Йоорис ван дер Стратен

Йоорис ван дер Стратен , известный как Хорхе де ла Руа в Испании , а во Франции как Жорж ван дер Стратен. [ 1 ] ( эт. 1552–1577), фламандский художник-портретист и историк. Родом из Гента, он путешествовал за границу и стал портретистом правящих домов Португалии, Испании и Франции. [ 2 ] Полиглот, ван дер Стратен был разносторонним придворным, работавшим в основном портретистом королев. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Йорис ван дер Стратен был родом из Гента , что объясняет его псевдоним Йорис ван Гент (Йорис Гентский). [ 2 ] Считается, что он был учеником выдающегося художника-историка и портретиста Франса Флориса в Антверпене. [ 4 ] Возможно, он также обучался у выдающегося художника-портретиста Антониса Мора и путешествовал с ним по Пиренейскому полуострову. Вероятно, он сопровождал будущего испанского короля Филиппа II , когда он отправился в Англию, чтобы жениться на английской королеве Марии I в Англии в 1554 году, о чем свидетельствует сделанный им портрет будущего короля с орденом Подвязки. [ 5 ] Существуют также версии этой работы в виде бюста и ронделлы. Покинув Англию, он работал в Португалии. Екатерина Австрийская, королева Португалии, заплатила ему в 1556 году за портрет своего внука, будущего короля Португалии Себастьяна, в возрасте двух лет. [ 6 ]

В 1559 году его записали в Испанию с заказом написать « Воскресение Лазаря» для церкви Сантьяго-де-Касерес. Он был зарегистрирован с 1560 по 1568 год под именем Хорхе де ла Руа как художник Елизаветы Валуа , супруги испанской королевы. Он был ее художником-портретистом вместе с местным художником Алонсо Санчесом Коэльо , с которым он также работал в Португалии. Он также писал религиозные произведения для королевы Елизаветы. Она заплатила большую сумму за картину Непорочной Девы с пятью фигурами, висевшую над кроватью королевы. [ 7 ]
В январе 1571 года он все еще находился при испанском дворе, поскольку документально подтверждено, что в это время он был занят портретом инфант Изабеллы Клары Евгении и Кэтрин Мишель . Портрет был заказан герцогиней Альбой. Он сделал две копии, одну из которых отправила бабушке инфанты, королеве Франции Екатерине Медичи, а другую — герцогине. Герцогиня отказалась от работы из-за ее высокой цены. Не исключено, что это сохранившаяся в Британской королевской коллекции работа, на которой изображены сестры со щенком и попугаем. [ 7 ] На веб-сайте Королевской коллекции эта работа приписывается Алонсо Санчесу Коэльо и его мастерской. [ 8 ]

Художник переехал во Францию, где работал художником Елизаветы Австрийской, королевы Франции , жены французского короля Карла IX . Он написал портрет королевы в 1573 году. Это единственная подписанная и датированная работа художника, которая хранится в монастыре Лас-Дескальсас-Реалес в Мадриде. Хорхе де ла Руа также приписывают портрет принца дона Карлоса в доспехах в монастыре Лас-Дескальсас-Реалес. Ранее эту работу приписывали португальскому художнику Кристовану де Мораишу. [ 9 ] Художник работал во Франции также у Екатерины Медичи . [ 3 ]
Свое завещание художник составил в апреле 1577 года, лежа больным в постели в резиденции в Сен-Жермен-де-Пре . В своем завещании он заявил, что был живописцем и камердинером (камердинером) французской королевы Луизы Лотарингской . Далее он заявил, что является кредитором королевы и Николаса Хиллиарда, художника английской королевы. Художник, вероятно, так и не женился и не стал натурализованным французом. [ 10 ]
Работа
[ редактировать ]Хотя Йоорис ван дер Стратен в основном известен как портретист правителей Габсбургов и Валуа, он также создавал христианские религиозные сцены для своих королевских покровителей. [ 7 ]
В то время, когда он работал в судах на Пиренейском полуострове, многие другие художники-портретисты работали придворными художниками той же правящей династии. Среди них были фламандские художники Антонио Моро и Роланд де Мойс , а также испанские художники Алонсо Санчес Коэльо и Хуан Пантоха де ла Крус и итальянский художник Софонисба Ангуиссола . [ 11 ] Поскольку эти художники работали в одних и тех же идеологических рамках, их изображения имеют много общего. Это затруднило атрибуцию неподписанных произведений, и некоторые работы приписывались одному художнику, а затем другому. Например, «Портрет дона Хуана Австрийского» сейчас приписывают ван дер Стретену, но ранее приписывался Алонсо Санчесу Коэльо. [ 12 ]

