Хванджиле
Хванджиле (годы правления 1740–1774) был первосвященником и кпохито («соратник по правлению») африканского королевства Дагомея , на территории современного Бенина .
Жизнь
[ редактировать ]Хванджиле была женщиной племени аджа из деревни Хоум, расположенной к западу от Абомея , в южной части современного Бенина. [ 1 ] Сообщается, что она была уже взрослой и имела двоих детей, когда ее привезли либо как военнопленную, либо как торговца во дворец Абомея. [ 2 ] Хванджиле была замужем за королем Агажей назначил ее на должность кпохито («Матери леопарда») до того, как Тегбесу , четвертый король Дагомеи, . В ее родню входили могущественные купеческие семьи Аданле, Ходонур и Коссу-Наэтон из города Уида . [ 3 ]
Политическая и религиозная активность
[ редактировать ]Устные предания, являющиеся нашим главным источником информации о Дагомее восемнадцатого века, не объясняют, почему Хванджиле вступила в союз с Тегбесу , но они утверждают, что Хванджиле сыграла решающую роль в восшествии Тегбесу на престол, вытеснив его старшего брата. В результате этой помощи Тегбесу назвала Хванджиле кпохито , и эта должность сделала ее самой богатой и влиятельной женщиной в королевстве. Этот термин часто переводят на английский как «королева-мать», хотя это не совсем точно. Быть кподхито означало быть женщиной-«помощницей по правлению» короля через буквальные или символические отношения матери и сына, представлять баланс королевской власти и обладать полномочиями разрешать религиозные споры. [ 4 ]
Хванджиле укрепил свое правление и правление Тегбесу посредством манипулирования религиозными верованиями, особенно теми, которые сосредоточены на дагомейском воду или богах. Она импортировала из Аджи двух богов-творцов, Маву и Лизу, и провозгласила их правителями дагомейского пантеона. Хванджиле устроила для них дом прямо возле королевского дворца, где она служила их могущественным первосвященником. Она также поощряла использование гадания Фа . [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]Благодаря ключевой роли, которую она сыграла в создании сильного централизованного королевства менее чем за одно поколение, Хванджиле считается одной из самых важных фигур в истории Дагомеи, да и современного Бенина. После смерти Хванджиле ее заменил прямой потомок, который взял на себя ее имя и функции. Эта система вечной преемственности все еще действует, и сменявшие друг друга Хванджиле продолжают оставаться политически влиятельными. [ 6 ]
Кроме того, сегодня в Бенине поклоняются ряду богов, представленных Хванджиле. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крейзель, Синтия Шаррер. Смит, Бонни (ред.). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . п. 518.
- ^ Бэй, Эдна Г. Жены леопарда: пол, политика и культура в Королевстве Дагомея . п. 91.
- ^ Закон, Робин. Мать — золото, отец — стекло: гендер и колониализм в городе йоруба . стр. 70, 114.
- ^ Уайт, Э. Фрэнсис. «Женщины в Западной и Западно-Центральной Африке». В Бергере, Ирис; Уайт, Э. Фрэнсис (ред.). Женщины в странах Африки к югу от Сахары: возвращение женщин в историю . п. 75.
- ^ Семли, Лорель Д. Мать — золото, отец — стекло: гендер и колониализм в городе йоруба . п. 43.
- ^ Словарь африканской биографии . п. 96.
- ^ Уайт, Э. Фрэнсис. «Женщины в Западной и Западно-Центральной Африке». В Бергере, Ирис; Уайт, Э. Фрэнсис (ред.). Женщины в странах Африки к югу от Сахары: возвращение женщин в историю . п. 75.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эдна Дж. Бэй. «Вера, легитимность и Кпохито : институциональная история «королевы-матери» в доколониальной Дагомее» в Журнале африканской истории 36, вып. 1 (1995): 1-27.
- Эдна Дж. Бэй. Жены леопарда: гендер, политика и культура в Королевстве Дагомея (1998).
- Роберт Б. Эдгертон. Женщины-воины: амазонки Дагомеи и природа войны (2000)