, которая была окружена толстым колючим лесом, которого было трудно проникнуть. Этот клан был сильным, они, как говорят, победили ряд соседних кланов, став «Бонникаб Борорионото» (слабо правители их сообщества). Впоследствии они стали гордыми, и в этом воздухе высокомерие противоречило своим отдаленным соперникам - масаи.

Говорят, что они направили масаи на войну, посылая им «заточенную камень», с помощью которого они заточили свои копья. Когда первоначальное приглашение на войну было отклонено, воющий клан Long'ole послал второго посланника с еще большим затопленным камнем.

Боевая подготовка

[ редактировать ]

... Лонг -старейшины готовились к большому бою. Ночи и дни увидели, как они затчили свои мечи, копья и стрелы. Они также затягивали свои ручки щита и ежедневно убивали волов и ели к силе. Через две недели старейшины Long'ole собрали всех способных людей в подготовке к неизбежному вторжению в Масаи. Некоторым из них было назначено шпионские обязанности. Другие были даны рога для поднятия тревоги. Большая часть мужчин сформировала главный полк, который окружил весь клан по краям горы с плоским верхом.

- Cherop Chemwetich, Tugen (около 90 лет в 1991 году) [ 8 ]

Однажды утром на рассвете (Long'ole) внезапно подверглись нападению мощного полка Масаи, который избежал здравого зрения неожиданных шпионов. Они решили атаковать по ночам, чтобы не быть замеченными шпионами. Им потребовалось половина ночи , чтобы прорезать толстые колючие крутые склоны горы (т.е. плато). Когда они достигли края земли Long'ole Clan, они быстро взяли свои территории и окружили клан. Они быстро атаковали со всех сторон, используя свои копья и мечи.
Длинные силы обороны были ошеломлены, и они отчаянно подняли хрупкое, неорганизованное сопротивление. Воины Масаи легко преодолели длинных воинов, и по восходу восхода они были в центре клана, убив без разбора каждого и каждого врага на своем пути.

- Cherop Chemwetich, Tugen (около 90 лет в 1991 году) [ 8 ]

Джозеф Томпсон в 1883 году наткнулся на пустынную деревню, которую он назвал Дондоль.

... наш маршрут должен был быть почти на запад, но было невозможно подняться на пропасти. Поэтому мы были вынуждены сохранить почти на север, вдоль вторичной линии разлома ... было несколько линий потрясений (или депрессии) ..., которые были увенчаны мелкими деревьями. Наконец, примерно в полдень мы вышли с разбитых сторон откоса и стояли на злобном пространстве плато на высоте 8400 футов. Вскоре после этого мы разбили лагерь в густой роще можжевельников, в которой мы нашли пустынную деревню Андоробо - охотничье племя страны Масаи. Район называется Dondolè, который мне сообщил, означает «все (то есть не - земля ни одного человека) из непрерывных ссоров за владение, которое произошло между масаи Кинангопа и Масай (ва -квафи) из Ликипии .

- Джозеф Тмпсон, 1883 [ 9 ]

Диаспора

[ редактировать ]

Согласно повествованиям, рассказанным Томпсону, Квави были разбросаны и рассеяны в качестве мигрантов на ряд областей и сообществ, в том числе; [ 1 ]

  • Тавета
  • Два
  • Гора Меру (Arusha-Of)
  • Среди Wazeghua
  • Nerrserrians
  • Туннель

Макдональд отметил, что выжившие этого конфликта были в то время разбросаны остатки в «Нанди, Кавирондо или Кетош». [ 2 ]

Джонстон (1886) признал, что Loikop были «разделены на многие классы, племена и даже независимые нации». Он сгруппировал отдельные подразделения масая и дивизий Квави, отметив, что позднее были «урегулированы сельскохозяйственными». Отделия Квави, которые он признал, были;

  • En-Jemsi и район озера Баринго
  • Лайкипия
  • Чуанг
  • Лумбва (недалеко от Кавирондо)
  • Аруша
  • Морру, Чир Генлиман).
  • Река Руву
  • Ваш Humut (sumuut) [ 10 ]

Straight et al. Обратите внимание, что Самбуру через несколько ландшафтных черт «понимать их отношения с предками как победными, так и ассимилированными». Из Лайкипии они заявляют: «... и когда Лайкипиак были закончены [уничтожены], они пошли в другие субкланы, а другие этнические группы сделали их своими. Так что Лайкипияк не закончили, они все еще среди многих людей ... и они также среди нас, Lmasula [Samburu Section] ».

