илмие
Ильмие мюлькие — один из четырех институтов, существовавших в рамках государственной организации Османской империи , остальные три — императорский ( ) институт; военное ( сейфие ) учреждение; и административное ( калемия ) учреждение. Функция Ильмие заключалась в пропаганде мусульманской религии, обеспечении надлежащего соблюдения исламского закона в судах, а также в обеспечении того, чтобы он правильно интерпретировался и преподавался в османской школьной системе. Развитие Ильмие происходило в течение шестнадцатого века, поглощая в процессе улемов , образованный класс мусульманских ученых-правоведов.
Появление Ильмие
[ редактировать ]Начиная с XVI века, чиновники административных и финансовых учреждений обучали собственных учеников вместо того, чтобы нанимать выпускников медресе . Это привело к сужению обязанностей улемов , которые когда-то распространялись на все невоенные государственные службы. Теперь они занимались только судебной и образовательной сферами правительства. Это привело к тому, что Ильмие постепенно превратилось в иерархическую линию карьеры и самоцель. [ 1 ] Если человек должен был окончить медресе и сразу занять должность в Ильмье, у него было очень мало возможностей изменить свой карьерный путь.
К началу 17 века Ильмие полностью утвердилось как учреждение. В полностью сформировавшемся Ильмие развивались два различных карьерных пути: городские судьи , или касабат кадис, и высокопоставленные сановники , или моллы. [ 2 ] Городскими судьями были те, кто решил работать в округах низкого уровня, в свою очередь лишаясь возможности работать на самых высоких должностях в Ильмие. Единственным большим преимуществом выбора пути городского судьи было то, что можно было увидеть немедленную и стабильную оплату сразу после завершения учебы в медресе. Если бы кто-то встал на путь высокого сановника , он бы начал свою карьеру с преподавательской работы в медресе. Это означало бы несколько лет более низкой зарплаты, но позволило бы подняться по карьерной лестнице в Ильмие, в конечном итоге получив более прибыльную и более высокую должность, чем когда-либо мог бы получить городской судья. Эти должности более высокого уровня были известны как мевлевиеты . [ 3 ]
Ильмие и судебная реформа
[ редактировать ]Сила и влияние исламских религиозных законов и обычаев начали уменьшаться по мере того, как западноевропейские идеологии начали проникать в жизнь Османской империи. Итак, по мере того, как западноевропейские идеологии начали проникать в Османскую империю в XVIII и XIX веках, на османское правительство оказывалось давление с требованием создать более светскую судебную систему. Таким образом, Канун была введена светская правовая система . Это предоставило бы немусульманским подданным Империи правовую систему, через которую они могли бы пройти в случае необходимости. Ильмие и улемы не проявили реального несогласия с введением кануна, и хотя им было разрешено вмешиваться в решения судов кануна, они редко пользовались этим правом и обычно позволяли им управлять собой. Хотя это справедливо в отношении улемов и ильмие, многие религиозные учёные внутри этих групп не были уверены, как реформа повлияет на целостность законов шариата. Первоначально поддержав реформу, полагая, что она укрепит Империю как исламское государство, члены Ильмие и улемы впали в замешательство, когда обнаружили, что реформа будет означать секуляризацию. [ 4 ] Это вызвало бы разногласия в сообществе религиозных ученых по поводу того, соответствует ли секуляризация законам шариата. Этот раскол внутри сообщества религиозных ученых привел к снижению влияния Ильмие, в то время как административный институт набирал популярность и престиж. Приток западной идеологии также повлиял на так называемый идеал гази . Это была идея о том, что османы превосходили своих европейских соседей в военном и культурном отношении. В то время как европейское влияние на жизнь Османской империи росло, идея идеала гази уменьшалась. Известно, что османская армия потеряла свою репутацию мощной силы и в XIX веке временами практически не функционировала. Наряду с потерей хорошей репутации военных, репутация Ильмие ухудшилась. На них смотрели как на консерваторов, не желающих меняться, что очень негативно повлияло на них в период реформ 1800-х годов. Из-за этого их влияние еще больше сократилось, а административные и имперские институты приобрели более высокий статус.
Ильмие и реформа образования
[ редактировать ]Улемы долгое время владели монополией над традиционными учебными заведениями — мектебами и медресе . [ 5 ] Итак, к тому времени, когда реформа образования вышла на первый план в стремлении Османской империи улучшить свое общество, они сосредоточились на создании альтернативных школ, известных как ибтидай , или начальные школы. Реформаторы образования основали эти новые начальные школы как попытку оказать собственное влияние на высшее образование в Империи, которое, по их мнению, давало лучший опыт обучения, чем мектебы и медресе . В рамках своих усилий они предоставили дополнительное оборудование, книги и финансирование. Введение этих новых школ предоставило будущим учащимся выбор между светской учебной программой и религиозной. Однако обе системы оказались неэффективными и обе не соответствовали тем стандартам, которых они пытались достичь. Хотя в 19 веке было много проблем с реформой образования, османы добились внедрения трехуровневой школьной системы, которая заменила неорганизованную систему старых. Под влиянием реформаторов правительство в 1845 году представило новый план, который включал реформирование Корана. мектебс , промежуточный уровень, известный как русдие , и университет, известный как дар уль-фунун . [ 6 ] План не сразу осуществился, но на протяжении XIX века образование в Империи претерпело большие изменения. Хотя это рассматривалось как успех, османы все еще сильно отставали от других реформаторов, таких как японцы. В этом процессе оказалось много трудностей. Многие школы не оправдали того, чего от них ожидали, оставив еще одно пятно на репутации ильмие и улемов.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Абдуррахман Ацилл (2009). Путь к вершине османской иерархии ильмие шестнадцатого века. стр. 490
- ^ Абдуррахман Ацилл (2009). Путь к вершине османской иерархии ильмие шестнадцатого века. стр. 490
- ^ Абдуррахман Ацилл (2009). Путь к вершине османской иерархии ильмие шестнадцатого века. стр. 490
- ^ Финдли, Картер (1941). Османское гражданское чиновничество. стр. 38
- ^ Финдли, Картер (1941). Османское гражданское чиновничество. стр. 132
- ^ Финдли, Картер (1941). Османское гражданское чиновничество. стр. 134–135
Ссылки
[ редактировать ]Хури, Дина (1997). Государство и провинциальное общество в Османской империи
Абдуррахман Ацилл (2009). Путь к вершине османской иерархии ильмие шестнадцатого века. стр. 489–512
«Османская империя». Британская энциклопедия. Интернет-академическое издание Британской энциклопедии. Британская энциклопедия Inc., 2013. Интернет. 16 декабря 2013 г. < http://www.britanica.com/EBchecked/topic/434996/Ottoman-Empire >.
Финдли, Картер (1989). Османское гражданское чиновничество.
Финдли, Картер (1980). Бюрократическая реформа в Османской империи.