Jump to content

Фелиза Бурштын

Фелиза Бурштын
Рожденный ( 1933-09-08 ) 8 сентября 1933 г.
Богота , Колумбия
Умер 8 января 1982 г. ) ( 1982-01-08 ) ( 48 лет
Париж, Франция
Национальность Колумбийский
Образование
Известный Скульптура
Заметная работа Кровати и истерики

Фелиза Бурштын (8 сентября 1933 г. - 8 января 1982 г.) [ 1 ] ) — колумбийский скульптор.

Биография

[ редактировать ]

Фелиза Бурштын родилась в Боготе , Колумбия, в 1933 году в семье польских еврейских иммигрантов. Ее родители только что посетили Боготу во время ее рождения в 1933 году. Когда они получили известие об избрании Адольфа Гитлера канцлером Германии, они решили остаться в Колумбии, где ее отец основал небольшую текстильную фабрику. [ 2 ]

Отец Бурштына управлял процветающей текстильной фабрикой, и семья поднялась до элитных рядов промышленников в стране, которая переживала быстрый процесс модернизации. [ 3 ] Текстильная фабрика ее отца позволила ей продолжить обучение в Боготе, затем в Лиге студентов-художников Нью-Йорка, где она изучала живопись. [ 4 ] и, наконец, Академия Гранд Шомьер в Париже для изучения скульптуры. В Академии Гранд Шомьер ее преподавал скульптор-кубист Осип Цадкин . Во время своей второй поездки в Европу она научилась плавить и обрабатывать металлолом у скульптора Сезара Бальдаччини . [ 5 ]

Однако Бурштын не была с таким энтузиазмом настроена по поводу динамичной трансформации страны, поскольку, по ее наблюдениям, этот процесс еще больше углубил социальные и экономические разногласия в стране. [ 6 ] В 1960 году она превратила часть фабрики своего отца в художественную студию. [ 7 ] Она исследовала использование материалов и находилась под влиянием работ французского художника Сезара Бальдаччини , а после 1961 года она начала использовать металлолом в своих работах. [ 8 ] Бурштын был частью поколения, которое изменило определение скульптуры в колумбийской культуре. [ 3 ]

Мастерская Бурштына в Боготе была местом сбора многих писателей, художников и интеллектуалов, включая Габриэля Гарсиа Маркеса , Алехандро Обрегона , Марту Трабу, Альваро Сепеда Самудио , Сантьяго Гарсиа , Хорхе Гайтан Дуран, Фернандо Мартинес Санабриа и Эрнандо Валенсия Гелькель. Она уехала в Мексику в 1981 году из-за политических и социальных проблем в Колумбии.

Бурштын женился на Лоуренсе Флейшере 6 декабря 1952 года, и у них родилось три дочери: Джанетт, Бетина и Мишель. 6 декабря 1982 года Мишель родила дочь и назвала ее Фелизой. [ 9 ] Бурштын умерла в изгнании в Париже 8 января 1982 года, оставив многие свои работы Министерству культуры Колумбии и Национальному музею Колумбии . [ 1 ]

Жизнь как художника

[ редактировать ]

Фелиза Бурштын была колумбийской художницей, которая разработала свой собственный оригинальный путь кинетического искусства . Ее более поздние скульптуры более прямо подходили к критике политической и религиозной элиты. Бурштын никогда не уклонялась от поддержки левых оппозиционных движений. После поездки на Кубу она застала в своей квартире политическую полицию Колумбии, которая обвинила ее в контрабанде оружия партизанам через ее студию. Бурштын получил политическое убежище в Мексике, а затем эмигрировал в Париж. Вскоре она умерла от сердечного приступа. [ 6 ]

Бурштын была пионером в концепции искусства инсталляции, называя свои произведения «espaciosambinales» (пространствами окружающей среды) из-за их прямого отношения к пространствам, в которых они были выставлены. [ 10 ] Бурштын была одним из художников, оказавших наибольшее влияние на современное искусство Колумбии и Латинской Америки, но история ее мало признала. Возможно, многие предпочитают игнорировать ее, потому что она как в артистической карьере, так и в личной жизни посвятила себя нарушению правил. [ 11 ]

