народы Доробо
Доробо (или Ндоробо , Вадоробо , доробо , Торобо ) — уничижительный общий термин для нескольких несвязанных между собой охотников-собирателей групп Кении и Танзании . Они составляли клиентские группы масаи и не занимались скотоводством .
Этимология
[ редактировать ]
Термин «доробо» происходит от маа выражения il-tóróbò (единственное число ol-torróbònì ) «охотники; те, у кого нет скота». Жизнь за счет охоты на диких животных подразумевает примитивность, а отсутствие скота означает очень бедность в скотоводческой культуре Маа.
Классификации
[ редактировать ]В прошлом предполагалось, что все Доробо имели южно -нилотское происхождение; термин Доробо обозначает несколько тесно связанных этнических групп. соответственно, считалось, что [ 1 ]
Группы, называемые Доробо, включают:
- Каплалах Окиек и Кипчорнвонек Окиек (Нилотик; провинция Рифт-Валли, Кения )
- Сенгвер
- Мукогодо-Маасаи (бывший Яаку , иногда Араманик) ( яку яку ; округ Лайкипия , провинция Рифт-Валли, Кения)
- Аасакс ( язык ааса ; северная Танзания)
- Акие (иногда Мосиро, название клана Акие) (Нилотик, северная Танзания)
- СМИ ( Календжин , северная Танзания)
- Кисанкаса (Календжин, северная Танзания)
- Арамейский (Календжин, Танзания)
- Мосиро (Календжин, Танзания)
- из Омо
Отношения с соседями
[ редактировать ]Историческое исследование 17 групп Доробо на севере Кении показало, что каждая из них поддерживала тесную связь с окружающей территорией посредством добывания пищи. Говоря на одном языке со своими соседями-кочевниками-скотоводами, они поддерживали с ними мирные отношения и соглашались на более низкий статус. Время от времени между этими двумя группами были даже возможны смешанные миграции и смешанные браки. Если бы политический ландшафт изменился и на территорию пришли новые скотоводы, то местные Доробо перешли бы на новый язык и выстроили бы новые отношения, цепляясь при этом за свою территориальную нишу. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хантингфорд, например, пишет (1931:228): «... все диалекты Доробо, как они сейчас говорят, основаны на языке Нанди - это было впервые показано Хобли, который был пионером в этой области и чьи словари довольно надежны. —...» (о Хобли см. Hobley 1903, 1905, 1906).
- ^ Спенсер, Пол, 1973, Кочевники в союзе: симбиоз и рост среди рендиллей и самбуру в Кении , Oxford University Press, Лондон. (стр. 199-219, «Доробо и эльмоло Северной Кении»).
Ссылки
[ редактировать ]- Дистефано, Джон А. (1990) «Охотники или жертвы?» К истории окиеков Кении», «История Африки» , 17, 47–57.
- Хобли, CW (1903) «Заметки об эльдоробо Мау, Британская Восточная Африка», Man , 3, 33–34 (со словарем из 100 пунктов на странице 35).
- Хобли, CW (1905) «Дальнейшие заметки об Эль Доробо или Оггике», Man , 5, 39–44.
- Хобли, CW (1906) «Заметки о народе Доробо и других племенах»; собрано от вождя Карури и других, Man , 6, 119–120.
- Хантингфорд, GWB (1931) «Татуру, Мосиро и араманикский диалект Доробо», Man , 31, 226–228.
- Кенни, Майкл Г. (1981) «Зеркало в лесу: охотники-собиратели Доробо как образ другого», Африка , 51, 1, 477–495.
- Магуайр, RAJ (1948) «Иль-Торбо», Tanganyika Notes & Records , 25, 1–27. [перепечатка статьи 1928 года, опубликованной в Журнале Королевского африканского общества]
- Роттланд, Франц и Воссен, Райнер (1977) «Основы прояснения проблемы Доробо», в книге Möhlig & Rottland & Heine (ред.) « О лингвистической истории и этноистории в Африке» . Берлин: Дитрих Раймер, 213–238.