Фелиза Бурштын
Фелиза Бурштын | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Богота , Колумбия | 8 сентября 1933 г.
Умер | 8 января 1982 г. Париж, Франция | ( 48 лет
Национальность | Колумбийский |
Образование | |
Известный | Скульптура |
Заметная работа | Кровати и истерики |
Фелиза Бурштын (8 сентября 1933 г. - 8 января 1982 г.) [ 1 ] ) — колумбийский скульптор.
Биография
[ редактировать ]Фелиза Бурштын родилась в Боготе , Колумбия, в 1933 году в семье польских еврейских иммигрантов. Ее родители только что посетили Боготу во время ее рождения в 1933 году. Когда они получили известие об избрании Адольфа Гитлера канцлером Германии, они решили остаться в Колумбии, где ее отец основал небольшую текстильную фабрику. [ 2 ]
Отец Бурштына управлял процветающей текстильной фабрикой, и семья поднялась до элитных рядов промышленников в стране, которая переживала быстрый процесс модернизации. [ 3 ] Текстильная фабрика ее отца позволила ей продолжить обучение в Боготе, затем в Лиге студентов-художников Нью-Йорка, где она изучала живопись. [ 4 ] и, наконец, Академия Гранд Шомьер в Париже для изучения скульптуры. В Академии Гранд Шомьер ее преподавал скульптор-кубист Осип Цадкин . Во время своей второй поездки в Европу она научилась плавить и обрабатывать металлолом у скульптора Сезара Бальдаччини . [ 5 ]
Однако Бурштын не была с таким энтузиазмом настроена по поводу динамичной трансформации страны, поскольку, по ее наблюдениям, этот процесс еще больше углубил социальные и экономические разногласия в стране. [ 6 ] В 1960 году она превратила часть фабрики своего отца в художественную студию. [ 7 ] Она исследовала использование материалов и находилась под влиянием работ французского художника Сезара Бальдаччини , а после 1961 года она начала использовать металлолом в своих работах. [ 8 ] Бурштын был частью поколения, которое изменило определение скульптуры в колумбийской культуре. [ 3 ]
Мастерская Бурштына в Боготе была местом сбора многих писателей, художников и интеллектуалов, включая Габриэля Гарсиа Маркеса , Алехандро Обрегона , Марту Трабу, Альваро Сепеда Самудио , Сантьяго Гарсиа , Хорхе Гайтан Дуран, Фернандо Мартинес Санабриа и Эрнандо Валенсия Гелькель. Она уехала в Мексику в 1981 году из-за политических и социальных проблем в Колумбии.
Бурштын женился на Лоуренсе Флейшере 6 декабря 1952 года, и у них родилось три дочери: Джанетт, Бетина и Мишель. 6 декабря 1982 года Мишель родила дочь и назвала ее Фелизой. [ 9 ] Бурштын умерла в изгнании в Париже 8 января 1982 года, оставив многие свои работы Министерству культуры Колумбии и Национальному музею Колумбии . [ 1 ]
Жизнь как художника
[ редактировать ]Фелиза Бурштын была колумбийской художницей, которая разработала свой собственный оригинальный путь кинетического искусства . Ее более поздние скульптуры более прямо подходили к критике политической и религиозной элиты. Бурштын никогда не уклонялась от поддержки левых оппозиционных движений. После поездки на Кубу она застала в своей квартире политическую полицию Колумбии, которая обвинила ее в контрабанде оружия партизанам через ее студию. Бурштын получил политическое убежище в Мексике, а затем эмигрировал в Париж. Вскоре она умерла от сердечного приступа. [ 6 ]
Бурштын была пионером в концепции искусства инсталляции, называя свои произведения «espaciosambinales» (пространствами окружающей среды) из-за их прямого отношения к пространствам, в которых они были выставлены. [ 10 ] Бурштын была одним из художников, оказавших наибольшее влияние на современное искусство Колумбии и Латинской Америки, но история ее мало признала. Возможно, многие предпочитают игнорировать ее, потому что она как в артистической карьере, так и в личной жизни посвятила себя нарушению правил. [ 11 ]