Бурштын вошла в канон истории колумбийского искусства как ключевой современный художник, но делать упор прежде всего на ее формальные инновации, поскольку они способствовали развитию современного, автономного искусства в Колумбии, значит рисковать свести к минимуму способы, которыми ее работы бросали вызов культурной гегемонии и Европейско-американские дискурсы современности. Ее искусство можно интерпретировать как проблематизацию предположения о том, что «развитие» — это ответ на «неразвитость», что современность может быть универсально полезной. В противостоянии с доминирующими структурами власти в Колумбии, стремившимися контролировать классовые и гендерные отношения и мораль, работы Бурштына обнажили темную сторону современности — колониальность. [ 12 ]

Хронология

[ редактировать ]

1960-е годы

[ редактировать ]
  • В 1961 году Бурштын представила свою первую из одиннадцати чатарр (скульптур, сделанных из обрезков), которая вызвала негативную реакцию и резкую критику даже со стороны ведущего искусствоведа Колумбии Вальтера Энгеля. [ 7 ]
  • 1962: Выставляется в музее Бесалель в Иерусалиме и участвует в XIV Салоне колумбийских художников. [ 5 ]
  • 1963: Участвует в XV Салоне колумбийских художников в Национальном музее Боготы. [ 5 ]
  • 1964: Выиграйте первую премию в области скульптуры на I салоне Интеркол в Музее современного искусства в Боготе. [ 5 ]
  • К 1964 году, примерно во время ее второй персональной художественной выставки, искусствоведы, во многом подобно Уолтеру Энгелю, решили пересмотреть возможности «мусорного» искусства. [ 7 ]
  • В 1965 году Бурштын получила первую премию в области скульптуры на 17-м Национальном салоне, а в 1967 году она представила новую работу из нержавеющей стали с кинетическим компонентом, которую она назвала Las histéricas (Истерические). [ 7 ]
  • 1965: Выиграйте первую премию в области скульптуры на XVII Салоне колумбийских художников за скульптуру «Мирандо аль Норте». [ нужна ссылка ]
  • 1966: Участие в выставке шести колумбийских скульпторов в Библиотеке Луиса Анхеля Аранго и участие в XVIII Национальном зале художников того же учреждения. [ 5 ]
  • 1967: Выиграйте третью премию на XIX Салоне национальных художников в библиотеке Луиса Анхеля Аранго, Богота. В том же году власти задержали Бурштын в аэропорту Эльдорадо военными во время ее прибытия в поездку по Европе, Кубе и Израилю. [ 5 ]
  • 1968: Выставка «Las Histéricas» в Музее современного искусства в Боготе. Экспонат состоял из 27 скульптур из металлолома из нержавеющей стали, размещенных в углах, на потолке и на стенах выставочного зала. В каждой скульптуре использовался двигатель проигрывателя, заставляющий части двигаться и тереться друг о друга, что сопровождалось звуковыми и световыми проекциями. [ 10 ] Эта же серия представлена ​​также в Буэнос-Айресе, Сан-Франциско и Гаване. [ 13 ]

1970-е годы

[ редактировать ]
  • В 1970-е годы две важные работы — серии Las camas («Кровати», 1974) и La baila mecánica («Механический танец», 1979) – полностью охватывают возможности кинетического искусства в мультимедийной обстановке. [ 7 ] В 1974 году в Музее современного искусства Боготы Las camas состояла из тринадцати моторизованных кроватей странной формы, которые загадочно двигались под атласными простынями под звуковую дорожку, написанную музыкантом-экспериментатором Жаклин Нава. [ 7 ] Точно так же для la baila Mechanicala Бурштын построил семь больших вертикальных крытых скульптур, напоминающих тела. Как и в случае с кроватями, фигуры «танцевали» под музыку при ярком освещении, завершая сценическое представление. [ 7 ]
  • 1971: Создает скульптуру «Дань Ганди», которая расположена на улице Каррера 7 на 100-й улице в Боготе и участвует в «Десяти годах колумбийского искусства» и в XXII Национальном зале художников Национального музея. [ 5 ]
  • 1972: Участвует в III биеннале Кольтехера в Медельине и в 1-й Национальной выставке пластических искусств Университета Хорхе Тадео Лосано. Там она получает специальный приз Пас дель Рио за «Каму». [ 14 ]
  • 1973: Проектирует офисы Par Publicidad в Медельине по заказу Луиса де Сулета и Амилкара Осорио. [ 5 ]
  • 1974: Представляет «Камас» с механическим механизмом в Музее современного искусства Боготы и Музее современного искусства Ла Тертулия. [ 5 ]
  • 1975: Выполняет одно из своих «Кружевных изделий» в виде фрески на фасаде Banco del Comercio в Боготе и выставляет «Кровати с музыкой и движением» в Музее Университетского города Мехико. [ 5 ]
  • 1976: Завершена фреска «Тайная вечеря», выполненная из 12 тысяч столовых приборов для отеля «Центр Сены» в Боготе. [ 5 ]
  • 1977: Выставляет свои «Миникультуры» в галерее Сан-Диего в Боготе. [ 5 ]
  • 1979: Экспонирует выставку «Baila Mecánica» в галерее Гарсеса Веласкеса, Музее современного искусства Ла Тертулия, Варшава, Краков и Гавана. [ 5 ]

