Башни
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2022 г. ) |
Жанры | Настольная игра Абстрактная стратегическая игра |
---|---|
Игроки | 2 |
Время установки | < 1 минута |
Время игры | Варьируется, шахматные часы можно использовать |
Шанс | Никто |
Навыки | Стратегия , тактика |
Синонимы | Stolbovye shashki Башни шашки |
Башни (русский: ба́шни, башни ), также известные как колонные шашки, многоуровневые шашки и более редкие китайские шашки , — разновидность шашек , известная в России с XIX века. Игра ведется по основным правилам русских шашек , с той основной разницей, что перепрыгиваемые шашки не удаляются с игрового поля, а кладутся под прыгающую фигуру (шашку или башню). Получившиеся башни перемещаются по доске как единое целое, подчиняясь статусу верхней тяги. При перепрыгивании башни с нее снимается только верхняя тяга. Если в результате боя верхняя часть башни меняет цвет, право собственности на башню переходит к игроку противника. На основе Башни, но по основным правилам английских шашек , чемпион мира по шахматам Эмануил Ласкер разработал шашечную игру « Ласка » и в 1911 году опубликовал ее описание. Ласкер описал башни, которые могут быть только «двухъярусными»: т.е. не может быть чередования цветов. Он также показал, что во время игры количество игровых фишек либо остается постоянным, либо уменьшается. Колонки проектов представляют собой предмет интереса для математических наук: комбинаторика , теория парных игр с нулевой суммой и др.
История
[ редактировать ]Считается, что первое описание графических чертежей было представлено в статье «Башни или экскурсии» «Сборника игр для семьи и школы», составленного Валерианом Александровичем Висковатовым и изданного в 1875 году в Петербурге. Известный теоретик и историк шашек Давид Иванович Саргин, будучи редактором разделов шахмат и шашек во многих российских газетах, неоднократно перепечатывал статьи и публиковал собственные исследовательские обзоры. Одно из наиболее полных описаний графических шашек дано в его фундаментальном труде «Древность игр в шашки и шахматы», изданном в Москве в 1915 году[2]. Значительная роль в распространении шашек рубрики принадлежит энтузиастам Ленинградского производственного объединения «Красная заря» во главе с исследователем настольных игр, педагогом образования взрослых и пропагандистом Александром Георгиевичем Боровиковым (23 июня 1931 г. – 8 марта 2017 г). А.Г. Боровиков на протяжении многих лет (с 2000 по 2015 год) был соредактором журнала «Костер», в котором вел рубрику «На клетчатой доске» и рассказывал увлекательную историю не только о разновидностях колонных шашек, но и других Настольные игры. Юрий Павлович Филатов, один из первых инициаторов го-движения в СССР, высоко ценил графические проекты и активно их пропагандировал.
Правила
[ редактировать ]- Доска. В Башни играют на доске 8х8 с чередующимися темными и светлыми клетками. Левое нижнее квадратное поле должно быть темным.
- Исходное положение. Каждый игрок начинает с 12 фигурами на темных полях трех рядов, ближайших к его стороне. Ряд, ближайший к каждому игроку, называется «королевским» или «королевским рядом». Обычно цвета фигурок черные и белые, но можно использовать и другие цвета (темный и светлый). Игрок с белыми фигурами (светлый цвет) ходит первым.
- Куски. Есть два вида фигур: «мужчины» и «короли». Оба типа фигур могут быть либо простыми, либо столбцами. Короли различаются либо как две обычные фигуры одного цвета, сложенные друг на друга, либо как перевернутые фигуры.
- Мужчины. Мужчины движутся вперед по диагонали на соседнюю незанятую клетку.
- Короли. Если фигура игрока перемещается в ряд королей на стороне доски противоположного игрока, эта фигура «коронуется», становясь «королем». Фигура теперь имеет возможность двигаться по диагонали как назад, так и вперед на соседнее незанятое поле.
- Захватывать. Если на соседнем поле находится фигура противника, а клетка сразу за ней свободна, фигура противника может быть захвачена и помещена под фигуру, которая перепрыгнула через нее, и создать колонну. Прыжки можно совершать вперед и назад. Ходы с несколькими прыжками возможны, если после приземления прыгающей фигуры есть другая фигура, на которую можно перепрыгнуть. Прыжок обязателен и не может быть пропущен для выполнения движения, не связанного с прыжком. Когда у игрока есть несколько способов прыгнуть, он может выбрать, какую последовательность выполнить, не обязательно ту последовательность, которая приведет к наибольшему количеству захватов. Однако все захваты необходимо производить именно в такой последовательности. Если колонна перепрыгивает через колонну противника, из колонны противника удаляется только самая верхняя фигура.
- Если человек касается королевского ряда во время захвата и может продолжить захват, он отпрыгивает назад как король. Игрок может выбрать, где приземлиться после захвата.
- Столбец. Двигайтесь как мужчина, если верхняя фигура — мужчина (колонна короля), и двигайтесь как король, если верхняя фигура — король (колонна короля). Если колонка человека касается королевского ряда, королём становится только верхняя фигура.
- Победа. Игрок, у которого не осталось действительных ходов, проигрывает. Это происходит в том случае, если у игрока либо не осталось свободных фигур (не в столбце противника), либо если фигурам игрока мешают сделать правильный ход фигуры противника.
- Рисовать. Партия считается ничьей, если одна и та же позиция повторяется в третий раз, причем каждый раз ход делает один и тот же игрок, если один из игроков предлагает ничью, а его противник принимает это предложение или если количество фигур и их состав не совпадают. t меняется за 15 ходов.
Обозначения
[ редактировать ]Партии и позиции записываются с помощью специальной записи — алгебраической записи . Вертикальные столбцы квадратов помечены буквами от a до h . Горизонтальные ряды клеток пронумерованы от 1 до 8, начиная со стороны доски белых. Таким образом, каждая клетка доски имеет уникальный идентификатор буквы файла, за которой следует номер ранга.
- Ход с е3 на d4 записывается как e3-d4.
- Ход с захватом записывается как c5:e3 (используется двоеточие : ).
|
1. c3-b4 b6-c5
2. b4-a5 a7-b6
3. b2-c3 c5-b4
4. а3:с5:а7 c7-b6
5. a5:c7:e5 f6:d4:b2
6. а1:с3 d8-c7
Для записи позиция в столбце Men записывается как «О», король как «1». Захваченная фигура противника записывается под нотой «/».
Например:
Белый: с1 – 1/0000, d6 – 000000, f4 – 0000; черный: а1 – 110101/1, b2 – 00.
Официальные правила
[ редактировать ]Первые официальные правила были приняты членами Ассамблеи Санкт-Петербургского регионального клуба 16–17 марта 2002 года.