Степень
Старая степень | |
---|---|
(бывший язык) | |
Область | южный округ Квале , Кения, и северный округ Мухеза , Танзания. |
Эра | засвидетельствовано в 1959 г. [1] |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | Никто ( mis ) |
глоттолог | dege1245 |
Дегере — это из Кении и Танзании, говорящая на языке миджикенда группа бывших охотников-собирателей , в настоящее время расселенная вдоль рек Рамиси , Мвена и Умба , а также несколько человек вдоль побережья. Их может быть от нескольких сотен до нескольких тысяч. Считается, что они связаны с племенем на оромо , говорящим Ваата , или, возможно, произошли от него . По разным сообщениям, они говорят на Дуруме, Диго, аналогичном собственном диалекте Миджикенда, или говорят на Миджикенде с грамматическими ошибками (например, неправильными временами глаголов), так же, как это делают Ваата, когда говорят на Миджикенде. [1]
Бывший торговец ядом для стрел сообщил, что, когда он посетил Дегере в Мкосеке на севере Танзании в 1959 году, они говорили между собой на своем языке, который, по его словам, был похож на ваата. Он с трудом смог вспомнить некоторые слова и фразы, а также их эквиваленты ваата, и приравнял этот язык как к ваата, так и к языку охотников-собирателей « доробо » на другой стороне гор Усамбара . [2] Половина слов была явно связана с Ваата, хотя и с некоторыми различиями в произношении и значении, но остальные были неясны и не могли быть идентифицированы с известным языком, хотя это осложнялось трудностью припоминания и возможностью ошибок или искажений. закралось со временем.
Наиболее неясные из этих слов, которые вспомнили почти 30 лет спустя, включают: [3]
- сако 'девушка' (т.е. до рождения детей)
- сакая 'женщина' (с детьми)
- гобина 'кровь'
- мада 'мясо'
- матиндо 'молоко'
- пузырь «пчела»
Уолш (1990, 1992/1993) заключает, что, возможно, бывший язык дегере был разновидностью оромо, на которую повлиял еще более ранний их язык или язык соседей-охотников-собирателей. [1] Ваата говорят, что у них был собственный язык до перехода на оромо, поэтому другая возможность заключается в том, что дегэре отделились от ваата и отправились на юг, подальше от влияния оромо, до того, как этот переход был завершен, и поэтому сохранили часть этого более раннего языка в их лексикон. [3]
Имя «Дегере» является корнем названия Миджикенда, мудегере (sg) / адегере (мн), от глагола кудегере «бродить», что, по-видимому, отражает их прежнюю экономику охотников-собирателей. Создание заповедника Мкомази в Танзании в 1951 году, возможно, ускорило отказ от охоты. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Мартин Уолш, 1992/1993. Вуна и Дегере: остатки и изгои среди Дурума и Диго Кении и Танзании. Бюллетень Международного комитета по срочным антропологическим и этнологическим исследованиям 34/35: 133–147.
- ↑ Под этим он мог иметь в виду Асакса/Араманика . (Уолш, 1990)
- ^ Jump up to: а б Мартин Уолш, 1990. Дегере: забытые охотники-собиратели восточноафриканского побережья. Кембриджская антропология 14: 68–81.