1980-е годы

[ редактировать ]
  • 1980: Участвует в выставке колумбийских художников в Каса-де-лас-Америкас в Гаване. [ 5 ]
  • В 1981 году была задержана и допрошена военными в течение двух дней после двух поездок на Кубу. [ 7 ]
  • В 1982 году Умер от сердечного приступа в возрасте сорока девяти лет в Париже, 8 января. [ 7 ]

Произведения искусства

[ редактировать ]

Хотя ее работы абстрактны, благодаря материалу «новой реальности» и новому отношению к зрителю они могут быть связаны с социальными проблемами. Благодаря своему удобному, но «чужому» положению еврейки , дочери промышленников-иммигрантов, живущей рядом с фабрикой, она смогла процветать как художница-новатор с радикальными взглядами. [ 15 ]

В отличие от других латиноамериканских художников, работающих в абстрактном искусстве, стремления Бурштына никогда не были сосредоточены на правилах восприятия реальности. Напротив, она использовала его как средство для политизированного контента, касающегося прав женщин в постколониальном обществе, раскрывая тревожное лицо модернизации и одновременно критикуя авторитарное правление. [ 6 ] Среди художников, работающих в области кинетического искусства, Бурштын занимает особое место. Для нее это движение никогда не было источником увлечения. Скорее, это был способ вызвать у зрителя чувство дискомфорта. Кинетическое искусство, созданное Бурштыном, было не столько исследовательским инструментом, сколько методом изображения того, о чем не предполагалось говорить. В конце концов, она разработала свой собственный оригинальный путь кинетического искусства. [ 16 ]

Металлолом

[ редактировать ]

В 1961 году Бурштын представила свои первые одиннадцать чатарр , относительно простых и плоских композиций из деревенских механических фрагментов, таких как обручи колес, гайки, болты, свечи зажигания, шестерни, провода и т. д. [ 17 ]

Первые скульптуры Бурштына (Chatarras – ассамбляжи) были изготовлены из отходов свалки – выброшенных фрагментов машин, шин, тросов, болтов и других металлических деталей. Это была бесстрашная критика индустриализма и последовавшего за ним роста потребительства, и она не была встречена с распростертыми объятиями национальными художественными учреждениями и критиками, которые в целом считали, что художники должны поддерживать прогресс Колумбии. [ 6 ]

Истерика

[ редактировать ]

Las histericas была разрывом Бурштына с общепринятыми предубеждениями и социальной натурализацией. Она использовала материалы, формы, движения и механические звуки, создавала грубое и шокирующее искусство. [ 18 ] Она выбросила мусор со свалки в пользу деталей, выброшенных с завода по производству радиаторов. Она прикрепила небольшой электродвигатель к длинным спиралевидным полоскам алюминия, которые соединялись в абстрактные формы, приводившие в шумное вибрирующее движение, которое зритель воспринимал одновременно несколькими органами чувств. [ 6 ] Бурштын выразил заинтересованность в использовании выставочного пространства в качестве экспериментального пространства. Ее скульптуры занимали все стены и полы, некоторые из них свисали с потолка в полностью затемненных комнатах, с единственным прожектором, направленным на постоянно движущуюся конкретную работу. [ 6 ]

Истерика , изготовленная из лома нержавеющей стали, была выставлена ​​в 1968 году в Музее современного искусства в Боготе, который в те годы располагался на базе Национального университета. С этой работой она выиграла XIX Национальный салон художников того же года. [ 18 ] В 1969 году сериал объединился с фильмом режиссера-экспериментатора Луиса Эрнесто Ароча «Hoy Felisa», в котором, в свою очередь, были показаны подвижные формы «Истеричек», переплетенные с образами таких кумиров поп-культуры, как Бетт Дэвис и Марлон Брандо.