Другой старейшина Самбуру из Лайкипийского наследия, спросил риторически; Есть ли где -нибудь, что нет Лайкипиака? [ 11 ]

Нет! "Они плескали"

Многие спикеры MAA в округе Лайкипия, а именно среди Ilng'wesi, Ildigirri и Ilmumonyot, утверждают, что сегодня являются потомками Ilaikipiak (хотя большинство идентифицируют в первую очередь как Maasai). Устные исторические записи свидетельствуют о том, что эти группы разбросаны по лесам горы Кении и в других местах после поражения Лайкипиака, где они существовали через охоту и питанию до восстановления своих стад со стороны торговли слоновой костью, а также кражи жидкости. Этот период привел к их стигматизации Самбуру и другими соседними группами как « Доробо ». [ 3 ] [ 12 ]

  1. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Томпсон, Джозеф (1887). Через Масай земли: путешествие по разведке между вулканическими горами и странными племенами восточной экваториальной Африки. Будучи повествованием об экспедиции Королевского географического общества на гору Кениа и озере Виктория Ньянза, 1883-1884 . Лондон: С. Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон. С. 240 –241.
  2. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый MacDonald, JRL (1899). «Заметки об этнологии племен встретились во время прогресса экспедиции Джуба 1897-99» . Журнал антропологического института Великобритании и Ирландии . 29 (3/4): 240. DOI : 10.2307/2843005 . JSTOR   2843005 .
  3. ^ Jump up to: а беременный Shaughnessy, SFB (2019). «Ilng'wesi Maasai: средства к существованию и моральная идентичность в северной Лайкипии, Кения» . Докторская диссертация, Кембриджский университет . doi : 10.17863/cam.41615 .
  4. ^ Стиганд, Чонси (1913). Земля Зинджа, являющаяся отчетом о Британской Восточной Африке, ее древней истории и нынешних жителях . Лондон: констебль и компания Ltd. С. 206–207.
  5. ^ Jump up to: а беременный Стиганд, Чонси (1913). Земля Зинджа, являющаяся отчетом о Британской Восточной Африке, ее древней истории и нынешних жителях . Лондон: констебль и компания Ltd. п. 206–207 .
  6. ^ Холлис, Альфред Клод (1905). Масай; их язык и фольклор . Оксфорд: Пресса Кларендона. п. XV.
  7. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Бернтсен, Джон (1979). «Возраст и пророческий лидерство масаи: 1850-1910» . Африка: журнал Международного африканского института . 49 (2): 134–146. doi : 10.2307/1158670 . JSTOR   1158670 . Получено 5 июня 2021 года .
  8. ^ Jump up to: а беременный Чесайна, доктор Ciarunji (1991). Устная литература Кленджина . Найроби: Heinmann, Kenya Ltd. с. 38–41.
  9. ^ Томпсон, Джозеф (1887). Через Масай земли: путешествие по разведке между вулканическими горами и странными племенами восточной экваториальной Африки. Будучи повествованием об экспедиции Королевского географического общества на гору Кениа и озере Виктория Ньянза, 1883-1884 . Лондон: С. Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон. с. 203 .
  10. ^ Джонстон, сэр Гарри Гамильтон (1886). Экспедиция Килима-Нджаро: запись научных исследований в Восточной экваториальной Африке . Лондон: К. Пол, Тренч и Ко, с. 313
  11. ^ Прямая, билинда; Лейн, Пол; Хилтон, Чарльз (2016). « Пыли людей»: перспективы Самбуру на катастрофу, личность и ландшафт ». Журнал Восточной Африканской исследования . 10 (1): 179. doi : 10.1080/17531055.2016.1138638 . S2CID   147620799 .
  12. ^ Уоллер, Ричард Д. (1978). «Лорды Восточной Африки: масаи в середине девятнадцатого века» . Докторская диссертация, Кембриджский университет . doi : 10.17863/cam.41615 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8c00e3d3796020d31276a133baf6949__1725365580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/49/d8c00e3d3796020d31276a133baf6949.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Laikipiak people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)