Бурштын вошла в канон истории колумбийского искусства как ключевой современный художник, но делать упор прежде всего на ее формальные инновации, поскольку они способствовали развитию современного, автономного искусства в Колумбии, значит рисковать свести к минимуму способы, которыми ее работы бросали вызов культурной гегемонии и Европейско-американские дискурсы современности. Ее искусство можно интерпретировать как проблематизацию предположения о том, что «развитие» — это ответ на «неразвитость», что современность может быть универсально полезной. В противостоянии с доминирующими структурами власти в Колумбии, стремившимися контролировать классовые и гендерные отношения и мораль, работы Бурштына обнажили темную сторону современности — колониальность. [ 12 ]
Хронология
[ редактировать ]1960-е годы
[ редактировать ]- В 1961 году Бурштын представила свою первую из одиннадцати чатарр (скульптур, сделанных из обрезков), которая вызвала негативную реакцию и резкую критику даже со стороны ведущего искусствоведа Колумбии Вальтера Энгеля. [ 7 ]
- 1962: Выставляется в музее Бесалель в Иерусалиме и участвует в XIV Салоне колумбийских художников. [ 5 ]
- 1963: Участвует в XV Салоне колумбийских художников в Национальном музее Боготы. [ 5 ]
- 1964: Выиграйте первую премию в области скульптуры на I салоне Интеркол в Музее современного искусства в Боготе. [ 5 ]
- К 1964 году, примерно во время ее второй персональной художественной выставки, искусствоведы, во многом подобно Уолтеру Энгелю, решили пересмотреть возможности «мусорного» искусства. [ 7 ]
- В 1965 году Бурштын получила первую премию в области скульптуры на 17-м Национальном салоне, а в 1967 году она представила новую работу из нержавеющей стали с кинетическим компонентом, которую она назвала Las histéricas (Истерические). [ 7 ]
- 1965: Выиграйте первую премию в области скульптуры на XVII Салоне колумбийских художников за скульптуру «Мирандо аль Норте». [ нужна ссылка ]
- 1966: Участие в выставке шести колумбийских скульпторов в Библиотеке Луиса Анхеля Аранго и участие в XVIII Национальном зале художников того же учреждения. [ 5 ]
- 1967: Выиграйте третью премию на XIX Салоне национальных художников в библиотеке Луиса Анхеля Аранго, Богота. В том же году власти задержали Бурштын в аэропорту Эльдорадо военными во время ее прибытия в поездку по Европе, Кубе и Израилю. [ 5 ]
- 1968: Выставка «Las Histéricas» в Музее современного искусства в Боготе. Экспонат состоял из 27 скульптур из металлолома из нержавеющей стали, размещенных в углах, на потолке и на стенах выставочного зала. В каждой скульптуре использовался двигатель проигрывателя, заставляющий части двигаться и тереться друг о друга, что сопровождалось звуковыми и световыми проекциями. [ 10 ] Эта же серия представлена также в Буэнос-Айресе, Сан-Франциско и Гаване. [ 13 ]
1970-е годы
[ редактировать ]- В 1970-е годы две важные работы — серии Las camas («Кровати», 1974) и La baila mecánica («Механический танец», 1979) – полностью охватывают возможности кинетического искусства в мультимедийной обстановке. [ 7 ] В 1974 году в Музее современного искусства Боготы Las camas состояла из тринадцати моторизованных кроватей странной формы, которые загадочно двигались под атласными простынями под звуковую дорожку, написанную музыкантом-экспериментатором Жаклин Нава. [ 7 ] Точно так же для la baila Mechanicala Бурштын построил семь больших вертикальных крытых скульптур, напоминающих тела. Как и в случае с кроватями, фигуры «танцевали» под музыку при ярком освещении, завершая сценическое представление. [ 7 ]
- 1971: Создает скульптуру «Дань Ганди», которая расположена на улице Каррера 7 на 100-й улице в Боготе и участвует в «Десяти годах колумбийского искусства» и в XXII Национальном зале художников Национального музея. [ 5 ]
- 1972: Участвует в III биеннале Кольтехера в Медельине и в 1-й Национальной выставке пластических искусств Университета Хорхе Тадео Лосано. Там она получает специальный приз Пас дель Рио за «Каму». [ 14 ]
- 1973: Проектирует офисы Par Publicidad в Медельине по заказу Луиса де Сулета и Амилкара Осорио. [ 5 ]
- 1974: Представляет «Камас» с механическим механизмом в Музее современного искусства Боготы и Музее современного искусства Ла Тертулия. [ 5 ]
- 1975: Выполняет одно из своих «Кружевных изделий» в виде фрески на фасаде Banco del Comercio в Боготе и выставляет «Кровати с музыкой и движением» в Музее Университетского города Мехико. [ 5 ]
