Только (Она)

Бара (ранее часто писалась как «Барра» ) — картина Жана-Жака Эннера, выставленная в Салоне 1882 года и сегодня являющаяся частью коллекции Пти-Пале в Париже . На ней изображен республиканский мальчик-герой революции Французской Жозеф Бара , убитый вандейцами в 1793 году.
Описание
[ редактировать ]Картина, холст, масло, 85,5см х 144см. [ 1 ] изображает молодого Джозефа Бара , лежащего обнаженным на земле после его убийства, на коричневом фоне. Его руки вытянуты, голова запрокинута назад, а грудь поднята. [ 2 ] Несколько капель крови брызнули на его спутанные волосы. [ 3 ] Поза элегантная и классическая простота, и, если не считать раны на голове, тело совершенно безупречно. В руке Бары - голень (согласно каталогу картины - кинжал). [ 1 ] и смутно различимая форма барабана лежит позади него слева. [ 4 ]
Тема картины необычна для Хеннера, который чаще рисовал мифологические сюжеты; субъект из почти современной Франции, с такими прямыми признаками физического насилия, был для него нетипичен. [ 5 ]
История
[ редактировать ]В начале 1880-х годов интерес к Баре возродился, и о нем были написаны стихи и скульптуры. [ 6 ] [ 7 ] В 1880 году Шарль Моро-Вотье создал на ту же тему свое полотно «Смерть Жозефа Бара» . [ 8 ] В том же году, когда Хеннер выставил свою картину, Жан-Жозеф Веертс представил портрет Бары, а одним из ярких моментов салона 1883 года в следующем году стала историческая картина Веертса : La Mort de Bara . [ 7 ]
Картина оставалась во владении Хеннера до его смерти. Когда он умер бездетным, его имущество перешло к его племяннице Эжени и племяннику Жюлю. Затем Жюль Эннер подарил его Музею изящных искусств Парижа в 1905 году. [ 1 ]
Работы были представлены на ряде выставок, в том числе: [ 1 ]
- 2017–18: хвалили и высмеивали. Французская живопись 1820-1880 , Кунстхаус Цюрих
- 2008-9: Парижский салон XIX века , Gemeentemuseum Den Haag.
- 1989-90: Жан-Жак Эннер , Музей изящных искусств Мюлуза.
- 1986: Справедливость и божественная месть, преследующая преступление , Réunion des Musées Nationaux.
Критическое мнение
[ редактировать ]Ипполит Девильерс считал эту работу шедевром, высоко оценив то, как тусклый свет подчеркивает чудесную мягкость кожи Бары, благодаря чему он кажется почти все еще живым и напоминает работы Хеннера, выставленные в прошлогоднем Салоне La Femme quilit/La Liseuse. . [ 3 ]
Людовик Баше был впечатлен тем, как тело мальчика согревается янтарными тонами, которыми тайно владел Хеннер. [ 4 ] Генри Уссей думал, что «в теле этого подростка больше грации, чем в любой Венере, больше жизни в этом трупе, чем в любой вакханке , больше поэзии в этом юном мальчике, чем в любом закате». Он считал картину лучшей работой Салона 1882 года, заслуживающей золотой медали за виртуозное исполнение (медали работа фактически не получила). [ 2 ]
В своем обзоре для Эмилия Академии Дилке (писавшая под псевдонимом EFS Pattison) отметила: «Барра» [является] работой, которая по своей солидности и прекрасному качеству телесной живописи напоминает памятного «Мертвого Христа», выставленного М. Хеннер, кажется, в 1876 году. [ 9 ] Анри Уссе положение тела напоминало положение Авеля в Прюдона произведении «Справедливость и божественная месть для преступления ». [ 2 ] Жюль Кларети сказал, что работа Хеннера «дает чувство героизма, гораздо более глубокое, чем Бары, одетые как гусары, маленькие мальчики, одетые как воины, показанные нам в Салоне, с их саблями и кадетами . [ 10 ]
Один критик, комментируя необычный выбор сюжета для Хеннера, предположил, что некоторое время назад он просто набросал фигуру спящей модели, а затем решил позже добавить голень и придать работе искусственный авторитет, назвав ее в честь героя-республиканца. . [ 4 ] Жан Мерием согласился, предположив, что работа была завершена незадолго до 1882 года, а затем просто получила название «Барра» , чтобы воспользоваться современным интересом к этой теме. Он утверждал, что без хотя бы полоски ткани возле его лежачего тела на картине вряд ли найдется деталь - за исключением барабана - которая бы передала какую-либо подходящую историческую обстановку или оправдывала название. [ 6 ] Однако этой точке зрения противоречит Франсуа Тьебо-Сиссон, который рассказал, что Хеннер долгое время рассматривал Бару как объект и набрасывал планы для этого в перерывах между другими проектами, над которыми он работал. Действительно, на большинстве этих эскизов Бара был изображен одетым, но Хеннер в конце концов нарисовал его обнаженным, заставив многих усомниться в правильности названия работы. [ 11 ]
Технически Жан Мерием посчитал казнь ошибочной, с плохо прорисованной левой ногой и явно вывихнутым коленом. Он также чувствовал, что, хотя изображение тела подчеркивало молодость субъекта, оно не указывало на ужесточение рамок, которое могло бы быть связано с войной. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Бара» . parismuseescollections.paris.fr . Парижские музеи . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Уссей, Генри (1882). Французскому искусству потребовалось десять лет . Париж: Dicier et Compagnie. стр. 218–9 . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Девиллерс, Ипполит (1886). «Ж.-Дж. Хеннер» . Великие французские и зарубежные художники . Париж: Лонетт-Гупиль. стр. 209–224. .
- ^ Jump up to: а б с Баше, Людовик (1882). Выставка изящных искусств (Салон 1882 года) . Париж: Библиотека искусств. стр. 157–159 . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ Эно, Луи (1882). Париж-салон Том 2 . Париж: Библиотека Э. Бернара . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Мерьем, Жан (1882). Картины и статуи (Выставка 1882 года) . Париж: Людовик Баше. стр. 42–44 . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Мартин, Жан-Клеман (1996). РЕВОЛЮЦИЯ И КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ ВО ФРАНЦИИ 1789-1989 гг . Ренн: Издательство Реннского университета. стр. 79–98. ISBN 9782753524507 . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Браун, Мэрилин (2017). Gamin de Paris в визуальной культуре девятнадцатого века Делакруа, Гюго и французское социальное воображение . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. п. 97. ИСБН 9781315315959 . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Паттисон, EFS (1882). Том XXI Академии . Лондон. стр. 344–5 . Проверено 18 декабря 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кларети, Жюль (1884). Современные художники и скульпторы . Париж: Библиотека библиофилов. стр. 96–97 . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Тибо-Сиссон, Франсуа (1889). Искусство и письма . Лондон: Буссар, Валадон и компания. п. 87 . Проверено 19 декабря 2022 г.