В Лас-Камасе в 1974 году она заняла 13 кроватей и в каждую из них поместила загадочную форму, покрытую разноцветными тканями, а также электродвигатель, который приводил всю кровать в вибрирующее движение. В «Механическом танце» несколько персонажей сосуществовали, дополняя себя, обеспечивая глубину и даже разные точки зрения. Однако в космосе царила некоторая печаль и дурное предзнаменование. Если принять во внимание события, которые привели к изгнанию Бурштына, каждый персонаж под тканями Байлы был намеком на то, что произойдет в те годы, когда многие колумбийцы были завязаны на глазах и допрошены, подвергнуты абсурдному и бесконечному механизму. С этой точки зрения выставочное пространство было социально-политическим: жертвы находились на трибуне, за которой публика наблюдала с вниманием и безразличием. [ 18 ]

Механический танец

[ редактировать ]

В своем «Механическом балете » 1979 года Бурштын использовала полотно, сталь, двигатели и колеса, чтобы создать сцену, и расположила на ней семь абстрактных фигур, которые свисали с потолка и исполняли неуклюжий, нескоординированный механический танец. [ 17 ]

Выставки

[ редактировать ]

Избранные персональные выставки

[ редактировать ]
  • 1958 Галерея Эль Кальехон, Богота.
  • 1964 Музей современного искусства Боготы.
  • 1974 Кровати, Музей Ла Тертулия , Кали, Колумбия.
  • 1979 Механический танец, Галерея Гарсеса Веласкеса, Богота.
  • 2009 Фелиза Бурштын: Elogio de la chatarra, представленная в рамках серии Homenajes Nacional Национальным музеем Колумбии, Богота. Включенные работы Бурштына характеризовались использованием промышленных отходов в качестве основного скульптурного материала, а презентация была сосредоточена на концепциях поэзии, движения и пространства. [ 19 ]
  • 2015 Галерея Леона Товара в ARCOMadrid 2015 Галерея Леона Товара. [ 20 ]
  • 2016 Галерея La Cometa в ARTBO 2016 Галерея La Cometa [ 20 ]
  • 2017 Галерея Леона Товара в ARCOMadrid 2017 Галерея Леона Товара. [ 20 ]
  • 2018 Галерея Леон Товар в ARTBO 2018 Галерея Леон Товар. [ 20 ]
  • 2019 Галерея Леона Товара в ARCOmadrid 2019 Галерея Леона Товара. [ 7 ] [ 20 ]

Прошедшие выставки

[ редактировать ]
  • 2015 Складывание: линия, пространство и тело / Латиноамериканские женщины-художницы, работающие вокруг абстракции, Энрике Фариа, Нью-Йорк
  • 2016 2016 - Скульптурная мысль, Галерея Casas Reigner
  • 2017 Радикальные женщины в латиноамериканском искусстве, 1960–1985, Музей Хаммера.
  • 2017 Края и углы, Галерея Леона Товара, Нью-Йорк. [ 20 ]
  • 2018 Другой трансатлантический. Кинетический и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке, Музей современного искусства «Гараж»
  • 2018 Радикальное женское латиноамериканское искусство, 1960–1985, Бруклинский художественный музей [ 21 ]

Коллекции

[ редактировать ]

Работы Фелизы Бурштын собирались как в частном порядке, так и в государственных учреждениях, таких как Музей современного искусства, [ 22 ] Национальный музей Колумбии, Банко де ла Республика в Боготе и галерея Тейт Модерн в Лондоне. [ 7 ] [ 23 ] [ 24 ]