- 1976: Завершена фреска «Тайная вечеря», выполненная из 12 тысяч столовых приборов для отеля «Центр Сены» в Боготе. [ 5 ]
- 1977: Выставляет свои «Миникультуры» в галерее Сан-Диего в Боготе. [ 5 ]
- 1979: Экспонирует выставку «Baila Mecánica» в галерее Гарсеса Веласкеса, Музее современного искусства Ла Тертулия, Варшава, Краков и Гавана. [ 5 ]
1980-е годы
[ редактировать ]- 1980: Участвует в выставке колумбийских художников в Каса-де-лас-Америкас в Гаване. [ 5 ]
- В 1981 году была задержана и допрошена военными в течение двух дней после двух поездок на Кубу. [ 7 ]
- В 1982 году Умер от сердечного приступа в возрасте сорока девяти лет в Париже, 8 января. [ 7 ]
Произведения искусства
[ редактировать ]Хотя ее работы абстрактны, благодаря материалу «новой реальности» и новому отношению к зрителю они могут быть связаны с социальными проблемами. Благодаря своему удобному, но «чужому» положению еврейки , дочери промышленников-иммигрантов, живущей рядом с фабрикой, она смогла процветать как художница-новатор с радикальными взглядами. [ 15 ]
В отличие от других латиноамериканских художников, работающих в абстрактном искусстве, стремления Бурштына никогда не были сосредоточены на правилах восприятия реальности. Напротив, она использовала его как средство для политизированного контента, касающегося прав женщин в постколониальном обществе, раскрывая тревожное лицо модернизации и одновременно критикуя авторитарное правление. [ 6 ] Среди художников, работающих в области кинетического искусства, Бурштын занимает особое место. Для нее это движение никогда не было источником увлечения. Скорее, это был способ вызвать у зрителя чувство дискомфорта. Кинетическое искусство, созданное Бурштыном, было не столько исследовательским инструментом, сколько методом изображения того, о чем не предполагалось говорить. В конце концов, она разработала свой собственный оригинальный путь кинетического искусства. [ 16 ]
Металлолом
[ редактировать ]В 1961 году Бурштын представила свои первые одиннадцать чатарр , относительно простых и плоских композиций из деревенских механических фрагментов, таких как обручи колес, гайки, болты, свечи зажигания, шестерни, провода и т. д. [ 17 ]
Первые скульптуры Бурштына (Chatarras – ассамбляжи) были изготовлены из отходов свалки – выброшенных фрагментов машин, шин, тросов, болтов и других металлических деталей. Это была бесстрашная критика индустриализма и последовавшего за ним роста потребительства, и она не была встречена с распростертыми объятиями национальными художественными учреждениями и критиками, которые в целом считали, что художники должны поддерживать прогресс Колумбии. [ 6 ]
Истерика
[ редактировать ]Las histericas была разрывом Бурштына с общепринятыми предубеждениями и социальной натурализацией. Она использовала материалы, формы, движения и механические звуки, создавала грубое и шокирующее искусство. [ 18 ] Она выбросила мусор со свалки в пользу деталей, выброшенных с завода по производству радиаторов. Она прикрепила небольшой электродвигатель к длинным спиралевидным полоскам алюминия, которые соединялись в абстрактные формы, приводившие в шумное вибрирующее движение, которое зритель воспринимал одновременно несколькими органами чувств. [ 6 ] Бурштын выразил заинтересованность в использовании выставочного пространства в качестве экспериментального пространства. Ее скульптуры занимали все стены и полы, некоторые из них свисали с потолка в полностью затемненных комнатах, с единственным прожектором, направленным на постоянно движущуюся конкретную работу. [ 6 ]
Истерика , изготовленная из лома нержавеющей стали, была выставлена в 1968 году в Музее современного искусства в Боготе, который в те годы располагался на базе Национального университета. С этой работой она выиграла XIX Национальный салон художников того же года. [ 18 ] В 1969 году сериал объединился с фильмом режиссера-экспериментатора Луиса Эрнесто Ароча «Hoy Felisa», в котором, в свою очередь, были показаны подвижные формы «Истеричек», переплетенные с образами таких кумиров поп-культуры, как Бетт Дэвис и Марлон Брандо.