Связность портретов художников, работавших при дворе Филиппа II, можно объяснить пропагандистской целью их создания и использования. Замысел портретов правящей семьи Габсбургов заключался в создании образа, способного передать ведущее положение семьи в мире, ее интересы и династическую судьбу. Достижение сходства в портрете короля и его семьи было второстепенным по сравнению с приданием формы концепции величия Габсбургов. Установление и повторение ряда условностей, повторяемых каждым придворным художником, сформировало единую процедуру придворной живописи. [ 13 ] Эта так называемая «испанская школа портретной живописи» обычно изображала королевских натурщиков в полный рост или в три четверти в не слишком героической, а скорее личной манере. Это произошло потому, что портреты также играли получастную, семейную и генеалогическую роль. Поскольку королевская семья была разбросана по Европе, портреты можно было хранить, чтобы помнить о близких членах семьи, а также использовать при переговорах о королевских браках, чтобы дать представление о внешности будущего супруга. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альтернативные варианты написания имени: Йорис ван Стратен, Йорис ван Стратен, Жорж ван Стратен, Жорж ван Гент, Георгиус ван Гент, Йорис ван Гент, Йорис ван Гент, Жорж ван Гент, Георгиус ван Гент, Йорис ван Гент, Йорис ван Гент
- ^ Jump up to: а б Йорис ван Стратен из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б Аннемари Джордан, Йорис ван дер Стретен: придворный портретист Габсбургов в Португалии, Испании и Франции , доклад представлен 24 марта 2007 г.
- ^ Авраам де Рейке в: Карел ван Мандер , Шильдер-бёк , 1604 г. (на голландском языке)
- ^ Коллекция Abelló, Центр культуры и гражданства Centro Cibeles, 2014 (на испанском языке)
- ^ Джулия де ла Торре Фасио, Испанский миниатюрный портрет времен правления Филиппа II и Филиппа III , докторская диссертация, Университет Малаги, факультет истории искусств, Малага, 2009 (на испанском языке)
- ^ Jump up to: а б с Перес де Тудела, Альмудена, Портрет Изабель Клары Евгении и Каталины Микаэлы работы Хорхе де ла Руа , журнал Ars, № 29, январь-март 2016 г., стр. 66–76 (на испанском языке)
- ^ Приписывается художнику и мастерской Алонсо Санчеса Коэльо (1531-88), Изабеллы Клары Евгении и Катарины, дочерей Филиппа II, короля Испании , ок. 1569-70 в Королевском тресте
- ^ Брейер-Германн, Стефани, Алонсо Санчес Коэльо и портрет при дворе Филиппа II, каталог выставки, проходившей в музее Прадо, июнь/июль 1990 г., стр. 154–155 (на испанском языке)
- ^ Александра Зверева, Портрет французского Возрождения (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б Анна Х. Круз, Хуана Австрийская: покровительница искусств и регентша Испании, 1554–1559 гг ., В: Анн Дж. Круз (редактор), «Правило женщин в Европе раннего Нового времени», Михоко Судзуки, 22 июня 2009 г., стр. . 103–122
- ^ Хорхе де ла Руа (приписывается), Портрет дона Хуана Австрийского в Art UK
- ^ Летисия Руис Гомес, Во имя короля: портрет Хуаны Австрийской в Музее изящных искусств Бильбао , в: Бюллетень Музея изящных искусств Бильбао, вып. 2, 2007, стр. 85-12.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Йорисом ван дер Стретеном, на Викискладе?