Почести и награды

[ редактировать ]
  • 1965: Первая премия в области скульптуры, XVII Национальный салон. [ 25 ]
  • 1965: Выиграйте первую премию в области скульптуры на XVII Салоне колумбийских художников за скульптуру «Мирандо аль Норте». [ 26 ]
  • 1967: Третья премия XIX Салона народных художников. [ 27 ]
  1. ^ Jump up to: а б «Временная выставка Фелизы Бурштын: Похвала металлолому» . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 15 января 2010 г.
  2. ^ Камило Лейва, Мануэла Очоа и Хуан Карлос Осорио, «Хронология», в книге «Фелиза Бурштын: Похвала металлолому » (Богота: Национальный музей Колумбии, 2009), стр.7
  3. ^ Jump up to: а б «Фелиза Бурштын», статья в Eco 44.267 (январь 1984 г.) Марты Трабы , стр. 235–260
  4. ^ Джина МакДэниел Тарвер (июнь 2014 г.). «Искусство Фелизы Бурштын перед лицом культурной гегемонии (раздел: «Статус-кво»)» . Артелогия VI . Проверено 16 августа 2008 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Фелиза Бурштын Ржежник — Энциклопедия | Banrepcultural» . enciclopedia.banrepcultural.org . Проверено 5 марта 2019 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж «Фелиза Бурштын, Истерикас» . transatlantic.artmuseum.pl . Проверено 4 марта 2019 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Фахардо-Хилл, Сесилия; Джунта, Андреа ; Алонсо, Родриго (2017). Радикальные женщины: латиноамериканское искусство, 1960–1985 . ISBN  9783791356808 . OCLC   1004331074 .
  8. ^ «Фелиза Бурштын», статья в Arte en Colombia 17 Мигеля Гонсалеса (декабрь 1981 г.), стр. 44–47
  9. ^ "leon-tovar-gallery | Фелиза Бурштын" . Леон-товар-галерея . Проверено 5 марта 2019 г.
  10. ^ Jump up to: а б Урибе де Урдинола, Марица (18 сентября 1979 г.). «Веселые «Танцы» в Кали» . Страна . стр. 6–7.
  11. ^ «Фелиза Бурштын: колумбийка, осмелившаяся делать скульптуры из металлолома еще до того, как он попал в продажу» . 30 июня 2023 г.
  12. ^ Макдэниел Тарвер, Джина (17 октября 2013 г.). «Искусство Фелизы Бурштын: противостояние культурной гегемонии» . Проверено 4 марта 2019 г.
  13. ^ «Создавая пространство: женщины-художницы и послевоенная абстракция в МоМА – Art Viewer» . 27 апреля 2017 года . Проверено 5 марта 2019 г.
  14. ^ «Фелиза Бурштын Ржежник» . enciclopedia.banrepcultural.org (на испанском языке) . Проверено 12 июня 2023 г.
  15. ^ Джина МакДэниел Тарвер (июнь 2014 г.). «Искусство Фелизы Бурштын перед лицом культурной гегемонии (раздел: «Статус-кво»)» . Артелогия VI . Проверено 16 августа 2008 г.
  16. ^ Очоа, Мануэла (2013). Необитаемые Штаты Los Escenarios Inhabitados : Шагая в дом Фелизы Бурштын (магистерская диссертация). Художественный институт Сан-Франциско .
  17. ^ Jump up to: а б Тарвер, Джина МакДэниел. «14. Искусство Фелизы Бурштын: противостояние культурной гегемонии» . cral.in2p3.fr (на французском языке) . Проверено 4 февраля 2019 г. .
  18. ^ Jump up to: а б с «Искусство под террором (V) / Фелиза Бурштын: Металлолом, изгнание и смерть – Крысиный хвост» (на испанском языке). 16 апреля 2014 года . Проверено 11 марта 2019 г.
  19. ^ «Фелиза Бурштын: Похвала металлолому: Национальный музей Колумбии». Art Nexus : 36. 2010 – через EBSCOhost.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж «Фелиза Бурштын - 10 произведений, биография и выставки на Artsy» . www.artsy.net . Проверено 5 марта 2019 г.
  21. ^ «Бурштын, Фелиза | 6 выставок и событий» . www.mutualart.com . Проверено 4 марта 2019 г.
  22. ^ «Фелиза Бурштын. Без названия (из серии «Истерика»). Ок. 1967 | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 5 марта 2019 г.
  23. ^ Тейт. « Без названия», Фелиза Бурштын, 1968 . Тейт . Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 5 марта 2019 г.
  24. ^ «Фелиза Бурштын, Истерикас» . transatlantic.artmuseum.pl . Проверено 5 марта 2019 г.
  25. ^ TheBiography.us; TheBiography.us. «Биография Фелизы Бурштын (1933–1982)» . thebiography.us . Проверено 5 марта 2019 г.
  26. ^ «Взгляд на север – Фелиза Бурштын | ColArte | Искусство в Колумбии» . www.colarte.com . Проверено 5 марта 2019 г.
  27. ^ «Краткая история Колумбийского национального салона» . вселенные.арт . Проверено 5 марта 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 049f9e578f1986695a91053af7b36ff4__1707336360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/f4/049f9e578f1986695a91053af7b36ff4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Feliza Bursztyn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)