Кровати
[ редактировать ]В Лас-Камасе в 1974 году она заняла 13 кроватей и в каждую из них поместила загадочную форму, покрытую разноцветными тканями, а также электродвигатель, который приводил всю кровать в вибрирующее движение. В «Механическом танце» несколько персонажей сосуществовали, дополняя себя, обеспечивая глубину и даже разные точки зрения. Однако в космосе царила некоторая печаль и дурное предзнаменование. Если принять во внимание события, которые привели к изгнанию Бурштына, каждый персонаж под тканями Байлы был намеком на то, что произойдет в те годы, когда многие колумбийцы были завязаны на глазах и допрошены, подвергнуты абсурдному и бесконечному механизму. С этой точки зрения выставочное пространство было социально-политическим: жертвы находились на трибуне, за которой публика наблюдала с вниманием и безразличием. [ 18 ]
Механический танец
[ редактировать ]В своем «Механическом балете » 1979 года Бурштын использовала полотно, сталь, двигатели и колеса, чтобы создать сцену, и расположила на ней семь абстрактных фигур, которые свисали с потолка и исполняли неуклюжий, нескоординированный механический танец. [ 17 ]
Выставки
[ редактировать ]Избранные персональные выставки
[ редактировать ]- 1958 Галерея Эль Кальехон, Богота.
- 1964 Музей современного искусства Боготы.
- 1974 Кровати, Музей Ла Тертулия , Кали, Колумбия.
- 1979 Механический танец, Галерея Гарсеса Веласкеса, Богота.
- 2009 Фелиза Бурштын: Elogio de la chatarra, представленная в рамках серии Homenajes Nacional Национальным музеем Колумбии, Богота. Включенные работы Бурштына характеризовались использованием промышленных отходов в качестве основного скульптурного материала, а презентация была сосредоточена на концепциях поэзии, движения и пространства. [ 19 ]
- 2015 Галерея Леона Товара в ARCOMadrid 2015 Галерея Леона Товара. [ 20 ]
- 2016 Галерея La Cometa в ARTBO 2016 Галерея La Cometa [ 20 ]
- 2017 Галерея Леона Товара в ARCOMadrid 2017 Галерея Леона Товара. [ 20 ]
- 2018 Галерея Леон Товар в ARTBO 2018 Галерея Леон Товар. [ 20 ]
- 2019 Галерея Леона Товара в ARCOmadrid 2019 Галерея Леона Товара. [ 7 ] [ 20 ]
Прошедшие выставки
[ редактировать ]- 2015 Складывание: линия, пространство и тело / Латиноамериканские женщины-художницы, работающие вокруг абстракции, Энрике Фариа, Нью-Йорк
- 2016 2016 - Скульптурная мысль, Галерея Casas Reigner
- 2017 Радикальные женщины в латиноамериканском искусстве, 1960–1985, Музей Хаммера.
