Jump to content

Нормирование зерна в Китае

Зерновой талон из провинции Хэбэй, 1975 г.

Система нормирования зерна в Китае была введена Китайской Народной Республикой в ​​1955 году для контроля производства продуктов питания и стимулирования индустриализации . Эта система в значительной степени опиралась на использование зерновых купонов (китайский: 粮票), которые были важным инструментом реализации этой политики. [1] Эти талоны на зерно были выпущены правительством и распространены среди домохозяйств. Эта система позволила городским домохозяйствам получить доступ к зерну по более низким ценам, в то время как сельские районы, после выполнения установленных государством квот, могли продавать излишки зерна по рыночным ценам. [1] Система зерновых купонов постепенно отменялась по мере перехода Китая к рыночным реформам в 1980-х и начале 1990-х годов. К 1993 году зерновые талоны были полностью отменены, что ознаменовало конец эпохи плановой экономики. [2]

Историческая обстановка

[ редактировать ]

С момента образования Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году Китай претерпел ряд экономических преобразований. Сельскохозяйственное производство в сельской местности перешло от частного хозяйства к коллективизации , а затем обратно к домашнему производству. [3] Это наблюдается в двух основных политических эпохах: эпохе централизованного планирования (1950-1978 гг.) и эпохе экономической децентрализации (после 1978 г.). [4]

В 1955 году китайское правительство ввело общенациональное нормирование зерна. [5] В эпоху централизованного планирования правительство стремилось ускорить индустриализацию и рост городов, обеспечивая поставки продовольствия из сельских районов посредством жесткой политики. [3] Государство сохраняло монополию на ценообразование, устанавливая цены на сельскохозяйственную и промышленную продукцию на низком уровне, чтобы обеспечить недорогие поставки продуктов питания для городских рабочих, что способствовало увеличению промышленных прибылей и реинвестированию в городское развитие. [6]

В 1950-х годах в сельской местности были созданы коммуны , и правительство ввело «планирование закупок», которое требовало от крестьян поставлять определенное количество продуктов питания государству по установленным государством ценам. Однако спрос превысил предложение, и сельскохозяйственный сектор стал очень неэффективным. Правительство пыталось решить эту проблему путем введения карточной системы зерна, сочетающей потребительское нормирование и обязательные закупки у производителей. [4] Постепенное развитие свободного рынка положило конец карточной системе и ввело двойные цены. Именно здесь возник феномен ножниц цен . [7]

Система нормирования зерна

[ редактировать ]

Система нормирования зерна действовала исходя из предположения, что в экономике существуют два отдельных сектора: сельский и городской, каждый из которых производит два типа товаров: промышленные товары и продукты питания. Также предполагалось, что предложение двух товаров фиксировано, а это означает, что существуют определенные количества, доступные для потребления и торговли. Эта схема помогает проиллюстрировать, сколько продуктов питания крестьянское хозяйство продало бы в обмен на промышленные товары.

Чтобы решить проблему ножниц цен, которая заключалась в несоответствии цен на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию, китайское правительство ввело производственные квоты для сельских домохозяйств. Правительство поддерживало низкую заработную плату в городах, чтобы поддерживать низкий спрос на продовольствие в городах, предотвращая инфляцию и гарантируя, что промышленный сектор останется конкурентоспособным. [8]

Зерновой купон позволял людям покупать определенное количество зерна по низкой, установленной государством цене, которая варьировалась в зависимости от таких факторов, как возраст, профессия и местоположение. Каждое домохозяйство получало ежемесячное количество купонов, включая различные другие купоны и сертификаты, которые использовались на такие товары, как масло, ткань, мясо и другие предметы первой необходимости. [1] Любое количество, превышающее купонную квоту, приходилось приобретать по рыночным ценам, что создавало противоречивые бюджетные ограничения для городских домохозяйств.

Долгосрочные последствия

[ редактировать ]

Долгосрочные последствия системы нормирования зерна включали усиление неравенства между деревней и городом и неэффективность сельскохозяйственного производства. Сосредоточение внимания государства на индустриализации за счет развития сельского хозяйства привело к значительному социально-экономическому дисбалансу. Окончательная отмена системы нормирования зерна в 1993 году ознаменовала переход к рыночным реформам, целью которых было исправить этот дисбаланс путем либерализации сельскохозяйственных рынков и стимулирования сельского производства. [6]

  1. ^ Перейти обратно: а б с «Начало институционализации управления зерновыми купонами в Новом Китае: на примере провинции Хубэй - CNKI» . oversea.cnki.net . Проверено 1 июня 2024 г.
  2. ^ Йен, Стивен Т.; Фанг, Ченг; Су, Шью-Цзюань (1 сентября 2004 г.). «Спрос на продукты питания в городах Китая: цензурированный системный подход» . Журнал сравнительной экономики . 32 (3): 564–585. дои : 10.1016/j.jce.2004.04.005 . ISSN   0147-5967 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Ой, Дж., К. (1999). Два десятилетия сельской реформы в Китае: обзор и оценка. The China Quarterly, 159, 616–628.
  4. ^ Перейти обратно: а б Найт, Дж. (1995). Ножницы цен и межотраслевая передача ресурсов: кто заплатил за индустриализацию в Китае? Оксфордские экономические документы, 47 (1), 117–135.
  5. ^ Кодер, Лоуренс (2021). Новорожденные социалистические вещи: материальность в маоистском Китае . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 61. ИСБН  978-1-4780-2161-2 . OCLC   1250021710 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Либерталь, Кеннет (15 декабря 2003 г.). Управление Китаем: от революции через реформу (2-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. стр. 107–108. ISBN  978-0-393-92492-3 .
  7. ^ Ой, Дж., К. (1986). Крестьянский сбыт зерна и государственные закупки: система зерновых контрактов Китая. «Китайский ежеквартальный журнал», 106, 272–290.
  8. ^ Сюй, Роберт (1984). «Закупка и распределение зерна в сельских районах Китая: политика и проблемы после Мао» . Азиатский опрос . 24 (12): 1229–1246. дои : 10.2307/2644359 . ISSN   0004-4687 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0184556aff4a0ff6cdeffc375c99eb8c__1717231440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/8c/0184556aff4a0ff6cdeffc375c99eb8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grain rationing in China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)