Нормирование зерна в Китае
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( январь 2014 г. ) |

Система нормирования зерна в Китае была введена Китайской Народной Республикой в 1955 году для контроля производства продуктов питания и стимулирования индустриализации . Эта система в значительной степени опиралась на использование зерновых купонов (китайский: 粮票), которые были важным инструментом реализации этой политики. [1] Эти талоны на зерно были выпущены правительством и распространены среди домохозяйств. Эта система позволила городским домохозяйствам получить доступ к зерну по более низким ценам, в то время как сельские районы, после выполнения установленных государством квот, могли продавать излишки зерна по рыночным ценам. [1] Система зерновых купонов постепенно отменялась по мере перехода Китая к рыночным реформам в 1980-х и начале 1990-х годов. К 1993 году зерновые талоны были полностью отменены, что ознаменовало конец эпохи плановой экономики. [2]
Историческая обстановка
[ редактировать ]С момента образования Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году Китай претерпел ряд экономических преобразований. Сельскохозяйственное производство в сельской местности перешло от частного хозяйства к коллективизации , а затем обратно к домашнему производству. [3] Это наблюдается в двух основных политических эпохах: эпохе централизованного планирования (1950-1978 гг.) и эпохе экономической децентрализации (после 1978 г.). [4]
В 1955 году китайское правительство ввело общенациональное нормирование зерна. [5] В эпоху централизованного планирования правительство стремилось ускорить индустриализацию и рост городов, обеспечивая поставки продовольствия из сельских районов посредством жесткой политики. [3] Государство сохраняло монополию на ценообразование, устанавливая цены на сельскохозяйственную и промышленную продукцию на низком уровне, чтобы обеспечить недорогие поставки продуктов питания для городских рабочих, что способствовало увеличению промышленных прибылей и реинвестированию в городское развитие. [6]
В 1950-х годах в сельской местности были созданы коммуны , и правительство ввело «планирование закупок», которое требовало от крестьян поставлять определенное количество продуктов питания государству по установленным государством ценам. Однако спрос превысил предложение, и сельскохозяйственный сектор стал очень неэффективным. Правительство пыталось решить эту проблему путем введения карточной системы зерна, сочетающей потребительское нормирование и обязательные закупки у производителей. [4] Постепенное развитие свободного рынка положило конец карточной системе и ввело двойные цены. Именно здесь возник феномен ножниц цен . [7]
Система нормирования зерна
[ редактировать ]Система нормирования зерна действовала исходя из предположения, что в экономике существуют два отдельных сектора: сельский и городской, каждый из которых производит два типа товаров: промышленные товары и продукты питания. Также предполагалось, что предложение двух товаров фиксировано, а это означает, что существуют определенные количества, доступные для потребления и торговли. Эта схема помогает проиллюстрировать, сколько продуктов питания крестьянское хозяйство продало бы в обмен на промышленные товары.
Чтобы решить проблему ножниц цен, которая заключалась в несоответствии цен на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию, китайское правительство ввело производственные квоты для сельских домохозяйств. Правительство поддерживало низкую заработную плату в городах, чтобы поддерживать низкий спрос на продовольствие в городах, предотвращая инфляцию и гарантируя, что промышленный сектор останется конкурентоспособным. [8]
Зерновой купон позволял людям покупать определенное количество зерна по низкой, установленной государством цене, которая варьировалась в зависимости от таких факторов, как возраст, профессия и местоположение. Каждое домохозяйство получало ежемесячное количество купонов, включая различные другие купоны и сертификаты, которые использовались на такие товары, как масло, ткань, мясо и другие предметы первой необходимости. [1] Любое количество, превышающее купонную квоту, приходилось приобретать по рыночным ценам, что создавало противоречивые бюджетные ограничения для городских домохозяйств.
Долгосрочные последствия
[ редактировать ]Долгосрочные последствия системы нормирования зерна включали усиление неравенства между деревней и городом и неэффективность сельскохозяйственного производства. Сосредоточение внимания государства на индустриализации за счет развития сельского хозяйства привело к значительному социально-экономическому дисбалансу. Окончательная отмена системы нормирования зерна в 1993 году ознаменовала переход к рыночным реформам, целью которых было исправить этот дисбаланс путем либерализации сельскохозяйственных рынков и стимулирования сельского производства. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Начало институционализации управления зерновыми купонами в Новом Китае: на примере провинции Хубэй - CNKI» . oversea.cnki.net . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Йен, Стивен Т.; Фанг, Ченг; Су, Шью-Цзюань (1 сентября 2004 г.). «Спрос на продукты питания в городах Китая: цензурированный системный подход» . Журнал сравнительной экономики . 32 (3): 564–585. дои : 10.1016/j.jce.2004.04.005 . ISSN 0147-5967 .
- ^ Перейти обратно: а б Ой, Дж., К. (1999). Два десятилетия сельской реформы в Китае: обзор и оценка. The China Quarterly, 159, 616–628.
- ^ Перейти обратно: а б Найт, Дж. (1995). Ножницы цен и межотраслевая передача ресурсов: кто заплатил за индустриализацию в Китае? Оксфордские экономические документы, 47 (1), 117–135.
- ^ Кодер, Лоуренс (2021). Новорожденные социалистические вещи: материальность в маоистском Китае . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 61. ИСБН 978-1-4780-2161-2 . OCLC 1250021710 .
- ^ Перейти обратно: а б Либерталь, Кеннет (15 декабря 2003 г.). Управление Китаем: от революции через реформу (2-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. стр. 107–108. ISBN 978-0-393-92492-3 .
- ^ Ой, Дж., К. (1986). Крестьянский сбыт зерна и государственные закупки: система зерновых контрактов Китая. «Китайский ежеквартальный журнал», 106, 272–290.
- ^ Сюй, Роберт (1984). «Закупка и распределение зерна в сельских районах Китая: политика и проблемы после Мао» . Азиатский опрос . 24 (12): 1229–1246. дои : 10.2307/2644359 . ISSN 0004-4687 .