- 2017 Края и углы, Галерея Леона Товара, Нью-Йорк. [ 20 ]
- 2018 Другой трансатлантический. Кинетический и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке, Музей современного искусства «Гараж»
- 2018 Радикальное женское латиноамериканское искусство, 1960–1985, Бруклинский художественный музей [ 21 ]
Коллекции
[ редактировать ]Работы Фелизы Бурштын собирались как в частном порядке, так и в государственных учреждениях, таких как Музей современного искусства, [ 22 ] Национальный музей Колумбии, Банко де ла Республика в Боготе и галерея Тейт Модерн в Лондоне. [ 7 ] [ 23 ] [ 24 ]
Почести и награды
[ редактировать ]- 1965: Первая премия в области скульптуры, XVII Национальный салон. [ 25 ]
- 1965: Выиграйте первую премию в области скульптуры на XVII Салоне колумбийских художников за скульптуру «Мирандо аль Норте». [ 26 ]
- 1967: Третья премия XIX Салона народных художников. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Временная выставка Фелизы Бурштын: Похвала металлолому» . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Камило Лейва, Мануэла Очоа и Хуан Карлос Осорио, «Хронология», в книге «Фелиза Бурштын: Похвала металлолому » (Богота: Национальный музей Колумбии, 2009), стр.7
- ^ Jump up to: а б «Фелиза Бурштын», статья в Eco 44.267 (январь 1984 г.) Марты Трабы , стр. 235–260
- ^ Джина МакДэниел Тарвер (июнь 2014 г.). «Искусство Фелизы Бурштын перед лицом культурной гегемонии (раздел: «Статус-кво»)» . Артелогия VI . Проверено 16 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Фелиза Бурштын Ржежник — Энциклопедия | Banrepcultural» . enciclopedia.banrepcultural.org . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Фелиза Бурштын, Истерикас» . transatlantic.artmuseum.pl . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Фахардо-Хилл, Сесилия; Джунта, Андреа ; Алонсо, Родриго (2017). Радикальные женщины: латиноамериканское искусство, 1960–1985 . ISBN 9783791356808 . OCLC 1004331074 .
- ^ «Фелиза Бурштын», статья в Arte en Colombia 17 Мигеля Гонсалеса (декабрь 1981 г.), стр. 44–47
- ^ "leon-tovar-gallery | Фелиза Бурштын" . Леон-товар-галерея . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Урибе де Урдинола, Марица (18 сентября 1979 г.). «Веселые «Танцы» в Кали» . Страна . стр. 6–7.
- ^ «Фелиза Бурштын: колумбийка, осмелившаяся делать скульптуры из металлолома еще до того, как он попал в продажу» . 30 июня 2023 г.
- ^ Макдэниел Тарвер, Джина (17 октября 2013 г.). «Искусство Фелизы Бурштын: противостояние культурной гегемонии» . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ «Создавая пространство: женщины-художницы и послевоенная абстракция в МоМА – Art Viewer» . 27 апреля 2017 года . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Фелиза Бурштын Ржежник» . enciclopedia.banrepcultural.org (на испанском языке) . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ Джина МакДэниел Тарвер (июнь 2014 г.). «Искусство Фелизы Бурштын перед лицом культурной гегемонии (раздел: «Статус-кво»)» . Артелогия VI . Проверено 16 августа 2008 г.
- ^ Очоа, Мануэла (2013). Необитаемые Штаты Los Escenarios Inhabitados : Шагая в дом Фелизы Бурштын (магистерская диссертация). Художественный институт Сан-Франциско .
- ^ Jump up to: а б Тарвер, Джина МакДэниел. «14. Искусство Фелизы Бурштын: противостояние культурной гегемонии» . cral.in2p3.fr (на французском языке) . Проверено 4 февраля 2019 г. .
- ^ Jump up to: а б с «Искусство под террором (V) / Фелиза Бурштын: Металлолом, изгнание и смерть – Крысиный хвост» (на испанском языке). 16 апреля 2014 года . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «Фелиза Бурштын: Похвала металлолому: Национальный музей Колумбии». Art Nexus : 36. 2010 – через EBSCOhost.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Фелиза Бурштын - 10 произведений, биография и выставки на Artsy» . www.artsy.net . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Бурштын, Фелиза | 6 выставок и событий» . www.mutualart.com . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ «Фелиза Бурштын. Без названия (из серии «Истерика»). Ок. 1967 | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Тейт. « Без названия», Фелиза Бурштын, 1968 . Тейт . Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Фелиза Бурштын, Истерикас» . transatlantic.artmuseum.pl . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ TheBiography.us; TheBiography.us. «Биография Фелизы Бурштын (1933–1982)» . thebiography.us . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Взгляд на север – Фелиза Бурштын | ColArte | Искусство в Колумбии» . www.colarte.com . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Краткая история Колумбийского национального салона» . вселенные.арт . Проверено 5 марта 2019 г.